Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:57, курсовая работа
Цель данного исследования состоит в определении понятия гендер, и основных понятий гендерной теории в лингвистике, в анализе гендерных исследований в философии, психологии и социологии. Также в цели данной работы входит анализ лингвистических гендерных исследований в зарубежной и отечественной науках.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Определение понятия гендер. Основные понятия
гендерной теории в современной науке…………………….…….6
Гендерные исследования в философии, психологи и
социологии…………………………………………….……….…..15
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………...………………………………………….….…23
ГЛАВА II ИСТОРИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В
ЛИНГВИСТИКЕ
2.1. Зарубежний опыт гендерних исследований в лингвистике.…...25
2.2. Лингвистические гендерне исследования в отечественной
науке……………………………………………………….………35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2………………………………………………….….…...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
Как подчеркивают немецкие авторы, язык долгое время рассматривался независимо от говорящего и его индивидуальных качеств, а критерий пола говорящего долгое время не играл никакой роли. И если гендерная лингвистика в отечественных науках - новая область исследования, то немецкая лингвистика начинает детально исследовать эту тему в конце восьмидесятых [46, с. 123-135]. Примером новых лингвистических исследований являются работы С. Гюнтнер, Х. Хоттхофф, (1991) А. Линке, (1994) С. Шмидта, (1998), Ф. Шнайдер (1997) и др., в которых ставятся вопросы о различиях в языковом поведении женщин и мужчин, их природе и оценке этих различий. Зародившись в США, наибольшее распространение в Европе гендерные исследования получили в Германии с появлением работ С. Тремель-Плетц “Linguistik und Frauensprache” (Trömel-Plötz, 1978) и Л. Пуш “Das Deutsche als Männersprache” (Pusch, 1981). Современные немецкие исследователи стремятся показать языковые миры женщин и мужчин и таким образом пролить свет на различия в коммуникации [55, с. 94-113].
Во Франции развитие гендерных исследовании шло неравномерно. Само становление науки о гендере и, и как следствие его влияние на различные сферы общества происходило с некоторым разрывом во времени. Среди основных исследований следует отметить работу Ан Оакли, которая предлагает новое понимание оппозиций гендер/пол, сборник под руководством Карвера и Диетц, работы Джудит Батлер, Матье Николь-Клод, которые ставят идентичную проблематику понимания гендера и его влияние на модификацию различных категорий. Д. Везер-Ланд и Л. Парини, рассматривая вопросы становления гендерных ролей во Франции и на Западе, определяют гендерные отношения и гендерное неравенство в общем как одно из существенных явлений современного развитого общества [35, с. 166-186].
По мнению некоторых ученых в «истории женщин» можно, хотя бы условно, выделить три направления, отражающие важнейшие тенденции и , одновременно, соответствующие стадиям развития этого историографического направления. В первом и наиболее традиционном из них, господствовавший до середины 1970-х г., ставилась задача «восстановление исторического существования женщин», «забытых» или «вычеркнутых» с официальной «мужской» историографии. Согласно этому выстраивался проект написания особой «женской истории» - «her-story», альтернативной по отношению к традиционной историографии, определяется как «his-story». Научные работы, касающиеся этого течения, носят в основном описательный характер. Второе направление, утвердившееся во второй половине 1970-х г., уже в гораздо большей степени относилось к парадигме социальной истории. Его представители видели свою цель в изучении исторически сложившихся отношений господства и подчинения между мужчинами и женщинами в патриархатных структурах классовых обществ. Однако в своем стремлении связать «женскую историю» с историей общества, они, в духе марксистских теорий, делали упор на объяснение полового неравенства и его укоренение в экономическом неравенства. В работах представителей третьего направления, сформировавшегося на рубеже 1970-80-х г., мы находим стремление учесть всю неоднозначность взаимосвязи распределения половых ролей с другими социальными характеристиками и иерархиями, в частности соотношения сексуального и классового неравенства. Более того, в этих работах уже происходило переопределение понятий «мужского» и «женского» с учетом их внутренней дифференцированности и изменчивости, что в конечном итоге привело к формированию гендерных исследований [27, с. 45-92].
Проблемы, которые в конечном итоге возникли в связи с развитием «женских исследований», были связаны с невниманием к различиям и недостаточной историчностью лежат в этом русле подходов. Под вопрос было поставлено как естественная общность женского опыта, так и наиболее популярные объяснения его специфики, которые, несмотря на все различия между ними, имели один общий недостаток - фиксировали и субстантивировали бинарную оппозицию «мужского» и «женского». Этим, как показывают исследователи, грешат самые разные версии «женских исследований» от радикально-критических (биологизаторских, марксистских, психоаналитических), так или иначе разоблачают природу неравенства полов в патриархатной обществе, - к более умеренным и нейтральным, которые связывали отличие половых ролей с неизменностью социальных функций мужчин и женщин. Развитие «женских исследований» все более обнаруживало закрытость такого понимания в отношении существования многочисленных социальных и культурных различий между женщинами различных сообществ и эпох [40, с. 32-33].
Нельзя не отметить несколько наиболее существенных направлений развития гендерных исследований. Эти направления определялись прежде ориентирами культурализма и отказа от универсалистской интерпретации различий, задачами исследования систем значений (ведь именно проблема значение половых различий и механизмов различения стала основополагающей для гендерных исследований) и вниманием к средствам выражения и языков (само) описания и (само) представления. Благодаря этому, наряду с уже упоминавшимся понятием «идентичность», на первый план выдвинулась проблематика репрезентации [38, с. 65-143].
