Особенности мужской и женской речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в определении понятия гендер, и основных понятий гендерной теории в лингвистике, в анализе гендерных исследований в философии, психологии и социологии. Также в цели данной работы входит анализ лингвистических гендерных исследований в зарубежной и отечественной науках.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Определение понятия гендер. Основные понятия
гендерной теории в современной науке…………………….…….6
Гендерные исследования в философии, психологи и
социологии…………………………………………….……….…..15
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………...………………………………………….….…23
ГЛАВА II ИСТОРИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В
ЛИНГВИСТИКЕ
2.1. Зарубежний опыт гендерних исследований в лингвистике.…...25
2.2. Лингвистические гендерне исследования в отечественной
науке……………………………………………………….………35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2………………………………………………….….…...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

Копия МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

   С середины девяностых годов ХХ века в отечественной гуманитарной науке  начинается бурное развитие собственно гендерных исследований. Роль женщины в истории и проблематизация гендерных отношений в историческом контексте представлена трудами крупнейших исследователей – А.Н. Плещеевой, Л.П. Репиной, О.В. Рябова, Н.Л. Пушкаревой, и др.

   В начале 90-х гг. происходит расширение традиционной предметной сферы изучения женских проблем, отразившее специфику новых реалий в области гендерной политологии. Это предмет внимания таких учёных, как Г.А. Брандт, О.А. Воронина, Е.А. Здравомыслова, Т.Б. Рябова, А.А. Темкина, С. А. Ушакин, и др. Целый ряд исследований был посвящен гендерным различиям в политическом поведении женщин и мужчин. Гендерный анализ права и разроботки юридических механизмов гендерного равенства представлены в работах Л.Н. Завадской, З.М. Золотовой, С.В. Полениной а также общей работе по генденому равенству Г.И. Осадчей и Т.Н. Юдиной «Гендерное равенство в России: стратегии и показатели» [15, С. 127-226].

   В современной отечественной науке  наблюдается большое            разнообразие методологических установок в изучении гендера,            восходящее к разному пониманию его сущности в дискуссиях сторонников био-и социодетерминистского подходов. Сначала систематизировались концепции зарубежных ученых, обсуждались возможности применения ряда зарубежных методов и методик на материале русского языка,               собирался и обобщался материал отечественных исследований,              относящихся к гендерной проблематике. Прагматика и семантика категории рода стали темой ряда диссертационных исследований. Категория рода                    в русском языке подверглась также психолингвистическому анализу.         Иными словами, происходило осмысление пола не только как            природного, но и как конвенционального феномена [19]. 
В контексте такого подхода были сформулированы общие принципы гендерных исследований, важнейший из которых - признание конвенциональной гендера, неодинаково проявляется в различных культурных и языковых сообществах на различных этапах их развития. 
Сегодня можно утверждать, что в русском языкознании сложилось собственное, несколько отличное от западных течений, научное направление по изучению гендерных аспектов языка и коммуникации - лингвистическая гендерология, или гендерная лингвистика. Свидетельством тому может служить появление значительного количества публикаций по гендерной проблематике на материале не только западных, но и русских, а также других языков, которые ранее не подвергались анализу с гендерной точки зрения. Кроме того, регулярно проводятся конференции, семинары и другие научные форумы, появляются периодические издания, создаются научные подразделения, занимающиеся изучением гендера. 
Особенность развития гендерных исследований последних лет - это специализация и применение гендерного подхода в области частононаучних исследований. В лингвистике этот процесс проявляется в первую очередь в росте числа кандидатских и докторских диссертационных исследований по гендерной проблематике. Появились первые в отечественном языкознании монографии, посвященные лингвистическим аспектам гендера [13]. Нужно отметить О.Л. Бессонову, доктора филологических наук, и её монографию «Оценочный тезаурус английского языка: когнитивно-гендерные аспекты», работа посвящена комплексному исследованию оценочного тезауруса английского языка в когнитивно и гендерном аспектах,
А.В. Кирилину «Гендер: лингвистические аспекты», где делаются попытки системного описания языка в связи с феноменом пола.  
Одним из признаков укрепления позиций лингвистической гендерологии как самостоятельного научного направления можно считать появление ряда работ методологического характера, в которых поставлен вопрос о применении гендерного подхода в обучении межкультурной коммуникации, рассматриваются проблемы разработки общенаучных подходов к изучению гендера в лингвистике, формулирование частнонаучных задач исследования гендерных аспектов языка коммуникации и перспективы дальнейшего научного поиска. В 2000 году в России появляется первая лингвистическая лаборатория гендерных исследований (МГЛУ) и основывается московская школа гендерных исследований во главе с доктором филологических наук А.В. Кирилиной. Освещаются терминологические проблемы лингвистической гендерологии: вышел первый «Словарь гендерных терминов» (2002); возрос интерес к лексикографической проблематике гендера, что свидетельствует о повышении уровня теоретической разработанности новой научной дисциплины. Вместе с тем отмечается недостаточная разработанность методологической базы, терминологической системы, специальных методик исследования гендера. Значительную сложность представляет и то обстоятельство, что традиционные гендерные стереотипы влияют на сознание исследователя, в ряде случаев влияя на интерпретацию данных [1].
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

