Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:27, курсовая работа
Правильное диетпитание играет большую роль в жизни человека; оно приобретает особое значение для человека. При лечении многих заболеваний применение одних медикаментов не дает должного эффекта, если оно не сочетается с соответствующим лечебным питанием. Поэтому в предприятиях общественного питания организовано лечебное питание. Нередки случаи, когда больному человеку необходимо диетическое питание при лечение в поликлинике, дома после выписки из больницы или после санаторного лечения. Осуществляется оно через специальную сеть диетических столовых, диетических отделений при Предприятиях общественного питания, а также путем продажи в специализированных магазинах продуктов и кулинарных изделий лечебного назначения.
Производство готовой
продукции |
|
В мясорыбном цехе |
В холодном цехе |
В горячем цехе |
Реализация готовой продукции |
В собственном торговом зале |
Товародвижение – транспортировка товаров от мест их производства до мест потребления. Основные принципы товародвижения:
- оптимальные звенности товародвижения;
- эффективное
использование транспортных
- эффективное
использование торгово-
- сокращение количества операций с товаром.
2.1 Организация снабжения предприятия общественного питания.
Источники снабжения и поставщики предприятия
общественного питания.
Итак, первоначальным звеном технологического процесса производства кулинарной продукции является рациональная организация снабжения предприятия общественного питания сырьем, полуфабрикатами, продуктами и материально-техническими средствами, что является важнейшей предпосылкой эффективной и ритмичной работы производства.
К
организации и
Источниками снабжения диетической столовой являются одновременно и предприятия-изготовители, поставляющие большую часть продукции (хлеб и хлебобулочные изделия; молоко и молочную продукцию; яйца; колбасные изделия и т.д.), и частные предприниматели (поставляют мясные продукты, рыбу и рыбные товары и т.д.). Также продукция поступает и через посредников - оптовые базы.
Правовые
аспекты взаимоотношений
Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Сторонами договора могут быть как граждане, так и юридические лица. Условия договора стороны определяют самостоятельно.
Основными видами договоров, применяемых в торговле и общественном питании, являются:
- договор купли-продажи;
- договор поставки;
- договор складского хранения;
- договор комиссии;
- трудовой договор.
Договор поставки является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставкам всех видов продукции (образцы договоров поставки см.Приложение №1 и № 2). При намерении заключить контракт следует четко знать, какие цели необходимо достичь при его реализации, и уточнить наиболее важные моменты, связанные с его оформлением, подписанием и исполнением.
Организация снабжения. Формы и способы доставки продуктов.
Логистика - планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению материального потока от пункта закупки сырья до пункта конечного потребителя.
Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом.
В столовой для организации снабжения предприятия назначен работник, отвечающий за своевременную доставку необходимой продукции.
На предприятиях общественного питания должен формироваться список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется. Составленный перечень поставщиков анализируется на основании специальных критериев. Зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок. К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
- удаленность поставщика от потребителя;
- сроки выполнения заказов;
- организация
управления качеством у
- финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
Формы снабжения продукцией предприятий общественного питания:
На предприятиях
общественного питания
В большинстве случаев в данной столовой применяется смешанная форма снабжения. Но для скоропортящихся продуктов, а также для крупногабаритных товаров (мука, сахар, макаронные изделия и т.д.) наиболее рационально применение транзитной формы снабжения. Для нескоропортящихся продуктов возможно использование складской формы снабжения.
Доставка продуктов ведется централизованным и децентрализованным способами. Так, в столовой одновременно используются оба способа доставки: и централизованная (для транспортировки мясной, рыбной продукции, молочных товаров и т.д.), и децентрализованная (доставка хлебобулочной продукции, специй и т.д.).
2.2 Поступление продукции от поставщиков.
Приемка продовольственных товаров на предприятии
общественного питания.
Приемка товаров на предприятиях общественного питания является важной составной частью технологического процесса.
