Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:57, курсовая работа
Цель данного исследования состоит в определении понятия гендер, и основных понятий гендерной теории в лингвистике, в анализе гендерных исследований в философии, психологии и социологии. Также в цели данной работы входит анализ лингвистических гендерных исследований в зарубежной и отечественной науках.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Определение понятия гендер. Основные понятия
гендерной теории в современной науке…………………….…….6
Гендерные исследования в философии, психологи и
социологии…………………………………………….……….…..15
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………...………………………………………….….…23
ГЛАВА II ИСТОРИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В
ЛИНГВИСТИКЕ
2.1. Зарубежний опыт гендерних исследований в лингвистике.…...25
2.2. Лингвистические гендерне исследования в отечественной
науке……………………………………………………….………35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2………………………………………………….….…...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
С середины девяностых годов ХХ века в отечественной гуманитарной науке начинается бурное развитие собственно гендерных исследований. Роль женщины в истории и проблематизация гендерных отношений в историческом контексте представлена трудами крупнейших исследователей – А.Н. Плещеевой, Л.П. Репиной, О.В. Рябова, Н.Л. Пушкаревой, и др.
В начале 90-х гг. происходит расширение традиционной предметной сферы изучения женских проблем, отразившее специфику новых реалий в области гендерной политологии. Это предмет внимания таких учёных, как Г.А. Брандт, О.А. Воронина, Е.А. Здравомыслова, Т.Б. Рябова, А.А. Темкина, С. А. Ушакин, и др. Целый ряд исследований был посвящен гендерным различиям в политическом поведении женщин и мужчин. Гендерный анализ права и разроботки юридических механизмов гендерного равенства представлены в работах Л.Н. Завадской, З.М. Золотовой, С.В. Полениной а также общей работе по генденому равенству Г.И. Осадчей и Т.Н. Юдиной «Гендерное равенство в России: стратегии и показатели» [15, С. 127-226].
В
современной отечественной
В контексте такого подхода были сформулированы
общие принципы гендерных исследований,
важнейший из которых - признание конвенциональной
гендера, неодинаково проявляется в различных
культурных и языковых сообществах на
различных этапах их развития.
Сегодня можно утверждать, что в русском
языкознании сложилось собственное, несколько
отличное от западных течений, научное
направление по изучению гендерных аспектов
языка и коммуникации - лингвистическая
гендерология, или гендерная лингвистика.
Свидетельством тому может служить появление
значительного количества публикаций
по гендерной проблематике на материале
не только западных, но и русских, а также
других языков, которые ранее не подвергались
анализу с гендерной точки зрения. Кроме
того, регулярно проводятся конференции,
семинары и другие научные форумы, появляются
периодические издания, создаются научные
подразделения, занимающиеся изучением
гендера.
Особенность развития гендерных исследований
последних лет - это специализация и применение
гендерного подхода в области частононаучних
исследований. В лингвистике этот процесс
проявляется в первую очередь в росте
числа кандидатских и докторских диссертационных
исследований по гендерной проблематике.
Появились первые в отечественном языкознании
монографии, посвященные лингвистическим
аспектам гендера [13]. Нужно отметить О.Л.
Бессонову, доктора филологических наук,
и её монографию «Оценочный тезаурус английского
языка: когнитивно-гендерные аспекты»,
работа посвящена комплексному исследованию
оценочного тезауруса английского языка
в когнитивно и гендерном аспектах,
Одним из признаков укрепления позиций
лингвистической гендерологии как самостоятельного
научного направления можно считать появление
ряда работ методологического характера,
в которых поставлен вопрос о применении
гендерного подхода в обучении межкультурной
коммуникации, рассматриваются проблемы
разработки общенаучных подходов к изучению
гендера в лингвистике, формулирование
частнонаучных задач исследования гендерных
аспектов языка коммуникации и перспективы
дальнейшего научного поиска. В 2000 году
в России появляется первая лингвистическая
лаборатория гендерных исследований (МГЛУ)
и основывается московская школа гендерных
исследований во главе с доктором филологических
наук А.В. Кирилиной. Освещаются терминологические
проблемы лингвистической гендерологии:
вышел первый «Словарь гендерных терминов»
(2002); возрос интерес к лексикографической
проблематике гендера, что свидетельствует
о повышении уровня теоретической разработанности
новой научной дисциплины. Вместе с тем
отмечается недостаточная разработанность
методологической базы, терминологической
системы, специальных методик исследования
гендера. Значительную сложность представляет
и то обстоятельство, что традиционные
гендерные стереотипы влияют на сознание
исследователя, в ряде случаев влияя на
интерпретацию данных [1].