      1. Женские исследования в США возникли, во-первых, одновременно с этническими (ethnic studies) и черными (black studies) исследованиями в ответ на растущую критику в адрес консерватизма и дискриминационных политик в академии, и, во-вторых, как необходимый шаг с целью пересмотра роли женщин и других маргинализированных групп в обществе.

      2. Основополагающими в области  лингвистики стали работы Р.  Лакофф «Язык и место женщины» (Lakoff, 1973), Гейл Рабин «Торговля женщинами» (1974), Роды Унгер «Новое определение пола и гендера», (1979). Важнейшим этапом в становлении «гендерной методологии» традиционно считается статья американского историка Джоан Скотт «Гендер – полезная категория исторического анализа», (1986).

         3. Становление понятия гендера в концепциях Западной Европы начинается со второй половины ХХ века (С. Бэм, М. Мид, Э. Оукли). Различные подходы к определению понятия «гендер» развиваются в традициях, идущих от психоаналза З. Фрейда, структурно-функционального анализа Т. Парсонса, биологических и социобиологических концепций Л. Тайгера, Р. Фокса, философских концепций С. Де Бовуар, К. Гиллиган, К. Макмиллан, А.Рич и др.

         4. Как подчеркивают немецкие авторы, язык долгое время рассматривался независимо от говорящего и его индивидуальных качеств, а критерий пола говорящего долгое время не играл никакой роли. Немецкая лингвистика начинает детально исследовать эту тему в конце восьмидесятых. Примером новых лингвистических исследований являются работы С. Гюнтнер, Х. Хоттхофф, (1991) А. Линке, (1994) С. Шмидта, (1998), Ф. Шнайдер (1997) и др., в которых ставятся вопросы о различиях в языковом поведении женщин и мужчин, их природе и оценке этих  различий.

     5. Во Франции развитие гендерных  исследовании шло неравномерно. Само становление науки о гендере и, и как следствие его влияние на различные сферы общества происходило с некоторым разрывом во времени. Среди основных исследований следует отметить работу Ан Оакли, Карвера и Диетц, работы Джудит Батлер, Матье Николь-Клод. Д. Везер-Ланд и Л. Парини, рассматривая вопросы становления гендерных ролей во Франции и на Западе, определяют гендерные отношения и гендерное неравенство в общем как одно из существенных явлений современного развитого общества.

     6.  Возникновение гендерных исследований в отечественной лингвистике датируется обычно серединой девяностых годов ХХ века. Именно в этот период в российской научной литературе появился термин гендер, и отечественному читателю стали доступны зарубежные теоретические труды по гендерной проблематике. Отечественное языкознание, однако, не игнорировало проблему пола, а рассматривала ее (еще до возникновения термина гендер) в рамках других лингвистических дисциплин. Эти исследования не были системными, не претендовали на статус научного направления.