Поступающие
в организации
Товар принимается по документам:
- накладным, в которых указывается наименование продукции, цена за единицу продукции, количество единиц и общая стоимость;
- удостоверению качества и безопасности продукции;
- счету-фактуре, в котором помимо граф накладной указаны цены на единицу продукции и на продукцию в целом без учета налога НДС;
- ветеринарному свидетельству с оригиналом печати поставщика и голограммой ветеринарно-санитарного надзора;
- сертификату
соответствия продукции и
Продукты получают по количеству и качеству и проводят в два этапа.
Первый этап – предварительный. Приемка продукции по количеству производится по товарно-транспортным накладным, счетам-фактурам, путем перерасчета тарных мест, взвешивания и т.п. Второй этап – окончательная приемка. Масса нетто и количество товарных единиц проверяются одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции – не позднее 24ч. с момента приемки товаров. При обнаружении недостачи составляется односторонний акт о выявленной недостаче, этот товар хранится отдельно, обеспечивается его сохранность и вызывается поставщик по скоропортящимся продуктам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным – не позднее 24ч.
Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству. Срок проверки качества для скоропортящихся товаров – 24 ч, для нескоропортящихся – 10 дней. Приемка товаров по качеству производится органолептически (по виду, цвету, запаху, вкусу). При этом проверяют соответствие стандартам, техническим условиям. К транспортным документам прикладываются сертификаты или удостоверения качества, где указываются дата изготовления, срок реализации, название фирмы; гигиенические сертификаты (с указанием допустимых и фактических уровней тяжелых металлов). В случае обнаружения несоответствия качества продукции установленным нормам оформляется акт несоответствия.
Продукцию, прошедшую приемку, направляют на краткосрочное хранение в складские помещения.
2.3 Хранение продуктов.
Хранение продуктов происходит в специально организованных складских помещениях. Таким образом, складские помещения предприятий общественного питания служат для приемки поступающих от поставщиков продуктов, сырья и полуфабрикатов, их краткосрочного хранения и отпуска.
Продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные; рыбные; молочно-жировые; гастрономические продукты; овощи и фрукты.
Сырье и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь и т.д), следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи (масло сливочное, сыр, чай, соль, сахар и т.д).
Нарушение установленных правил, режимов хранения, транспортировки, отпуск товара может привести к товарным потерям. Для предотвращения потерь и порчи продуктов необходимо обеспечить в складских помещениях оптимальный режим хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами.
2.4 Отпуск продуктов в цеха.
Отпуск продукции является одной из важных завершающих операций складского цикла. Из складских помещений предприятия общественного питания отпуск продукции на производство осуществляется по требованиям, составленным материально-ответственными лицами (заведующим производством, шеф-поваром).
На основании требования бухгалтерия оформляет требования-накладные, которые подписываются главным бухгалтером и руководителем предприятия, а после отпуска товаров – заведующим складом и получившим товар материально-ответственным лицом. При получении продуктов со склада проверяется их соответствие требованиям-накладным по ассортименту, массе и качеству, а также исправность тары.
При получении продуктов материально-ответственные лица должны убедиться в исправности весов, проверить вес тары, качество продукции, сроки реализации отпускаемых товаров, проследить за точностью взвешивания и записей в накладной.
Перегружать продукты из тары поставщика в чистую промаркированную внутрицеховую тару (по каждому цеху отдельно) следует непосредственно в камере. Запрещается завозить или приносить в цеха продукты в таре поставщика.
2.5 Производство и реализация готовой кулинарной продукции.
В диетической столовой технологический процесс производства готовых блюд и кулинарных изделий состоит из двух последовательных стадий:
- механическая кулинарная обработка сырья (изготовление полуфабрикатов);
- тепловая кулинарная обработка полуфабрикатов и пищевых продуктов (доведение полуфабрикатов до степени готовности).
Механическая кулинарная обработка осуществляется в заготовочных цехах столовой: мясорыбном цехе и овощном. В результате механической обработки сырья получают полуфабрикаты, которые идут для приготовления блюд и кулинарных изделий. Механическая обработка состоит из следующих операций: размораживание сырья; удаление загрязнений и несъедобных частей; разделения на части, порции; придания им соответствующей формы, размера; компоновки продуктов между собой и др.