Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа
Целями данной работы являются: Закрепление теоретических знаний курса «Коммуникационный менеджмент»; Получение навыков работы с информацией; Научиться методам работы менеджеров PR.
Задачами выполнения работы являются: Изучение литературы по выбранной теме; Формирование основных теоретических положений; Составление организационных форм управления PR; Организация специальных событий.
ВВЕДЕН 4
1.НАУКИ КОММУНИКАТИВНОГО ЦИКЛА, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ PR 4
1.1 Теория коммуникации; изучение слухов; семиотика. .6
1.2Нейролингвистическое программирование, психоанализ и групповая психотерапия.. 10
1.3 Риторика. Теория аргументации. Прагматика 14
1.4Герменевтика, теория мифа, теория переговоров………………………… 18
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 24
2.1 Характеристика учрежденияДС «Амурский» 24
2.2 Анализ направлений PR – деятельности в учреждении 28
2 3 Организационная структура PR в учрежденииДС «Амурский» 30
2.4 Положение отдела по связям с общественностью учрежденияДС «Амурский» 32
2.5 Должностная инструкция для работника отдела по связям с общественностью PR – отдела учрежденияДС «Амурский» 36
2.6 Анализ целесообразности PR – отдела в учрежденииДС «Амурский» 58
2.7 Правила пресс – релиза и пресс-релиз учрежденияДС «Амурский» 60
2.8 Анализ PR – документов учрежденияДС «Амурский» 45
2.9 Обоснование причин создания PR – отдела в учрежденииДС «Амурский» 47
2.10 Методические рекомендации для проведения презентации в учрежденииДС «Амурский» 48
2.10.1 Цель презентации 48
2.10 2 Зависимость уровня взаимодействия с аудиторией от целей презентации 48
2.10.3 Анализ аудитории 49
2.10.4 Программа презентации 52
2.10.5 Внутренняя структура речи 55
2.10.6 Ритм текста («читабельность) 49
2.10.7 Приглашение на презентацию 49
2.10.8 Визуальные средства 61
2.10.9 План аудитории 62
2.10.10 Вопросы и ответы 62
2.10.11 Итоги презентации 64
2.10. 2 Расчёт экономической эффективности 65
2.10.13 Форма обратной связи 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………… 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.. 71
Основной единицей семиотики является знак. Это элементарная единица, не делимая далее без потери своих свойств, в которой есть две составные части — форма и содержание, связанные между собой условной связью. Условной, поскольку она вводится самой системой знаков, а не представлена в реальности. Например, кивок головой может означать у нас согласие, а в Болгарии та же форма получает значение отрицания. Или слово, например, "рыба", которое, как и большинство слов естественного языка, не имеет связи между физическим объектом, обозначаемым данным знаком, и его формой.
Словесные знаки, по Фердинанду де Соссюру, имеют две характеристики: линейный характер формы, когда мы не можем произнести все звуки сразу, а только один за другим; вторая характеристика — это отмеченная выше связь между формой и содержанием, носящая условный характер. Фердинанд де Соссюр считал лингвистику подразделом семиотики, которая изучает законы вербального языка.
Чарльз Пирс разграничил
знаки-индексы, знаки-иконы и знаки-символы.
Для индекса характерна реальная
смежность знака и объекта (к
примеру, дым над костром
Если посмотреть на данные Ю. Левады5, то в целом за возрождение социализма в России — 31% населения, не поддерживают эту идею — 48%, не дают ответа — 21%.
Семиотика может помочь PR дать ответ на самый главный вопрос: как символизировать лидера, какие его физические характеристики имеют те или иные символические значения. Со времен Ричарда Никсона американцы пришли к центральной аксиоме действия PRв области политики: избиратель не имеет личностного контакта с кандидатом, он реагирует только на телевизионную картинку, поэтому для эффективного воздействия следует влиять на картинку, на телевизионный имидж кандидата, корректируя его необходимым образом, но не меняя самого кандидата.
Семиотика достаточно серьезно
исследовала массовые формы культуры,
то есть те формы, в которых в первую
очередь заинтересован сам
Есть еще одна важная параллель с PR: массовая культурас неизбежностью приходит к образу супермена, без него она не станет массовой. Практически тот же путь проделывает и политика, выходя на символические ценности, типа "президент как отец нации". Поэтому явление супермена, его характеристики и реализация их в текстах весьма интересны для PR. Ведь политические проблемы PR — это также проблемы "суперменов", только в политике. Естественно, есть и отличия. К примеру, супермен, как правило, имеет внеземное происхождение, чего никак нельзя сказать о политиках.Сходные модели восприятия характерны и для взаимоотношений между средним гражданином и его президентом. Он, с одной стороны, обладает понятными ступеньками в его лестнице движения к успеху; с другой стороны, он должен обладать набором совершенно иных качеств, не свойственных простому человеку. Президент одновременно занижен и завышен. На заниженном уровне я равен с ним, на завышенном — нет. Такая же двойственная проблема есть и в случае супермена, интерес к которому связан с достаточным числом непредсказуемых событий. [10].
