Особенности мужской и женской речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в определении понятия гендер, и основных понятий гендерной теории в лингвистике, в анализе гендерных исследований в философии, психологии и социологии. Также в цели данной работы входит анализ лингвистических гендерных исследований в зарубежной и отечественной науках.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Определение понятия гендер. Основные понятия
гендерной теории в современной науке…………………….…….6
Гендерные исследования в философии, психологи и
социологии…………………………………………….……….…..15
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………...………………………………………….….…23
ГЛАВА II ИСТОРИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В
ЛИНГВИСТИКЕ
2.1. Зарубежний опыт гендерних исследований в лингвистике.…...25
2.2. Лингвистические гендерне исследования в отечественной
науке……………………………………………………….………35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2………………………………………………….….…...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

Копия МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     А.В. Кирилина подчеркивает, что важную роль в развитии и поддержке гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» очень болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств) [24, с. 11- 17]. С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы - в традиционных обществах происходят символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом.

     Проведенные Е.И. Горошко и А.В Кириллиной исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают [32, с. 76-80]. В процессе воспитания ребёнка семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей) и культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представление о том, кем является «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне конструируют гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования [18, с. 70-73].

     Дифференциация  понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический  уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти [20, с. 13-14]. 
          Существует несколько направлений разработки гендерной теории. К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа [19, с. 235-240]. Кроме этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями называются те исследования, где это понятие используется как синоним слова пол или как синоним социополовой роли [18, с. 72-75]. Такая ситуация складывается в том случае, когда исследователи осознанно или неосознанно стоят на биодетерминистских позициях, то есть считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а слово гендер используют как «более современное». Кардинально ситуация не меняется даже тогда,            когда пол как биологический факт и гендер как социальная                   конструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных «гендеров» (мужского и женского) принимается                     как отражение двух биологически различных полов [15, с. 234-330]. 
          Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстройки к ним (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.). Эта теория активно использует понятие гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология - это система идей, с помощью которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений [22, с. 98-122]. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Под гендерной ролью понимается выполнение определенных социальных предписаний, которые соответствуют полу в обращениях в речи, манерах, одежде, жестах и прочее. При исследовании гендера также нужно выделить следующие понятия: гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства [21, с. 46-48]. Гендер как           стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная     стратификация - это процесс, посредством которого           гендер становится основой социальной стратификации [34, с. 34-38]. 
          Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена ​​и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с "мужским / маскулинным» или «женским / фемининным » началами. Таким образом, возникает символический смысл «женского» и «мужского», причем «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т.д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало).        «Женское» ассоциируется с противоположными понятиями и            явлениями - природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т.д., которые, в свою                 очередь, символизируют фемининность, то есть, женское начало [19, с. 230-239]. Классификация мира по признаку мужское / женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую      гендерную иерархию общества в широком смысле слова. 
         Итак, мы видим, что понятие гендер означает, по сути, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление "мужского" и "женского" и подчинение женского начала мужским началом.

     Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения [2, с. 289 – 378]. 

    1. Гендерные исследования в философии, психологии и социологии

     За  последние годы гендерные подходы  укоренились и развились почти  во всех гуманитарных и социальных отраслях отечественных наук: от социологии, психологии, педагогики, истории, философии, религиоведения, литературоведения и искусства до политических наук, права, наук о государственном управлении, экономике и статистике [33, с. 65-70]. 
 Патриархатная традиция в западноевропейской философии возникает на этапе, когда в ней начала формироваться модель человеческой субъективности, ориентированная на понятие рационального, целостного и единство субъекта - то есть так называемая классическая модель субъективности [15, с. 134-178].

     На  ранних этапах развития философии (в  античной натурфилософии  6-5 веков до н.э.) антропологическая проблематика рассматривалась исключительно в контексте проблем натурфилософии, где характеристики - мужское и женское чередуются и дополняют друг друга своими началами, характеристики которых проявляются в природе основных космических полярностей, с помощью которых задается как структура космического целого, так и человеческого бытия - день и ночь, светлое и темное, жизнь и смерть, вправо и влево, верх и низ и другие [36, с. 166-175]. Механизмом взаимодействия мужского и женского в натурфилософии являются не отношения господства или подчинения, а отношения функциональных различий между ними, которые определяют изменение рождения и смерти, социальные и биологические ритмы в общем циклическом процессе космической жизни. В то же время, как только в западной философии центральной становится антропологическая проблематика - проблематика человеческой субъективности (а космологическая отходит на второй план), в логике философского мышления возникает и ее ведущая оппозиция, а именно бинарная оппозиция разума и тела, в которой разум ассоциируется с рядом позитивных характеристик, носителем которых выступает не мужское начало (такие как духовность, сознание, рациональность, активность, внешнее), а тело - с серией негативных характеристик, которые представлены женским началом (чувственность, бессознательное, нерациональность, пассивность, внутренняя). Логика бинарных оппозиций, в которой человек является субъектом, а женское - объектом, является концептуальной основой патриархатной метафизики в целом, которую в современной философии называют фаллогоцентризмом, подчеркивая тем самым, что по видимости бесполый приоритет разума-логоса в ней действительности неразрывно связан с приоритетом мужского начала и присущих ему атрибутов и характеристик.

