Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:57, курсовая работа
Цель данного исследования состоит в определении понятия гендер, и основных понятий гендерной теории в лингвистике, в анализе гендерных исследований в философии, психологии и социологии. Также в цели данной работы входит анализ лингвистических гендерных исследований в зарубежной и отечественной науках.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Определение понятия гендер. Основные понятия
гендерной теории в современной науке…………………….…….6
Гендерные исследования в философии, психологи и
социологии…………………………………………….……….…..15
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………...………………………………………….….…23
ГЛАВА II ИСТОРИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В
ЛИНГВИСТИКЕ
2.1. Зарубежний опыт гендерних исследований в лингвистике.…...25
2.2. Лингвистические гендерне исследования в отечественной
науке……………………………………………………….………35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2………………………………………………….….…...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
А.В. Кирилина подчеркивает, что важную роль в развитии и поддержке гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» очень болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств) [24, с. 11- 17]. С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы - в традиционных обществах происходят символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом.
Проведенные Е.И. Горошко и А.В Кириллиной исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают [32, с. 76-80]. В процессе воспитания ребёнка семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей) и культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представление о том, кем является «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне конструируют гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования [18, с. 70-73].
Дифференциация
понятий пол и гендер означала
выход на новый теоретический
уровень осмысления социальных процессов.
В конце 80-х феминистские исследовательницы
постепенно переходят от критики патриархата
и изучения специфического женского опыта
к анализу гендерной системы. Женские
исследования постепенно перерастают
в гендерные исследования, где на первый
план выдвигаются подходы, согласно которым
все аспекты человеческого общества, культуры
и взаимоотношений являются гендерными.
В современной науке гендерный подход
к анализу социальных и культурных процессов
и явлений используется очень широко.
В ходе гендерных исследований рассматривается,
какие роли, нормы, ценности, черты характера
предписывает общество женщинам и мужчинам
через системы социализации, разделения
труда, культурные ценности и символы,
чтобы выстроить традиционную гендерную
асимметрию и иерархию власти [20, с. 13-14].
Существует несколько направлений разработки
гендерной теории. К основным теориям
гендера, принятым сегодня в социальных
и гуманитарных науках, относятся теория
социального конструирования гендера,
понимание гендера как стратификационной
категории и интерпретация гендера как
культурного символа [19, с. 235-240]. Кроме
этого, весьма популярным в отечественных
работах остается псевдогендерный подход.
Псевдогендерными исследованиями называются
те исследования, где это понятие используется
как синоним слова пол или как синоним
социополовой роли [18, с. 72-75]. Такая ситуация
складывается в том случае, когда исследователи
осознанно или неосознанно стоят на биодетерминистских
позициях, то есть считают, что биология
человека совершенно четко определяет
мужские и женские социальные роли, психологические
характеристики, сферы занятий и прочее,
а слово гендер используют как «более
современное». Кардинально ситуация не
меняется даже тогда,
когда пол как биологический факт и гендер
как социальная
конструкция авторами все же различаются,
но наличие двух противоположных «гендеров»
(мужского и женского) принимается
как отражение двух биологически различных
полов [15, с. 234-330].
Теория социального конструирования гендера
основана на двух постулатах: 1) гендер
конструируется посредством социализации,
разделения труда, системой гендерных
ролей, семьей, средствами массовой информации;
2) гендер конструируется и самими индивидами
- на уровне их сознания (т.е. гендерной
идентификации), принятия заданных обществом
норм и ролей и подстройки к ним (в одежде,
внешности, манере поведения и т.д.). Эта
теория активно использует понятие гендерной
идентичности, гендерной идеологии, гендерной
дифференциации и гендерной роли. Гендерная
идентичность означает, что человек принимает
определения мужественности и женственности,
существующие в рамках своей культуры.
Гендерная идеология - это система идей,
с помощью которых гендерные различия
и гендерная стратификация получают социальное
оправдание, в том числе с точки зрения
«естественных» различий или сверхъестественных
убеждений [22, с. 98-122]. Гендерная дифференциация
определяется как процесс, в котором биологические
различия между мужчинами и женщинами
наделяются социальным значением и употребляются
как средства социальной классификации.