   7.  В начале 90-х гг. происходит расширение  традиционной предметной сферы  изучения женских проблем. Это  предмет внимания таких учёных, как Г.А. Брандт, О.А. Воронина, Е.А. Здравомыслова, Т.Б. Рябова, А.А. Темкина, С. А. Ушакин, и  др. Целый ряд исследований был посвящен гендерным различиям в политическом поведении женщин и мужчин. Гендерный анализ права и разроботки юридических механизмов гендерного равенства представлены в работах Л.Н. Завадской, З.М. Золотовой, С.В. Полениной а также общей работе по генденому равенству Г.И. Осадчей и Т.Н. Юдиной «Гендерное равенство в России: стратегии и показатели».

         8. В 2000 году в  России появляется первая лингвистическая лаборатория гендерных исследований (МГЛУ) и  основывается московская школа гендерных исследований во главе с доктором филологических наук А.В. Кирилиной. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     1.  Гендерные исследования как научное направление появилось в      70-80 годах ХХ века в Европе и Америке. В отечественной науке гендерные исследования появились в начале 90-х годов ХХ в. как междисциплинарное направление, имевший в себе различные науки: философию, социологию, историю, психологию и другие.

     2. Термин гендер был введен для того, чтобы более четко очертить разницу между биологической, естественной определенностью различий между мужчинами и женщинами, и специфическим набором социальных и культурных характеристик мужчин и женщин, которые предопределяют их поведение.

     3.  Гендерные исследования - сравнительно молодая отрасль науки, которая только определяет свои потребности в специальных знаниях и методах, уже сегодня можно говорить о том, что гендерные исследования перенимают методы и концепции из традиционных социальных и гуманитарных дисциплин, но и способствуют их развитию. Здесь формируются новые вопросы и пересматриваются прежние объяснительные модели, появляются новые теории и методы исследований.

     4.  Современные зарубежные и отечественные гендерные исследования развиваются в двух направлениях: women's studies (женские исследования) и men's studies (мужские исследования). До конца 1980 гендерные и женские исследования использовались как синонимы, но с началом 1990 года под гендерными исследованиями стали понимать изучение всех форм взаимодействия и сосуществования мужчин и женщин в разных культурах и обществах.

     5.  Основополагающими в области лингвистики стали работы Р. Лакофф «Язык и место женщины» (Lakoff, 1973), Гейл Рабин «Торговля женщинами» (1974), Роды Унгер «Новое определение пола и гендера», (1979). Важнейшим этапом в становлении «гендерной методологии» традиционно считается статья американского историка Джоан Скотт «Гендер – полезная категория исторического анализа», (1986).

         6. Становление понятия  гендера в концепциях Западной  Европы начинается со второй  половины ХХ века (С. Бэм, М.  Мид, Э. Оукли). Различные подходы к определению понятия «гендер» развиваются в традициях, идущих от психоаналза З. Фрейда, структурно-функционального анализа Т. Парсонса, биологических и социобиологических концепций Л. Тайгера, Р. Фокса, философских концепций С. Де Бовуар, К. Гиллиган, К. Макмиллан, А.Рич и др.

         7. Как подчеркивают немецкие авторы, язык долгое время рассматривался независимо от говорящего и его индивидуальных качеств, а критерий пола говорящего долгое время не играл никакой роли. Немецкая лингвистика начинает детально исследовать эту тему в конце восьмидесятых. Примером новых лингвистических исследований являются работы С. Гюнтнер, Х. Хоттхофф, (1991) А. Линке, (1994) С. Шмидта, (1998), Ф. Шнайдер (1997) и др., в которых ставятся вопросы о различиях в языковом поведении женщин и мужчин, их природе и оценке этих  различий.