     Если  поместить данную бинарную логическую конструкцию в социальный контекст культуры, то можно сказать, что с  ее помощью патриархатного мышления находит оправдание подчиненной социальной позиции женщин в обществе [16, с. 10-12]. В результате женщины в фаллогоцентристской метафизике представлены как несовершенны, болезненные, нерациональные и в то же время непокорные существа, неспособные осуществлять сознательный контроль над своими телами и действиями. Женская сексуальность и репродуктивная способность делают женщин подверженными различным телесным и духовным угрозам, поэтому они нуждаются в защите и особом отношении контроля, определяющее патриархатной сознание и общественное устройство. Имплицитно женские тела рассматриваются как неспособные к мужским достижением, поскольку физически слабее, склонные к гормональной иррегулярности, случайным вторжением и непредсказуемости. Иными словами, женское тело в патриархатной философской традиции определяется как стихийное и деструктивное природное начало, влияние которого на культуру несет в себе угрозу и должно быть нейтрализовано. Именно поэтому на протяжении длительного исторического периода в интеллектуальной истории человечества царит установка, которая позже получила название мизогинии (т.е. женоненавистничество) - нейтрализация и исключение женского как из системы рационального философского мышления, так и из системы организации общественной жизни [15, с. 390-430].

     В эпоху Просвещения меняется расстановка акцентов в основной бинарной оппозиции классической метафизики разум / тело - впервые в истории классического мышления отходит легализация чувственности. Хотя «суд Разума» выступает в философии Просвещения как высшая инстанция в обществе и природе, в то же время предполагается, что телесное начало, чувственность является важным фактором, который положительно влияет на разум. В отличие от философии Средневековья, чувственность не рассматривается в философии Просвещения как препятствие на пути разума, которое должно быть непременно устранено: задача образованного индивида - скорее не подавлять чувства, а управлять ими с помощью разума. Соответственно происходит и переоценка гендерного                          отношения в философии: во-первых, признается значимость и положительный вклад женского в формирование мужской субъективности, а во-вторых, женская чувственность не может больше a priori служить основанием для отказа в способности разума. 
          Впервые в интеллектуальной истории человечества в философии Просвещения рассматриваются вопросы о возможности развития женских интеллектуальных способностей и о женском образовании. И хотя большинство философов-мужчин (среди которых наиболее известными фигурами являются Руссо и Кант) в целом негативно оценивают перспективы образования для женщин, в эпоху Просвещения впервые в истории философии и общественной мысли появляются теории (в первую очередь Мэри Уоллстонкрафт "В защиту прав женщин"), в которых формулируются идеи женской эмансипации и осуществляется критика патриархатной идеологии [18, с. 70-75].

     В настоящее время психология представляет собой разветвленную на различные  отрасли мультипарадигмальную науку. Однако среди множества ее отраслей в постсоветской науке гендерной психологии как отдельной психологической дисциплины в настоящее время все еще не существует, тем не менее, гендерная проблематика проникла в различные сферы психологического знания и все активнее занимает там свою нишу [17, с. 23-54]. Нельзя сказать, что сфера проникновения гендерной проблематики в психологию большая: совсем не часто можно встретить в психологической литературе, особенно отечественной, термины «гендер» или даже «пол». Существует даже шутка о том, что «отечественная (а особенно,               советская) психология - это бесполая психология». Основная                          масса экспериментальных исследований здесь сделана просто                               на «подопытных», не имеют никакого пола [37, с. 18-23]. 
          В 60-70-х гг. ХХ века в зарубежной психологии и в 90-х гг. в отечественной психологии стали появляться работы, включающие такие понятия как «гендер», «гендерный анализ», «гендерный подход», «гендерная социализация», что способствовало появлению новой отрасли психологического знания - гендерной психологии.