Каковы характеристики подобных супергероев? Они могут сбросить правительство, победить армию. С другой стороны, они добры, высокоморальны. Для этих героев нет ограничений ни в физической, ни в умственной, ни в технологической сферах. Имея возможности вершить галактическую политику, супергерой действует на уровне небольшого сообщества. Соответственно, если взглянуть на его противника, то он также не стремится бороться с организованной преступностью, коррумпированными политиками, распространением наркотиков. Объектом его гнева могут оказаться, например, банковские грабители. [12].
Не менее важные семиотические наблюдения над массовой культурой представлены в работах Джона Фиске. Он использует как объекты для изучения самые разноплановые проявления массовой культуры: от джинсов до песен Мадонны. Исходная семиотическая идея джинсов была связана с деревенской жизнью, работой, традициями. Они были вне классовых и половых различий. Джинсы в их сегодняшней интерпретации отражают такие характеристики, как современность, досуг (а не работу), женственность, социальную выделенность. Происходит переход от всеобщности к определенному личностному смыслу: как от типографски набранного поздравления к личностному, написанному от руки конкретному человеку и от конкретного человека.
Как видим, проявляется множество пересечений PR и семиотики. И тут следует отослать на такие незатронутые параллели: семиотика визуальной коммуникации (работы ГОЛотмана, Б.Успенского, П.Флоренского, Р.Барта), семиотика поведения (работы ЮЛотмана), семиотика театра (П.Пави), семиотика рекламы (Р.Барт).
1.2 Нейролингвистическое программирование, психоанализ и групповая психотерапия
Нейроливгвистическое программирование
Нарушая хронологию, можнопоставить на первое место НЛП (нейролингвистическое программирование), отделяя его от психоанализа и групповой психотерапии по следующей причине: в рамках НЛП заложены более четкие теоретические основания именно коммуникативного порядка, что в результате дало возможность столь же четко выстроить свою собственную методологию воздействия. НЛП как бы стало синтезом теории коммуникации и психотерапии, положив методы психоанализа на жестко очерченные коммуникативные основания.
Чем интересно НЛП для PR? НЛП построено на следующем базисе: человек получает информацию по ряду коммуникативных каналов (аудио, визуальный и под.), но для каждого из нас тот или иной канал является доминирующим, ведущим. Соответственно, по предпочтению, отдаваемому тем или иным группам слов, определяется ведущая репрезентативная система для индивида. НЛП предлагает также визуальный метод определения ведущей системы. Задавая ряд вопросов, центрированных на ту или иную систему (к примеру — "Какого цвета глаза у вашей матери?", "Какая дверь громче всего скрипит?", "Можете ли вы услышать, как мать зовет вас по имени?"), исследователь смотрит за поведением испытуемого. "Один из мужчин в ответ на каждый вопрос сначала взглядывал вниз направо. Другой взглядывал вверх и налево. Первый искал ответ кинестетически, второй — визуально"[3]. То есть при запуске доступа к информации человек опирается на свою ведущую систему.
В рамках НЛП предлагается следующий контрольный список для визуального наблюдения [4]:
1. Руки индивида.
2. Движения индивида.
3. Ноги и ступни ног индивида.
4. Паттерны фиксаций при движении глаз (под этим имеются в виду отмеченные выше модели движения глаз при
запуске доступа к информации
5. Взаимосвязь голова/шея/плечи.
6. Выражение лица, в особенности брови, рот и лицевые мышцы.
Основные положительные уроки, которые PR может извлечь из НЛП:
а) НЛП опирается на сильную
генерализацию процесса коммуникации,
что позволяет построить мета-
б) очень интересна основная гипотеза НЛП о наличии ведущей репрезентативной системы, что позволяет строить ту или иную стратегию воздействия;
в) НЛП дает еще один взгляд на существование у человека защитных механизмов и путей их преодоления. Некоторые объекты типа отмеченных выше якорей ребенок/домашнее животное легко обходят эти фильтры, что, вероятно,коренится в определенной биологической основе, к примеру, ни одна собака не нападет на щенка;
г) есть возможность продолжить этот "базис" в другие направления. Возможно, в дальнейшем окажется возможным выделить мужские/женские предпочтения (для мужчин может оказаться более предпочтительным визуальный канал, для женщин — слуховой). Есть определенные исторические параллели, когда цивилизации движутся от слуховой к визуальной форме12;
д) НЛП может помочь в поиске механизмов по переключению каналов. К примеру, если Никсон в качества кандидата в президенты был зафиксирован как "неинтересный" при подаче его по визуальному каналу, следовало искать пути его подачи по каналу слуховому.