     8. Во Франции развитие гендерных  исследовании шло неравномерно. Само становление науки о гендере  и, и как следствие его влияние  на различные сферы общества  происходило с некоторым разрывом  во времени. Среди основных исследований следует отметить работу Ан Оакли, Карвера и Диетц, работы Джудит Батлер, Матье Николь-Клод. Д. Везер-Ланд и Л. Парини, рассматривая вопросы становления гендерных ролей во Франции и на Западе, определяют гендерные отношения и гендерное неравенство в общем как одно из существенных явлений современного развитого общества.

     9.  Возникновение гендерных исследований в отечественной лингвистике датируется обычно серединой девяностых годов ХХ века. Именно в этот период в российской научной литературе появился термин гендер, и отечественному читателю стали доступны зарубежные теоретические труды по гендерной проблематике. Отечественное языкознание, однако, не игнорировало проблему пола, а рассматривала ее (еще до возникновения термина гендер) в рамках других лингвистических дисциплин. Эти исследования не были системными, не претендовали на статус научного направления.

     10.  В начале 90-х гг. происходит расширение  традиционной предметной сферы  изучения женских проблем. Это  предмет внимания таких учёных, как Г.А. Брандт, О.А. Воронина, Е.А. Здравомыслова, Т.Б. Рябова, А.А. Темкина, С. А. Ушакин, и др. Целый ряд исследований был посвящен гендерным различиям в политическом поведении женщин и мужчин. Гендерный анализ права и разроботки юридических механизмов гендерного равенства представлены в работах Л.Н. Завадской, З.М. Золотовой, С.В. Полениной а также общей работе по генденому равенству Г.И. Осадчей и Т.Н. Юдиной «Гендерное равенство в России: стратегии и показатели». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Азарова Е.А. Функционирование моральных гендерных стереотипов в современном коммуникативном пространстве // Этическое и эстетическое: 40 лет назад. Материалы научных конференций.  26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.9-12.
  2. Батлер Д. Гендерное беспокойство// Антология гендерной  теории. – Минск, 2000. – С. 297 – 346.
  3. Бацевич Ф.С. Основи коммунікативной лінгвістики: Підручник. – К.: Видавничий центр «Академія», 2004. – 344 с.
  4. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неровности полов  / пров. з англ. Д. Викторовой - М.: РОССПЕН, 2004. - 331 с.
  5. Бендас. Т. В. Гендерная психология: уч. пособие. - М.: Техн. книга, 2005. - 430 с.
  6. Бессонова О.Л. Гендер и лексикография // Вісник Донецького університету. Серія Б. Гуманітарні науки. – Випуск 1. – 2001. – С. 42-49.
  7. Бессонова О.Л. Грамматический род в гендерном аспекте// Діахронічне, типологічне і контрастивне дослідження германських, романських і слов'янських мов (семантика і словотвір): Матеріали міжнародної наукової конференції (24-25 квітня 2001 року) / Ред. колегія:  Ш.Р.Басиров, В.Д.Каліущенко, А.А.Пузік, Л.М.Ягупова. Відп. ред. В.Д.Кадіущенко. – Донецьк: ДонНу, 2001. – С.26-31.
  8. Бессонова О.Л. Концепты «женское» и «мужское» в английском языке //Вісник Донецького університету. Серія Б. Гуманітарні науки. – Випуск. – 2001. – С. 42 – 49.
  9. Бессонова О.Л. Мужская и женская этика как основа гендерной оценки // Наука і сучасність. Збірник наукових праць національного педагогічного університету імені М.П. Драгоманова. – К.: Логос, 2001. Том ХХVIII. – С. 3 – 15.