     Представители гендерной психологии считают, что  ребенок от рождения принадлежит мужскому или женскому полу, но становится маскулинным или фемининным в результате воспитания и идентификации с соответствующей гендерной ролью. В основе формирования гендера лежит биологический пол, однако главным образом на личность влияют социальные условия и культурные традиции общества [5, с. 112-136 ]. Тем не менее, в настоящее время ситуация с гендерными исследованиями в психологии изменилась кардинальным образом. Прежде всего, это относится к западной психологии, в значительно меньшей степени - к отечественной. Дадим краткую характеристику основных этапов развития гендерных исследований в психологии.

     Сначала они проводились в рамках изучения индивидуальных различий, и маскулинность - фемининность пытались измерить, как и любые другие индивидуальные различия. Затем их пытались понять как важнейшие черты личности, причем семья рассматривалась как та среда, внутри которой происходит социализация мальчиков и девочек и приобретение ими их социальных ролей, основанных на сложившихся культурных стереотипах [17, с. 45-76].

     В 70-х годах, введя понятие андрогин (понятие, обозначающее людей, успешно  сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества) и разработав соответствующий методический аппарат, С. Бем смогла эмпирически продемонстрировать, что маскулинность и фемининность являются двумя независимыми, но не противоположными конструктами. Следующим шагом было представление о гендере как о схеме или концепте, введенном культурой и определяется как аффективно-когнитивная структура, которая создана для упорядочения индивидуального опыта и организации человеком своего поведения [5, с. 7-18 ]. Все больше и больше гендер стал пониматься как социальная категория, причем к нему стали подходить как к процессу, динамичной и ситуационно детерминированной характеристике, а не как к какой статического предела или качества. Здесь можно легко провести параллель с социологическими теориями социального конструктивизма и понятием «doing gender». И в настоящее время все больше психологов, занимающихся гендерной проблематикой, рассматривают гендер как категорию социальную [4, с. 181-188].

     Основными направлениями исследований в зарубежной гендерной психологии является изучение сходства в психологических характеристиках и поведения мужчин и женщин; изучению производительных стратегий поведения мужчин и женщин в плане преодоления традиционных гендерных стереотипов, изучение личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин - в семейной, изучение реальных отношений мужчин и женщин, а не распространенных гендерных стереотипов. И. С. Клецина высказывает мнение, что эти направления должны стать приоритетными и для отечественной науки. А. В. Поспелова говорит о необходимости переосмысления западных теоретических положений и научных подходов с точки зрения их применимости на «русской почве». В целом гендерных исследований в психологии стало значительно больше, однако распределены они неравномерно. В то же время они затронули практически все основные отрасли психологической науки: когнитивную сферу, эмоциональную, проблемы социализации, межличностных взаимодействий и социальных отношений [27, с. 42-67].

     Изображение гендера »как элемента социальных отношений  позволяет анализировать ряд  социальных феноменов, связанных с  положением мужчин и женщин в социуме, наиболее известный из которых - гендерное  неравенство - характеризует такое социальное устройство, в котором различные социальные группы обладают разным социальным статусом и неравными возможностями в обществе [19, с. 234-241].

     А. Чекалина отмечает: понятие «гендер» подчеркивает, как мы демонстрируем  свой пол окружающим, насколько мужественно  или женственно ведем себя, на какие  идеалы опираемся. Она определяет гендер как пол в социально-психологическом  смысле, специфический набор культурных и поведенческих характеристик, детерминирующих поведение женщин и мужчин. Гендер относится не просто женщин и мужчин, но и отношений между ними, способа социального конструирования этих отношений. В контексте гендера описываются психологические качества, присущие женскому и мужскому полу, отклонения от нормы поведения для мужчин и женщин, влияние пола на социальное положение, статус личности [41, с. 33-50].

     Формирование  гендерной идентичности в 70-х гг. ХХ в. в отечественной науке связывалось  либо с феминность, или с маскулинность и однозначно совпадало с биологическим полом. К мужчинам и женщинам предъявлялись достаточно жесткие и стереотипные требования, которым они должны были отвечать, чтобы получить одобрение окружающих. На людей оказывалось социальное давление, и применялись негативные санкции в случае отклонения от полоролевой нормы. Типичный женский образ содержал фемининные черты: социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. Мужчинам приписывалось больше положительных качеств, чем женщинам. Типичный мужской образ включал набор маскулинных черт, связанных с социально ограничиваемся стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью [5, с. 242-261 ].

Информация о работе Особенности мужской и женской речи