Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 22:24, курсовая работа
Целью исследования выступает изучение коммуникаций в организации и оценка их эффективности.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
Рассмотреть сущность и виды коммуникаций в современных условиях;
Проанализировать элементы и этапы коммуникационного процесса;
Рассмотреть межличностные и организационные коммуникации;
Провести анализ коммуникационного процесса в организации;
Выработать мероприятия по совершенствованию коммуникационного процесса в организации.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и определение коммуникации в организации 5
1.1. Понятие и виды коммуникаций ……………………………………………..5
1.2. Содержание и структура коммуникативного процесса …………………..16
1.3. Межличностные и организационные коммуникации …………………….23
Глава 2. Эмпирический анализ эффективности коммуникаций на примере ООО «Хлебмаркет»……………………………………………………..............31
2.1. Общая характеристика ООО «Хлебмеркет» ………………………………31
2.2. Методы исследования эффективности коммуникации
в ООО «Хлебмаркет» ……………………………………………………………35
2.3. Реализация исследования эффективности
коммуникации в организации …………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………… 46
Литература ………………………………………………………………….47
Отправитель
и получатель в процессе обмена информацией
взаимодействуют между собой на нескольких
этапах. Их задачами
являются составления сообщения, выбор
канала передачи сообщения
таким образом, чтобы обе стороны поняли
и восприняли исходную
идею. В практике управления процесс коммуникаций
часто завершается в несколько секунд.
Однако на каждом этапе могут возникать
свои проблемы.
Этими этапами являются: формирование идеи; кодирование и выбор канала; передача; декодирование.
Рисунок
1 - Коммуникационный процесс
Обмен
информацией начинается с формулирования
идеи или отбора информации. Отправитель
решает, какую значимую идею или
сообщение следует сделать
Часто
неприемлемую форму передачи информации
руководители избирают, подражая вышестоящим
начальникам. В таких случаях руководители
высшего звена являются примером ролевой
модели для
руководителей низового звена. Ощущая
принуждение со стороны своего начальства
или ограниченность информации, руководитель
низового звена может поступать идентично
по отношению к своим подчиненным. B таких
случаях нельзя забывать, что нижестоящий
руководитель находится в другом положении
и в других отношениях со своими
подчиненными, и действовать в стиле своего
начальника вовсе не обязательно [10; 51].
На этом этапе необходимо осознать, какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, а также оценить адекватность и уместность ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели коммуникаций.
Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции.
Если
канал не слишком соответствует
идее, зародившейся на первом этапе, обмен
информацией будет менее
Выбор
средства сообщения не должен ограничиваться
единственным каналом. Часто желательно
использовать два или большее
число средств коммуникаций в
сочетании [17; 90]. Процесс усложняется,
поскольку отправителю
На
третьем этапе отправитель
После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться [18; 53].
Однако по ряду причин, получатель
может придать несколько иной,
чем в голове отправителя,
Получатель информации должен уметь [18; 98]:
Для того чтобы повысить эффективность обмена информацией, в коммуникативных процессах используется обратная связь. Обратная связь –реакция коммуниканта на сообщение источника [15; 19]. Реакция говорит о понятности или непонятности, согласии или несогласии и др. и может вызывать дополнительное сообщение [20; 11]. Информация (в вербальном или невербальном оформлении) отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением.
При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято.
Обратная
связь может способствовать значительному
повышению эффективности обмена
управленческой информацией [24]. Согласно
ряду исследований двусторонний обмен
информацией (при наличии возможностей
для обратной связи) по сравнению
с односторонним (обратная связь
отсутствует), хотя и протекает медленнее
тем не менее эффективнее снимает напряжения,
более точен и повышает уверенность в
правильности интерпретации сообщений
[11; 124]. Таким образом, в любом случае устойчивая
обратная связь — необходимое условие
результативной коммуникации [14; 150].
1.3.
Коммуникативные барьеры
и их преодоление в управлении
организацией.
Различают межличностные и организационные коммуникации. Если проблемы межличностных коммуникаций кроются в индивидуальных особенностях людей и контексте передачи сообщения, то основным фокусом организационных коммуникаций становится создание эффективной системы передачи сообщений [12; 289].
Основные
барьеры на пути организационных коммуникаций:
1. Искажение
сообщений — явление, при
Все искажения в организационных коммуникациях разделяются на три группы:
2. Информационные
перегрузки возможны в тех
случаях, когда члены
3. Недостатки в структуре организации оказывают существенное негативное влияние на функционирование коммуникации. Самым распространенным из таких недостатков следует признать неудачную конфигурацию — существование большого количества уровней управления, когда информация при прохождении от уровня к уровню теряется или искажается. Это особенно характерно для восходящих коммуникативных потоков (снизу вверх, от подчиненных к руководителям).
Другим важным структурным недостатком является отсутствие устойчивых горизонтальных связей между отдельными подразделениями организации, например, когда руководство организации допускает только вертикальные связи, а коммуникации между подразделениями одного уровня считаются незначимыми и ненужными. Такой недостаток характерен для высокоцентрализованных и формализованных линейных структур.
Еще одним существенным недостатком следует признать наличие конфликтов между отдельными группами и подразделениями организации. Зачастую конфликты заложены в самой структуре организации. Подразделения или отдельные руководители, находящиеся в состоянии конфликта, могут не только способствовать разрыву коммуникативных связей внутри организации, но и использовать коммуникационные сети для достижения собственных целей в борьбе с другими подразделениями или руководителями.
4. Высокая
степень пространственной
Решение
проблем структурных
1) постоянное
регулирование информационных
2) контроль за процессами обмена информацией, информационными каналами. Для этого можно проводить такие мероприятия, как разработка плана-графика, периодическая отчетность, регулярные встречи с подчиненными для обсуждения возможных перемен в организации и т.д.;
Информация о работе Коммуникации в организации и оценка их эффективности