  10.   Бессонова О.Л. Оценочные стереотипы в контексте гендерних исследований // Нова філологія. – 2001. - №1 (10). Запоріжжя: ЗДУ, 2001. – С. 41-57.
  11. Бессонова О.Л. Оценочный тезаурус английского языка: когнитивно-гендерные аспекты. – Донецк: ДонНу, 2002. – 362 с.
  12. Брандт Г.А Природа женщин  как проблема. Концепция феминизма/ Г.А. Брандт // Суспільні науки і сучасність – 1998, № 2, - С. 167 – 189.
  13. Введення в гендерні дослідження// Под редакцІєю І.В. Костикової. – Москва: Видавництво Московського університету, 2000,  224 с.
  14. Воронина И.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций/ Под общ. ред. О.А. Ворониной.- М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001, с. 13-95.
  15. Введення в гендерні дослідження. Ч. I: Навчальний посібник / За ред. І. А. Жеребкіна - Харків: ХЦГІ, 2001; СПб.: Але-Тейя, 2001.- 708 с.
  16.   Гендер как интрига познания: Сборник статей. – Москва : Издательство «Рудомино», 2000. – 191 с.
  17. Гендерный фактор в языке и коммуникации. Сб. научных трудов. – Иваново, 1999. – 93 с.
  18. Городникова М.Д. Гендер в коммуникативной интеракции // Докл. Второй междунар. конф. «Гендер: Язык, Культура, Коммуникация». – М.: МГЛУ. – 2002. – С. 70-76.
  19. Горошко Е.И., Кириллина А.В. Гендерные исследования в лингвистике сегодня // Гендерные исследования. – Харьков, 1999. - №2. – С. 234-241
  20. Гриценко Е.С. Гендер в семантике слова // Материалы Третьей междунар. конф. «Гендер: Язык, Культура, Коммуникация». – М.: МГЛУ. – 2003. – С. 13-14.
  21. Заботкина В.И. Гендерная составляющая при прагматической интерпретации знака // Материалы Третьей междунар. конф. «Гендер: Язык, Культура, Коммуникация». – М.: МГЛУ. – 2003. – С. 46-48.
  22. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. Под редакцией Е.А. Земской и Д.Н. Шмелева. – М., 1993. – С. 90 – 136.
  23. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты, М.: Институт социологии РАН, 1999, 200с.
  24. Кирилина А.В. Гендерные аспекты языка и коммуникации: Дис…д-ра филол. наук: 10.02.19/МГЛУ. – М., 2000. – 369с.
  25. Кирилина А.В. Гендерные аспекты языка и коммуникации: Автореф. дис…дра филол. наук: 10.02.19 /МГЛУ. – М., 2000. – 38 с.
  26. Кирилина А.В, Томская М.А. Лигнвистичекие гендерные исследования
  27. Клецина. И. С. Гендерная социализация: навч. посібник. - СПб.: РГПУ ім. А. І. Герцена, 1998. - 92 с.
  28. Крейдлип Г.И. Мужчина и женщина в невербальной коммуникации
  29. Лакофф Р. Язык и место женщины // Гендерные исследования. - №2. – Харьков, 2000. – С. 241 – 254.
  30. Маккоби. Е. Два пола: растем врознь, живем вместе. С.118-152. Пер. с англ. А. Бородиной (Вступление) и В. Успенськой (гл.6) Тверь, 2002.
  31. Смирнова О.В. Гендерные и социокультурные особенности коммуникации. Воронеж: ВГУ, 2005. – с. 131-138
  32. Стернин И.А. Общение с мужчиной и женщиной. – Воронеж: ВГУ, 2001., с.75 – 80
  33. Основи теорії гендеру: Навчальний посібник. – К.: «К.І.С.»,2004 – 536 с.
  34. Пищулина О. Н. Использование гендерной парадигмы в современной социологической теории // Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства: Збірник наукових праць. - Харків: Видавничий центр Харківського національного університету ім. В.Н. Каразіна, 1999, с.с.34-38.
  35. Потапов В.В. Попытка пересмотра гендерного признака  в английском языке // Гендер как интрига познания. Сборник статей.  – Москва: Изд. «Рудомино», 2000. – С. 151-167.