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
1. Женские исследования в США возникли, во-первых, одновременно с этническими (ethnic studies) и черными (black studies) исследованиями в ответ на растущую критику в адрес консерватизма и дискриминационных политик в академии, и, во-вторых, как необходимый шаг с целью пересмотра роли женщин и других маргинализированных групп в обществе.
2. Основополагающими в области лингвистики стали работы Р. Лакофф «Язык и место женщины» (Lakoff, 1973), Гейл Рабин «Торговля женщинами» (1974), Роды Унгер «Новое определение пола и гендера», (1979). Важнейшим этапом в становлении «гендерной методологии» традиционно считается статья американского историка Джоан Скотт «Гендер – полезная категория исторического анализа», (1986).
3. Становление понятия гендера в концепциях Западной Европы начинается со второй половины ХХ века (С. Бэм, М. Мид, Э. Оукли). Различные подходы к определению понятия «гендер» развиваются в традициях, идущих от психоаналза З. Фрейда, структурно-функционального анализа Т. Парсонса, биологических и социобиологических концепций Л. Тайгера, Р. Фокса, философских концепций С. Де Бовуар, К. Гиллиган, К. Макмиллан, А.Рич и др.
4. Как подчеркивают немецкие авторы, язык долгое время рассматривался независимо от говорящего и его индивидуальных качеств, а критерий пола говорящего долгое время не играл никакой роли. Немецкая лингвистика начинает детально исследовать эту тему в конце восьмидесятых. Примером новых лингвистических исследований являются работы С. Гюнтнер, Х. Хоттхофф, (1991) А. Линке, (1994) С. Шмидта, (1998), Ф. Шнайдер (1997) и др., в которых ставятся вопросы о различиях в языковом поведении женщин и мужчин, их природе и оценке этих различий.
5. Во Франции развитие гендерных исследовании шло неравномерно. Само становление науки о гендере и, и как следствие его влияние на различные сферы общества происходило с некоторым разрывом во времени. Среди основных исследований следует отметить работу Ан Оакли, Карвера и Диетц, работы Джудит Батлер, Матье Николь-Клод. Д. Везер-Ланд и Л. Парини, рассматривая вопросы становления гендерных ролей во Франции и на Западе, определяют гендерные отношения и гендерное неравенство в общем как одно из существенных явлений современного развитого общества.
6. Возникновение гендерных исследований в отечественной лингвистике датируется обычно серединой девяностых годов ХХ века. Именно в этот период в российской научной литературе появился термин гендер, и отечественному читателю стали доступны зарубежные теоретические труды по гендерной проблематике. Отечественное языкознание, однако, не игнорировало проблему пола, а рассматривала ее (еще до возникновения термина гендер) в рамках других лингвистических дисциплин. Эти исследования не были системными, не претендовали на статус научного направления.
7.
В начале 90-х гг. происходит расширение
традиционной предметной сферы
изучения женских проблем. Это
предмет внимания таких учёных,
как Г.А. Брандт, О.А. Воронина,
Е.А. Здравомыслова, Т.Б.
8. В 2000 году в России
появляется первая лингвистическая лаборатория
гендерных исследований (МГЛУ) и основывается
московская школа гендерных исследований
во главе с доктором филологических наук
А.В. Кирилиной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Гендерные исследования как научное направление появилось в 70-80 годах ХХ века в Европе и Америке. В отечественной науке гендерные исследования появились в начале 90-х годов ХХ в. как междисциплинарное направление, имевший в себе различные науки: философию, социологию, историю, психологию и другие.
