Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 22:24, курсовая работа
Целью исследования выступает изучение коммуникаций в организации и оценка их эффективности.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
Рассмотреть сущность и виды коммуникаций в современных условиях;
Проанализировать элементы и этапы коммуникационного процесса;
Рассмотреть межличностные и организационные коммуникации;
Провести анализ коммуникационного процесса в организации;
Выработать мероприятия по совершенствованию коммуникационного процесса в организации.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и определение коммуникации в организации 5
1.1. Понятие и виды коммуникаций ……………………………………………..5
1.2. Содержание и структура коммуникативного процесса …………………..16
1.3. Межличностные и организационные коммуникации …………………….23
Глава 2. Эмпирический анализ эффективности коммуникаций на примере ООО «Хлебмаркет»……………………………………………………..............31
2.1. Общая характеристика ООО «Хлебмеркет» ………………………………31
2.2. Методы исследования эффективности коммуникации
в ООО «Хлебмаркет» ……………………………………………………………35
2.3. Реализация исследования эффективности
коммуникации в организации …………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………… 46
Литература ………………………………………………………………….47
По каналам распространения слухов обычно передается информация о предстоящем сокращении рабочих мест; о новых мерах наказаний за опоздания; об изменениях в структуре организации; о грядущих перемещениях и повышениях; подробно излагается спор двух руководителей на последнем совещании; сообщается, кто кому назначил свидание после рабочего дня [7; 21].
4.
По организационному признаку (по
пространственному
- вертикальные – коммуникации,
координирующие и
Составляющие вертикальных коммуникаций следующие: прояснение задач, приоритетов, ожидаемых результатов; обеспечение вовлеченности подчиненных в решение задач; обсуждение проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствование и развитие способностей у подчиненных; сбор информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещение подчиненных о грядущих изменениях; получение сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях [7; 17].
Как
и другие типы организационных коммуникаций,
интерактивный процесс имеет
множество поведенческих
Исследователями обобщены и выделены четыре наиболее важные цели горизонтальных коммуникаций:
− координация заданий.
− решение проблем. Работники
отдела могут собраться для
того, чтобы обсудить, как они
будут работать, если реализуется
угроза сокращения бюджета;
− обмен информацией.
− разрешение конфликта.
5. По направленности общения:
Нисходящие коммуникации следует представлять скорее как установление межличностных связей. В литературе встречается описание пяти основных целей коммуникаций в организации, направленных сверху вниз: постановка конкретных задач по выполнению работы; обеспечение информацией о принятых в данной организации процедурах и практике; обеспечение информацией, касающейся смысла исполняемой работы; информирование подчиненных о качестве их работы; предоставление идеологической информации для облегчения восприятия целей.
Нисходящие коммуникации осуществляются с помощью разнообразных письменных (рабочие материалы, руководства, журналы, газеты, письма, доски объявлений, плакаты, меморандумы) и устных (приказы руководителей, речи, заседания, программы для слушающих), которые передаются по внутренним телевизионным сетям, система публичных выступлений, телефоны. Подобные нисходящие коммуникации способствуют созданию авторитарной системы в организации, вследствие чего работники не до конца понимают смысл выполняемого задания, его идейной связи с общими целями организации.
Самая большая проблема, по мнению Ф. Лютенса, заключается в том, что при передаче информации не уделяется должного внимания ее получателю. Существуют следующие закономерности воздействия нисходящего потока информации на получателя:
− интерпретируя информацию, человек следует по пути наименьшего сопротивления;
− человек более открыт для
сообщений, которые созвучны
− сообщения, которые
− поскольку человек испытывает постоянное желание удовлетворить свои потребности, сообщения, которые способствуют их удовлетворению, воспринимаются легче, чем те, которые этому не способствуют;
−
когда человек видит изменения
в окружающей среде, он более открыт
по отношению к поступающим
− на коммуникацию оказывает влияние ситуация в целом; сообщение, которое может показаться сообразным в одной ситуации, в другой может представиться несообразным.
Коммуникативный процесс
- восходящие – коммуникации, направленные снизу вверх от подчиненных к руководителю [20].
Необходимым условием эффективных восходящих коммуникаций является свободный подход, вовлекающий работников в процесс управления и наделяющий их полномочиями [7; 20].
Коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх, выполняют функцию оповещения о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты для исправления положения дел [22].
Для повышения эффективности
восходящих коммуникаций
−
процедура обжалования, которая
позволяет работникам обратиться с
жалобой к вышестоящему руководителю
в обход своего непосредственного
начальника. Данная процедура защищает
работника от произвола их непосредственного
начальника и поощряет подачу жалоб.
В настоящее время в некоторых
компаниях создаются
− политика открытых дверей, т. е. дверь к руководителю открыта для того, чтобы можно было поделиться с ним своими соображениями;
− консультации, опрос общественного мнения, собеседования с работниками, увольняющимися из организации. Отдел кадров может значительно повысить эффективность восходящих коммуникаций путем недирективных конфиденциальных консультаций, опросов мнения работников, интервью с работниками, увольняющимися из организации;
− партисипативные методы – принятие решений с участием работников. Во многих исследованиях отмечается, что эти работники испытывают большее удовлетворение от работы, более преданы своей организации и лучше работают, чем те, кто не вовлечен в процесс коммуникации;
−
использование приемов
В целом информация, которая передается по восходящим коммуникациям, может быть разделена на две группы:
1) информация, которая имеет технический
характер и касается
2) личная информация о мыслях, установках, деятельности; обычно она отражается в том, что говорят работники своему руководителю, например: какую работу они выполнили; какую работу выполнили их подчиненные; какую работу выполнили другие работники в совместной деятельности; что они считают необходимым предпринять; какие у них проблемы; какие проблемы существуют в их подразделении; что следует пересмотреть в практике и политике организации [7; 20-21].
Для
координации задач и действий
подразделений организации
Две трети всей деятельности в организации – это деятельность, основанная на коммуникациях «руководитель – подчиненный». Они относятся к коммуникациям по вертикали, но выделяются в отдельную группу, так как оказывают непосредственное влияние на производственный процесс. Это обмен информацией о способах деятельности, эффективности работы, вознаграждениях, способностях работников, проблемах, изменениях, результатах, усовершенствованиях и т.д.
Поскольку подчинённые объединены в Рабочие группы, то коммуникации с руководителем являются важным компонентом для достижения эффективности управления. Участие в обмене информацией каждого члена рабочей группы позволяет выработать более правильные отношения группы с руководителем, а руководителю более активно вовлекать подчинённых в дела организации [9; 169].
Таким
образом, коммуникации — жизненно важное
звено между руководителем и
подчиненными, они являются инструментом
внутрисистемной координации, помогают
получать информацию на всех уровнях управления.
Но в процессе коммуникаций информация
может быть искажена, неправильно понята
или воспринята. Поэтому главной задачей
коммуникационного процесса является
обеспечение понимания и правильного
восприятия передаваемой информации.
1.2.
Содержание и структура
коммуникативного процесса
Коммуникативный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств [14; 127]. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей [23].
Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией:
Информация о работе Коммуникации в организации и оценка их эффективности