Под гендерной ролью понимается выполнение
определенных социальных предписаний,
которые соответствуют полу в обращениях
в речи, манерах, одежде, жестах и прочее.
При исследовании гендера также нужно
выделить следующие понятия: гендерные
роли и гендерные стереотипы, гендерная
идентичность, проблемы гендерной стратификации
и неравенства [21, с. 46-48]. Гендер как
стратификационная категория рассматривается
в совокупности других стратификационных
категорий (класс, раса, национальность,
возраст). Гендерная стратификация
- это процесс, посредством которого
гендер становится основой социальной
стратификации [34, с. 34-38].
Понимание гендера как культурного символа
связано с тем, что пол человека имеет
не только социальную, но и культурно-символическую
интерпретацию. Иными словами, биологическая
половая дифференциация представлена
и закреплена в культуре через символику
мужского или женского начала. Это выражается
в том, что многие не связанные с полом
понятия и явления (природа, культура,
стихии, цвета, божественный или потусторонний
мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются
с "мужским / маскулинным» или «женским
/ фемининным » началами. Таким образом,
возникает символический смысл «женского»
и «мужского», причем «мужское» отождествляется
с богом, творчеством, светом, силой, активностью,
рациональностью и т.д. (и, соответственно,
бог, творчество, сила и прочее символизируют
маскулинность, мужское начало).
«Женское» ассоциируется с противоположными
понятиями и
явлениями - природой, тьмой, пустотой,
подчинением, слабостью, беспомощностью,
хаосом, пассивностью и т.д., которые, в
свою
очередь, символизируют фемининность,
то есть, женское начало [19, с. 230-239]. Классификация
мира по признаку мужское / женское и половой
символизм культуры отражают и поддерживают
существующую гендерную
иерархию общества в широком смысле слова.
Итак, мы видим, что понятие гендер означает,
по сути, и сложный социокультурный процесс
формирования (конструирования) обществом
различий в мужских и женских ролях, поведении,
ментальных и эмоциональных характеристиках,
и сам результат - социальный конструкт
гендера. Важными элементами создания
гендерных различий являются противопоставление
"мужского" и "женского" и подчинение
женского начала мужским началом.
Современная
гендерная теория не пытается оспорить
существование тех или иных биологических,
социальных, психологических различий
между конкретными женщинами и мужчинами.
Она просто утверждает, что сам по себе
факт различий не так важен, как важна
их социокультурная оценка и интерпретация,
а также построение властной системы на
основе этих различий. Гендерный подход
основан на идее о том, что важны не биологические
или физические различия между мужчинами
и женщинами, а то культурное и социальное
значение, которое придает общество этим
различиям. Основой гендерных исследований
является не просто описание разницы в
статусах, ролях и иных аспектах жизни
мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования,
утверждаемых в обществе через гендерные
роли и отношения [2, с. 289 – 378].
За
последние годы гендерные подходы
укоренились и развились почти
во всех гуманитарных и социальных отраслях
отечественных наук: от социологии, психологии,
педагогики, истории, философии, религиоведения,
литературоведения и искусства до политических
наук, права, наук о государственном управлении,
экономике и статистике [33, с. 65-70].
Патриархатная традиция в западноевропейской
философии возникает на этапе, когда в
ней начала формироваться модель человеческой
субъективности, ориентированная на понятие
рационального, целостного и единство
субъекта - то есть так называемая классическая
модель субъективности [15, с. 134-178].
