Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа
Поставленная цель:
Осуществить теоретический анализ состояния проблемы слухов как коммуникативной технологии в коммуникационном менеджменте.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
1. Опираясь на понятие коммуникации, показать сущность коммуникативного процесса и функционирования коммуникативных технологий в организации.
2. Представить относительно полную общую и коммуникативную характеристику слухам.
Введение
Глава 1. Изучение коммуникации, коммуникативного процесса и коммуникативных технологий.
1.1 Коммуникация: понятие, функции, виды.
1.2 Коммуникационный процесс: элементы и этапы.
1.3 Коммуникативные технологии
Глава 2. Изучение слухов как коммуникативной технологии
2.1 Понятие «слухи»
2.2 Классификация слухов
2.3 Коммуникативные характеристики слухов
2.4 Функции слухов
2.5 Причины возникновения и распространения слухов
2.6 Процесс распространения слухов и их последствия.
2.7 Использование слухов
2.8 Изучение слухов
2.9 Управление слухами. Профилактика и противодействие
Заключение
Библиографический список
Приложение
На рисунке 2.1 [ПРИЛОЖЕНИЕ 1] показана схема коммуникации как обмена информацией. В процессе обмена информацией М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури выделяют четыре базовых элемента:
1. Отправитель/коммуникатор
— лицо, генерирующее идеи или
собирающее информацию и
2. Сообщение
— собственно информация, закодированная
с помощью символов. Смыслом и
значением сообщения являются
принадлежащие отправителю
- Сообщение — это содержание информации. То есть считается, что сообщение – это содержание коммуникации, то, что сообщается. Основное тут то, что составляет смысл статьи, выступления и т.д.
- Сообщение — это
среда. С этой точки зрения
содержательная сторона
- Сообщение — это
личность. Сторонники такого подхода
считают, что ключевым
Очевидно, что подобные точки зрения как бы разрывают на отдельные части то единое целое, что в конечном счете представляет собой сообщение. Только автор приходит к выводу, что в целостности приведенных выше элементов и составных частей сообщение приобретает законченный вид, достигая наибольшего эффекта воздействия на получателя.
3. Канал
— средство передачи
4. Получатель/реципиент
— лицо, которому предназначена
информация и которое
При обмене информацией отправитель
и получатель проходят несколько
взаимосвязанных этапов. Их задача
— составить сообщение и
Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею следует сделать предметом обмена. Очень важно правильно и тщательно сформулировать свою идею, сделать ее конкретнее, с тем, чтобы она стала интересной и притягательной для получателя. Отправитель решает только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией.
Кодирование и выбор канала.
Прежде чем передать идею, необходимо
превратить ее в сообщение. Для этого
отправитель должен с помощью
символов закодировать ее, используя
слова, интонации и жесты (язык тела).
Отправитель должен также выбрать
канал, совместимый с типом символов,
использованных для кодирования. К
некоторым общеизвестным
Передача сообщения. После зарождения идеи, выбора канала ее распространения и кодирование информации отправителем, сообщение передается получателю. На этом этапе возможно искажение сообщения.
Декодирование После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. [14] В.Г. Королько отмечает, что, то, как получатель расшифрует сообщение, в значительной степени зависит от личного восприятия человека. Каждому человеку свойственна предвзятость, которая объясняется действием многих факторов, в частности, стереотипов, символов, семантики, давления группы, к которой относится индивид, и особенно средств массовой информации. [11]
Обратная связь Точность
понимания получателем смысла высказывания
станет очевидной для отправителя
только тогда, когда произойдет смена
коммуникативных ролей и
В некоторых случаях, если получатели не приступили к активным практическим действиям, они, тем не менее, могут понять и передать сообщения другим людям. Такая передача полученных сообщений от одного к другому образует двухступенчатый поток: вертикальный — от некоего источника к адресату и горизонтальный — межличностные контакты. Нацеливание сообщений в первую очередь на лидеров общественного мнения основано на надежде, что они сами будут распространять полученное сообщение по горизонтали среди общественности, у которой они пользуются авторитетом.[11]
Основной преградой в
организационных коммуникациях
на этапах передачи и декодирования
является искажение сообщений. Когда
информация движется внутри организации
вверх и вниз, смысл сообщений
несколько искажается. Такое искажение
может быть обусловлено рядом
причин. Сообщения могут искажаться
непреднамеренно в силу затруднений
в межличностных контактах. Сознательное
искажение информации может иметь
место, когда какой-либо управляющий
не согласен с сообщением. В этом
случае управляющий модифицирует сообщение
так, чтобы изменение смысла происходило
в его интересах. [47] Это также
является одной из причин появления
и деформирования слухов. Передача
сообщений по устным неформальным каналам
более способствует искажению сообщений.