Авторы указывают на три аспекта понятия «репрезентация»: коллективные представления, которые организуют схемы восприятия социального мира; формы символического предъявления и навязывание миру своего социального статуса и политического могущества; закрепление за представителем - «представителем» - утвержденного в конкурентной борьбе и признанного обществом социального статуса. Эволюция в понимании репрезентации представительницами гендерных исследований была связана с переходом от «миметического» модели исследования репрезентации женщин в искусстве и СМИ, аналогичной модели политического представления, к более сложной модели, в которой акцент делается на способах конструирования образа женщины и его существования в различных контекстах. Таким образом, заслугой постструктурализма оказывается разработка более изощренных и эффективных способов критики господства. Это стало возможным, в частности, благодаря использованию методов анализа дискурса, деконструкции, а также различным литературоведческим подходам [41, с. 32-48].
Создание
новых инструментов критики и
саморефлексии сделало
Описанные
выше тенденции своеобразно
Процесс «академизации» «женских» и гендерных исследований в историографии был связан со значительными преобразованиями в самой исторической дисциплине, обусловленными кризисом традиционных моделей историописания. Одновременно с приобщением к «Большой Истории», гендерная история оказалась втянутой в теоретико - методологические контроверзы, обусловленные развитием разных форм локальной истории и микроистории, сетевого анализа и нового биографического метода. Именно эти историографические направления и методы, во многом определили новый этап развития исторического знания, стали одной из опор гендерной историографии [13, с. 24-78].
Важным достижением представителей гендерных исследователей стало преодоление традиционных представлений о соотношении частного и публичного, закрепленных в концепции «разделенных сфер». Разработана историками концепция «женской власти», («women's power») описывала неформальные каналы влияния на политические решения, которыми пользовались женщины в отсутствии у них публично признанного авторитета. С другой стороны, как показывают историки, средства патриархального господства не исчерпывались экономическими, политическими и культурными институтами (включая религию и образование), ограничивающих доступ женщин в публичную сферу: важным его инструментом является также и контроль над женской сексуальностью в самом широком смысле. Это, а также факты постоянного нарушения границ между частной и публичной сферой, показали историческую обусловленность этих границ и невозможность однозначно определить направление, в котором развивается их взаимодействие [30, с. 118-152].
Подытоживая
предложенную характеристику гендерных
исследований, следует отметить, что
в них формируется новая
Вместе
с тем в адрес гендерных
исследований, как концепции и
дискурсивной практики был высказан целый
ряд критических замечаний. Первое направление
критики понятия «гендер» было связано
с тем, что, являясь средством академизации
феминизма, это понятие оказывается теоретически
неадекватным и политически аморфным,
что снижает нон-конформистский пафос
феминизма. Кроме того, некоторыми исследователями
утверждение «гендера» рассматривается
как симптом экспансии англо-американской
традиции гендерных исследований, которая
не может быть в полной мере адекватна
опыта других культурных традиций и языков,
в которых различия пол / гендер отсутствует.
Выдвигались и чисто методологические
аргументы. С одной стороны, концепция
гендера критиковалась за дематериализации
пола и отрицание активности субъекта.
Кроме того, гендерный подход проявлялся,
с точки зрения некоторых мыслителей,
недостаточно «конструктивным» или даже
ограниченным своей «конструктивностью»
[22, с. 91-98]. Здесь следует вспомнить о критике
Дж. Батлер в адрес оппозиции пол / гендер,
которая, будучи призванной выявить социокультурную
сконструированность половых различий,
на самом деле содержит в себе предположение
о существовании «пола» или «тела», как
чего предыдущего конструкции. Более того,
понятие «гендера» стало одним из водоразделов
между американской и французской традиции
феминизма. Таким образом, «гендер» сегодня
находится в процессе критического переосмысления
[2, с. 302-347]. «История» с «гендером» продолжается
- теперь и в отечественных странах.
2.2. Лингвистические гендерные исследования в отечественной науке
Сегодня гендерные исследования в области языка и коммуникации привлекают внимание всё большего круга отечественных исследователей, формируя самостоятельное научное направление – лингвистическую гендерологию, которая также называется гендерной лингвистикой.
Формирование любой научной дисциплины требует определенной рефлексии об ее методологических основах, понятийных аппаратах, методах исследования. Становление гендерных исследований в нашей стране это достаточно сложный процесс [13, с. 13-18].
Возникновение гендерных исследований в отечественной лингвистике датируется обычно серединой девяностых годов ХХ века. Именно в этот период в российской научной литературе появился термин гендер, и отечественному читателю стали доступны зарубежные теоретические труды по гендерной проблематике. Отечественное языкознание, однако, не игнорировало проблему пола, а рассматривала ее (еще до возникновения термина гендер) в рамках других лингвистических дисциплин. Эти исследования не были системными, не претендовали на статус научного направления и не были связаны с теорией социального конструктивизма, но отечественные ученые внесли свой вклад в разработку проблематики, позднее обмениваясь гендерными исследованиями. Отличительная черта российских исследований - имплицитное предположение социальной обусловленности многих явлений, отражающих взаимосвязь пола и языка, что, по всей вероятности, связано с господством в советский период марксистской теории [16, с. 24-28].
Характерной
чертой советской, а затем российской
лингвистической гендерологии можно
назвать практическую направленность
исследования мужской и женской
речи: большое количество трудов
Вместе с тем данные о гендерной специфике речевого поведения весьма противоречивы, на что еще в 1974 году указали психологи Маккоби и Джеклин, проанализировавшие практически все имевшиеся на тот момент экспериментальные работы по различию в языке женщин и мужчин. Сегодня считается, что гендерные особенности должны рассматриваться в сочетании со статусом, социальной группой, уровнем образования, ситуативным контекстом и т.д., а также с учетом меняющейся ситуации в обществе [18, с. 70-76].