На ранних этапах развития философии (в античной натурфилософии 6-5 веков до н.э.) антропологическая проблематика рассматривалась исключительно в контексте проблем натурфилософии, где характеристики - мужское и женское чередуются и дополняют друг друга своими началами, характеристики которых проявляются в природе основных космических полярностей, с помощью которых задается как структура космического целого, так и человеческого бытия - день и ночь, светлое и темное, жизнь и смерть, вправо и влево, верх и низ и другие [36, с. 166-175]. Механизмом взаимодействия мужского и женского в натурфилософии являются не отношения господства или подчинения, а отношения функциональных различий между ними, которые определяют изменение рождения и смерти, социальные и биологические ритмы в общем циклическом процессе космической жизни. В то же время, как только в западной философии центральной становится антропологическая проблематика - проблематика человеческой субъективности (а космологическая отходит на второй план), в логике философского мышления возникает и ее ведущая оппозиция, а именно бинарная оппозиция разума и тела, в которой разум ассоциируется с рядом позитивных характеристик, носителем которых выступает не мужское начало (такие как духовность, сознание, рациональность, активность, внешнее), а тело - с серией негативных характеристик, которые представлены женским началом (чувственность, бессознательное, нерациональность, пассивность, внутренняя). Логика бинарных оппозиций, в которой человек является субъектом, а женское - объектом, является концептуальной основой патриархатной метафизики в целом, которую в современной философии называют фаллогоцентризмом, подчеркивая тем самым, что по видимости бесполый приоритет разума-логоса в ней действительности неразрывно связан с приоритетом мужского начала и присущих ему атрибутов и характеристик.
Если поместить данную бинарную логическую конструкцию в социальный контекст культуры, то можно сказать, что с ее помощью патриархатного мышления находит оправдание подчиненной социальной позиции женщин в обществе [16, с. 10-12]. В результате женщины в фаллогоцентристской метафизике представлены как несовершенны, болезненные, нерациональные и в то же время непокорные существа, неспособные осуществлять сознательный контроль над своими телами и действиями. Женская сексуальность и репродуктивная способность делают женщин подверженными различным телесным и духовным угрозам, поэтому они нуждаются в защите и особом отношении контроля, определяющее патриархатной сознание и общественное устройство. Имплицитно женские тела рассматриваются как неспособные к мужским достижением, поскольку физически слабее, склонные к гормональной иррегулярности, случайным вторжением и непредсказуемости. Иными словами, женское тело в патриархатной философской традиции определяется как стихийное и деструктивное природное начало, влияние которого на культуру несет в себе угрозу и должно быть нейтрализовано. Именно поэтому на протяжении длительного исторического периода в интеллектуальной истории человечества царит установка, которая позже получила название мизогинии (т.е. женоненавистничество) - нейтрализация и исключение женского как из системы рационального философского мышления, так и из системы организации общественной жизни [15, с. 390-430].
В
эпоху Просвещения меняется расстановка
акцентов в основной бинарной оппозиции
классической метафизики разум / тело
- впервые в истории классического мышления
отходит легализация чувственности. Хотя
«суд Разума» выступает в философии Просвещения
как высшая инстанция в обществе и природе,
в то же время предполагается, что телесное
начало, чувственность является важным
фактором, который положительно влияет
на разум. В отличие от философии Средневековья,
чувственность не рассматривается в философии
Просвещения как препятствие на пути разума,
которое должно быть непременно устранено:
задача образованного индивида - скорее
не подавлять чувства, а управлять ими
с помощью разума. Соответственно происходит
и переоценка гендерного
отношения в философии: во-первых, признается
значимость и положительный вклад женского
в формирование мужской субъективности,
а во-вторых, женская чувственность не
может больше a priori служить основанием
для отказа в способности разума.
Впервые в интеллектуальной истории человечества
в философии Просвещения рассматриваются
вопросы о возможности развития женских
интеллектуальных способностей и о женском
образовании. И хотя большинство философов-мужчин
(среди которых наиболее известными фигурами
являются Руссо и Кант) в целом негативно
оценивают перспективы образования для
женщин, в эпоху Просвещения впервые в
истории философии и общественной мысли
появляются теории (в первую очередь Мэри
Уоллстонкрафт "В защиту прав женщин"),
в которых формулируются идеи женской
эмансипации и осуществляется критика
патриархатной идеологии [18, с. 70-75].
В
настоящее время психология представляет
собой разветвленную на различные
отрасли мультипарадигмальную науку.