Информация, даже дойдя до получателя,
может оказаться радикально отличной
от изначального сообщения. Пи этом искажение
может происходить как
Согласно одному исследованию А. Кормана, лишь 63% содержания информации, отправляемой советом директоров, доходило до вице-президентов, 40% — до начальников цехов и 20% — до рабочих. Сообщения, отправляемые наверх, могут искажаться в силу несовпадения статусов уровней организации. Руководители высшего звена обладают более высоким статусом, поэтому возникает тенденция снабжать их только положительно воспринимаемой информацией. Это может приводить к тому, что подчиненный не информирует руководителя о потенциальной или существующей проблеме, поскольку “не хочет сообщать начальнику плохие новости”. [39] Также, поскольку подчиненные часто хотят получить одобрение от руководителя, они могут говорить ему только то, что он хочет услышать. Это в свою очередь доказывает, что статусные различия сильно отражаются на качестве обмена информацией.
1.3 Коммуникативные технологии
Коммуникативные технологии не являются исключительно сегодняшним изобретением, ведь, например, и проповедь, и книга, и шаманское пение, — все это является коммуникативной технологией разной степени интенсивности. Приведу в поддержку мнение Роберта Ходжа и Гюнтера Кресса: «Масс-медиа действует как коммуникативные технологии прошлого, включая письмо, искусство и архитектуру, в построении коммуникативных обменов» [37] В конечном счете, все коммуникативные технологии направлены на те или иные изменения сознания и делают это с вполне предсказуемыми последствиями. [22]
В. Демьянков, рассматривая западные исследования по воздействию, приводит типологию по интенсивности воздействия, разграничивающий низкоинтенсивные и высокоинтенсивные технологии [6].
Высокоинтенсивные технологии позволяют осуществлять перемены в сознании за краткий период времени. Низкоинтенсивные технологии рассчитаны на более долговременный период. В результате их действия создается благоприятный контекст для возможных будущих действий.
Низкоинтенсивные технологии имеют преимущество в том, что их цели известны коммуникатору, но неизвестны получателю информации. В случае высокоинтенсивных технологий цель коммуникации является явной и для отправителя, и для получателя. Поэтому она может встречать сопротивление аудитории, в случае низкоинтенсивной технологии цель оказывается «спрятанной», что дает возможность подавать ее в качестве нейтральной информации.
Важным параметром коммуникативных
технологий является удержание внимания
реципиента. Если мы посмотрим на фильм
или книгу как вариант
Высоко- и низкоинтенсивные технологии решают разные типы задач. Комбинация и тех, и других позволяет осуществлять широкий круг конкретных заданий. Высокоинтенсивные технологии более серьезным образом разрушают имеющуюся систему ценностей, чего нельзя сказать о низкоинтенсивных технологиях.
Наиболее удачной
Слухи также являются своего рода «мягкой» коммуникативной технологией, где важна не столько передача самой информации, как передача чаще всего негативной эмоциональной реакции. Очень часто задачей коммуникативных технологий, как и в данном случае, является создание пересказываемого текста. Это создание текста с точки зрения следующего этапа коммуникативного процесса (посткоммуникации). [27]
В рамках единой коммуникативной кампании могут быть низкоинтенсивные и высокоинтенсивные элементы. Одни действуют косвенно, другие прямо. Примером такого долговременного элемента в рамках высокоинтенсивной технологии выборов может служить тема. Как справедливо отмечает группа харьковских избирательных технологов: «Тема не просто лозунг, ее цель — показать избирателям, что кандидат знает об их проблемах и способен решить их оптимальным способом»[7].
Коммуникативные технологии
являются именно технологиями, поскольку
дают большую долю вероятности в
достижении планируемого результата.
Это не случайный, а системный
процесс, направленный на безусловное
воздействие на аудиторию. Есть конкретные
правила, подтвержденные в экспериментах
и на практике, которые отражают
наиболее эффективные стратегии
воздействия. Например, эксплуатация страха.
Э. Аронсон пишет: «Вызывающие страх
сообщения, содержащие конкретные инструкции
(как, когда и где предпринять
необходимые действия), оказались
гораздо эффективнее
Г.Г. Почепцов относит по этой причине информационные войны к коммуникативной технологии по воздействию на массовое сознание с долговременными и кратковременными целями. При этом слово «коммуникативный» подчеркивает особый статус аудитории как объекта воздействия, поскольку успешное воздействие может опираться только на интересы, ценности, идеалы аудитории, то есть речь идет о необходимости разговаривать с ней на одном языке в прямом и переносном смысле этого слова.
Итак, анализируя одного из виднейших исследователей коммуникативных технологий, Г.Г. Почепцова, к числу некоторых современных коммуникативных технологий можно отнести: СМИ, информационную войну, религию, литературу, кинематограф, выборы, паблик рилейшнз, рекламу, пропаганду (особенно военную), слухи, мифы и легенды [16,18,19]
Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что коммуникативная технология – это совокупность методов и приемов передачи и приема информации, с целью построении коммуникативных обменов для воздействия на или взаимодействия с индивидуальным получателем, группой или массовой аудиторией для реализации определенных целей при помощи перемен в сознании рецепиентов. С другой стороны, коммуникационная технология – это модель информационного и поведенческого взаимодействия заинтересованных сторон, созданная с целью использования в коммуникационных кампаниях.
Информация о работе Управление слухами. Профилактика и противодействие