  36. Пушкарева Н. Л. Гендерные исследования и исторические науки // Гендерные исследования, Харьков, ХЦГИ: 1999б, №3, с. 166-186.
  37. Ревзина О.Г.  Типологический анализ грамматической категории рода (на материале славянских языков): Автореф…канд. филол. наук: 10.02.19. – М., 1970. – 23 с.
  38. Рябов О. В. "Матушка-Русь": Опыт гендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. - М.: Ладомир, 2001. - 202с
  39. Табурова С.К. Эмоциональный уровень мужской и женской языковой личности и средства его выражения : (на материале пленарных дебатов бундестага) : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук : спец. 10. 02. 19 / Моск. гос. лингв, ун-т. - М., 1999. -24 с.
  40. Телия В.Н. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности - М.: Наука, 1991. Стр. 32-33
  41. Чекалина, А. Что такое гендер? / А. Чекалина / / Детский сад от А до Я. - 2006. - № 1. - С. 31 - 51.
  42. Bodine  A. Androcentrism in Perspective Grammar / In: Women in their Speech Communities (ed. D. Cameron), 1990. – P. 74 – 101.
  43. Cameron D. Feminism and Linguistic Theory. - London: Macmillan Press Ltd., 1992. – 247 p.
  44. Cixous H. The Newly Born Woman. – Manchester: Manchester University Press, 1986. – 168 p.
  45. Gilligan C. In a different Voice: Physiological Theory and Women's Development. – Cambridge, Mass.: Yarvard University Press, 1993. - 184 p.
  46. Günther S., Kotthoff H. (Hrsg) Von fremden Stimmen& Weibliches und Männern interkulturelle Kommunikation?// In: Linguistische Berichte. -1992. -138.-S. 123-143
  47. Hamilton D.L. A  Cognitive - attributional Analysis of Stereotyping //In: Berkovitz L. (ed.) Advances in Experimental Social Psychology. – Vol. 12. – New York: Academic Press, 1979. – P. 53-84.
  48. Labov W. Variation in English// Carrol E. (ed.) The learning of Language. National Council of Teachers of English. N.Y., 1971, p. 187 -221
  49. Lakoff G. Language and Woman's Place -  New York: Harper and Row, 1975. 83 p.
  50. Lakoff G. Women, Fire and Dangerous Things. -  Chicago, London: University of Chicago Press, 1990. – 614p.
  51. Lippmann W. Public Opinion. – New York: Macmillan, 1922.- 427 p.
  52. Martynyuk A. Approaches to Feminist's Language Reform. // Abstracts of the Second USSE Conference ''Pragmatics and Beyond''. – 28 -29 May 2001. – Vasyl Karazin National University of Kharkiv. – Kharkiv, 2001. – P. 31 – 33.
  53. Mills S. Feminist Stylistic. – London and New York: Routledge, 1995. – 230 p.
  54. Okin S. Thinking like a Woman. // In: D.I. Rhode (ed.) Theoretical Perspectives on Sexual Differences. New York, 1992. – P. 145 – 159.
  55. Postl G. Weibliches Sprechen: Feministische Entwürfe zu Sprache und Geschlecht. – Wien, 1991: Passagen. – 328 p.
  56. Tannen D. You Just Don’t Understand: Women and Men in Conversation. – NY: William Morrow, 1990. – 359 p.
  57. Rochefort C. Are women Writers Still Monsters? // Marks E. and de Courtivron I. (eds.) New French Feminusms. – Brighton: Harvester, 1981.- P. 183 -187.
  58. Rosenkranz P., Vogel S., Bee H., Brovermann I., Brovermann D.M. Sex-Role Stereotypes and Self-Concepts in College Students. / In: Journal of Cpnsulting and Clinical Psychology. – 32. - №3, 1968. – P. 287 – 295.
  59. Rubin, G. The Traffic in Women: Notes on the "Political Economy of Sex" // Towards Anthropology of Women. Reiter R. (eds.), New-York - London: Monthly Review Press, 1975, pp.169-183.

Информация о работе Особенности мужской и женской речи