Однако среди множества ее отраслей в
постсоветской науке гендерной психологии
как отдельной психологической дисциплины
в настоящее время все еще не существует,
тем не менее, гендерная проблематика
проникла в различные сферы психологического
знания и все активнее занимает там свою
нишу [17, с. 23-54]. Нельзя сказать, что сфера
проникновения гендерной проблематики
в психологию большая: совсем не часто
можно встретить в психологической литературе,
особенно отечественной, термины «гендер»
или даже «пол». Существует даже шутка
о том, что «отечественная (а особенно,
советская) психология - это бесполая психология».
Основная
масса экспериментальных исследований
здесь сделана просто
В 60-70-х гг. ХХ века в зарубежной психологии
и в 90-х гг. в отечественной психологии
стали появляться работы, включающие такие
понятия как «гендер», «гендерный анализ»,
«гендерный подход», «гендерная социализация»,
что способствовало появлению новой отрасли
психологического знания - гендерной психологии.
Представители гендерной психологии считают, что ребенок от рождения принадлежит мужскому или женскому полу, но становится маскулинным или фемининным в результате воспитания и идентификации с соответствующей гендерной ролью. В основе формирования гендера лежит биологический пол, однако главным образом на личность влияют социальные условия и культурные традиции общества [5, с. 112-136 ]. Тем не менее, в настоящее время ситуация с гендерными исследованиями в психологии изменилась кардинальным образом. Прежде всего, это относится к западной психологии, в значительно меньшей степени - к отечественной. Дадим краткую характеристику основных этапов развития гендерных исследований в психологии.
Сначала они проводились в рамках изучения индивидуальных различий, и маскулинность - фемининность пытались измерить, как и любые другие индивидуальные различия. Затем их пытались понять как важнейшие черты личности, причем семья рассматривалась как та среда, внутри которой происходит социализация мальчиков и девочек и приобретение ими их социальных ролей, основанных на сложившихся культурных стереотипах [17, с. 45-76].
В 70-х годах, введя понятие андрогин (понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества) и разработав соответствующий методический аппарат, С. Бем смогла эмпирически продемонстрировать, что маскулинность и фемининность являются двумя независимыми, но не противоположными конструктами. Следующим шагом было представление о гендере как о схеме или концепте, введенном культурой и определяется как аффективно-когнитивная структура, которая создана для упорядочения индивидуального опыта и организации человеком своего поведения [5, с. 7-18 ]. Все больше и больше гендер стал пониматься как социальная категория, причем к нему стали подходить как к процессу, динамичной и ситуационно детерминированной характеристике, а не как к какой статического предела или качества. Здесь можно легко провести параллель с социологическими теориями социального конструктивизма и понятием «doing gender». И в настоящее время все больше психологов, занимающихся гендерной проблематикой, рассматривают гендер как категорию социальную [4, с. 181-188].
Основными направлениями исследований в зарубежной гендерной психологии является изучение сходства в психологических характеристиках и поведения мужчин и женщин; изучению производительных стратегий поведения мужчин и женщин в плане преодоления традиционных гендерных стереотипов, изучение личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин - в семейной, изучение реальных отношений мужчин и женщин, а не распространенных гендерных стереотипов. И. С. Клецина высказывает мнение, что эти направления должны стать приоритетными и для отечественной науки. А. В. Поспелова говорит о необходимости переосмысления западных теоретических положений и научных подходов с точки зрения их применимости на «русской почве». В целом гендерных исследований в психологии стало значительно больше, однако распределены они неравномерно. В то же время они затронули практически все основные отрасли психологической науки: когнитивную сферу, эмоциональную, проблемы социализации, межличностных взаимодействий и социальных отношений [27, с. 42-67].
Изображение гендера »как элемента социальных отношений позволяет анализировать ряд социальных феноменов, связанных с положением мужчин и женщин в социуме, наиболее известный из которых - гендерное неравенство - характеризует такое социальное устройство, в котором различные социальные группы обладают разным социальным статусом и неравными возможностями в обществе [19, с. 234-241].
А.
Чекалина отмечает: понятие «гендер»
подчеркивает, как мы демонстрируем
свой пол окружающим, насколько мужественно
или женственно ведем себя, на какие
идеалы опираемся. Она определяет гендер
как пол в социально-
Формирование
гендерной идентичности в 70-х гг.
ХХ в. в отечественной науке