В целом следует признать, что НЛП пытается поставить свою методологию на очень четко очерченные основания, что позволяет столь же четко продолжать в области наработки своего инструментария.
Психоанализ
Его основателю Зигмунду Фрейду, кто бы и как бы критически к нему ни относился, принадлежит приоритет открытия бессознательного, т.е. тех участков сознания, куда ограничен доступ нашего рационального управления. PR заинтересованы в психоанализе по причине того, что он подсказывает, как люди строят свои "защитные экраны", избавляясь от неприятных, непринятых, нереализуемых желаний и мыслей. Этот процесс ухода в подсознательное Фрейд называл процессом вытеснения. Сознание не может держать в себе противоречивые участки и старается от них избавляться. Представляют интерес дляPR и психологические исследования лидеров, проводимые в рамках психоанализа. В качестве примера можно привести психологическое исследование двадцать восьмого президента США Томаса Вудро Вильсона.
Психоанализ дает также психологическую модель современного общества. Знание всего этого спектра тревог, ожиданий, стремлений и позволяет с достаточной степенью эффективности строить и планировать кампании в рамках PR. При этом в ряде случаев именно психоанализ позволяет приходить к парадоксальным выводам.
Психодрама возникает в двадцатые годы в США. Сама психодрама разыгрывается в присутствии всех членов группы. Смысл ее в следующем: "это форма психотерапии, в которой пациент или субъект разыгрывает свои конфликты, а не рассказывает о них"[15]. Например, у человека нелады с начальством. На сцене расставляются стулья, один из участников становится начальником, который обрушивается с филишшками на "героя". Иногда сюда добавляется прием с двойником, когда выделяется участник, выступающий в роли двойника, он выражает чувства, которые "герой" по разным причинам не может проявить. После проигрывания ситуации "герой" и начальник могут поменяться местами и сыграть сценку вновь. В результате такой психодрамы человек отрабатывает модели поведения, которые ему не свойственны. Получив их в свое распоряжение в игровой ситуации, он сможет применить их в реальной жизни. Известно, что даже лидеры очень плохо чувствуют себя в новых ситуациях, поэтому для них стараются нарабатывать заранее те или иные стереотипы ситуаций. После окончания психодрамы участники обмениваются мнениями, чтопозволяет выявить слабые/сильные стороны поведения каждого.
В основе психодрамы лежат понятия ролевой игры и импровизации. Психодрама как бы направлена на расширение этого репертуара. При этом она действует очень точно, занимаясь теми моделями поведения, которые "задавлены" в пациенте. Импровизационный характер психодрамы также весьма схож с жизнью, при импровизации возникает элемент творчества, который позволяет совершенно по-новому раскрываться членам группы. В ряде случаев незаметные серые мышки вдруг поднимаются в своих драматических возможностях, и внимание группы служит для них дополнительным стимулом. Очень важным элементом психодрамы является разминка, это связано с изначальной консервативностью, заторможенностью многих из участников, в большинстве своем людям достаточно тяжело дается самораскрытие. Кстати, моделирование такого самораскрытия, искренности является важным элементом подготовки лидеров в рамках PR. Роль двойника также существенным образом помогает обретению новых чувств, и что очень важно — учит различным вариантам их проявления.
Группы встреч
Создателем групп встреч является Карл Роджерс, целью которых стал поиск самораскрытости в межличностных взаимоотношениях. К. Роджерс перечисляет такие виды моделей поведения в группе:
1. Замешательство.
2. Нежелание раскрыться или высказаться.
3. Описание пережитого.
4. Выражение отрицательных эмоций.
5. Выражение и исследование
важного для личности
6. Выражение спонтанных
чувств между участниками
7. Развитие в группе способности исцелять.
8. Самопонимание и начало изменений.
9. Разрушение "оболочки".
10. Налаживается обратная связь между участниками.
11. Столкновение.
12. Взаимопомощь вне встреч группы.
13. Истинное общение.
14. Выражение положительного чувства и близости.
15. Поведенческие изменения в группе.
В группах встреч, как и в случае психодрамы, человек учится самораскрытию, вслушиванию в свои чувства, максимальному пониманию другого, т.е. он делается более коммуникативно чувствительным. Вот эта коммуникативная обогащенность и является центральной для PR, это тот идеал, к которому мы все должны стремиться, но он особенно важен, когда от него зависит твоя профессиональная карьера. Именно так обстоит дело с лидером. И еще одна сторона групповой психотерапии имеет важное для нас значение. Как и почему происходит воздействие, каковы его механизмы? Ведь групповая психотерапия действительно несет изменение моделей поведения, что весьма важно для всего комплекса коммуникативных наук, и в частности для ПР. Перед нами проходит целенаправленная и управляемая коммуникация, результатом которой становится психокоррекция.
Информация о работе Науки коммуникативного цикла, значимые для PR