2. Термин гендер был введен для того, чтобы более четко очертить разницу между биологической, естественной определенностью различий между мужчинами и женщинами, и специфическим набором социальных и культурных характеристик мужчин и женщин, которые предопределяют их поведение.
3. Гендерные исследования - сравнительно молодая отрасль науки, которая только определяет свои потребности в специальных знаниях и методах, уже сегодня можно говорить о том, что гендерные исследования перенимают методы и концепции из традиционных социальных и гуманитарных дисциплин, но и способствуют их развитию. Здесь формируются новые вопросы и пересматриваются прежние объяснительные модели, появляются новые теории и методы исследований.
4. Современные зарубежные и отечественные гендерные исследования развиваются в двух направлениях: women's studies (женские исследования) и men's studies (мужские исследования). До конца 1980 гендерные и женские исследования использовались как синонимы, но с началом 1990 года под гендерными исследованиями стали понимать изучение всех форм взаимодействия и сосуществования мужчин и женщин в разных культурах и обществах.
5. Основополагающими в области лингвистики стали работы Р. Лакофф «Язык и место женщины» (Lakoff, 1973), Гейл Рабин «Торговля женщинами» (1974), Роды Унгер «Новое определение пола и гендера», (1979). Важнейшим этапом в становлении «гендерной методологии» традиционно считается статья американского историка Джоан Скотт «Гендер – полезная категория исторического анализа», (1986).
6. Становление понятия гендера в концепциях Западной Европы начинается со второй половины ХХ века (С. Бэм, М. Мид, Э. Оукли). Различные подходы к определению понятия «гендер» развиваются в традициях, идущих от психоаналза З. Фрейда, структурно-функционального анализа Т. Парсонса, биологических и социобиологических концепций Л. Тайгера, Р. Фокса, философских концепций С. Де Бовуар, К. Гиллиган, К. Макмиллан, А.Рич и др.
7. Как подчеркивают немецкие авторы, язык долгое время рассматривался независимо от говорящего и его индивидуальных качеств, а критерий пола говорящего долгое время не играл никакой роли. Немецкая лингвистика начинает детально исследовать эту тему в конце восьмидесятых. Примером новых лингвистических исследований являются работы С. Гюнтнер, Х. Хоттхофф, (1991) А. Линке, (1994) С. Шмидта, (1998), Ф. Шнайдер (1997) и др., в которых ставятся вопросы о различиях в языковом поведении женщин и мужчин, их природе и оценке этих различий.
8.
Во Франции развитие гендерных
исследовании шло неравномерно.
Само становление науки о
9. Возникновение гендерных исследований в отечественной лингвистике датируется обычно серединой девяностых годов ХХ века. Именно в этот период в российской научной литературе появился термин гендер, и отечественному читателю стали доступны зарубежные теоретические труды по гендерной проблематике. Отечественное языкознание, однако, не игнорировало проблему пола, а рассматривала ее (еще до возникновения термина гендер) в рамках других лингвистических дисциплин. Эти исследования не были системными, не претендовали на статус научного направления.
10.
В начале 90-х гг. происходит расширение
традиционной предметной сферы
изучения женских проблем. Это
предмет внимания таких учёных, как
Г.А. Брандт, О.А. Воронина, Е.А. Здравомыслова,
Т.Б. Рябова, А.А. Темкина, С. А. Ушакин, и
др. Целый ряд исследований был посвящен
гендерным различиям в политическом поведении
женщин и мужчин. Гендерный анализ права
и разроботки юридических механизмов
гендерного равенства представлены в
работах Л.Н. Завадской, З.М. Золотовой,
С.В. Полениной а также общей работе по
генденому равенству Г.И. Осадчей и Т.Н.
Юдиной «Гендерное равенство в России:
стратегии и показатели».
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