Коммуникации в деятельнсти органов государственной власти
Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:45, дипломная работа
Описание работы
Актуальность темы исследования. В информационном обществе, к которому идет в своем развитии Россия, значение средств массовой информации многократно возрастает. Масс-медиа становится одним из наиболее значимых властных ресурсов, характер взаимодействия СМИ и органов власти оказывает значительное влияние на проведение долгосрочных государственных преобразований. В то же время, в науке до сих пор отсутствует однозначная позиция относительно места и роли средств массовой информации в современном обществе, нет ясного понимания в вопросе необходимой и достаточной степени участия государства в медиа-сфере. Существование значительного количества мнений по данным проблемам свидетельствует об их сложности и неоднозначности.
Говоря
о функциях коммуникации
в системе государственного
управления, необходимо
упомянуть и идеологическую
функцию. Грамотно налаженная
обратная связь с
населением располагает
граждан к доверию
действующей власти.
Если вспомнить наше
государство, то одним
из примеров такой
коммуникации является
служба "Одно окно"
и правовая информатизация,
о которой я
расскажу во второй
части своей работы.
Однако
моё сообщение
о сущности коммуникации
будет неполным, если
не вспомнить и
коммуникативные
барьеры, препятствия,
возникающие перед субъектами
коммуникации.
К
таким барьерам относится
целый ряд элементов
и категорий. Это
и языковой барьер,
разница в уровне
субъектов коммуникации,
перенасыщенность информацией,
неправильный адресат,
отсутствие обратной
связи. Обобщая, отмечу,
что есть преграды,
зависящие от носителя
информации, и, напротив,
от получателя. К
примеру, если Приказ
министерства Торговли
попадёт на месте
к чиновникам, которые
не разбираются в
экономике, не исключена
неверная интерпретация
руководства к
действию и, как следствие,
неверное их воплощение.
Увы, с такими явлениями
приходилось сталкиваться
любому обществу и
государству на протяжении
всего времени
их существования. Эти
и многие другие факторы
могут свести на нет
работу государственных
органов по налаживанию
коммуникации, обратить
позитивные шаги вспять.
Именно поэтому барьерам
коммуникации необходимо
уделять повышенное
внимание.
Как
отмечается в научной
литературе, превращение
информации в лимитирующий
фактор производства
меняет характер хозяйственной
власти: объектами
собственности, дающими
их субъектам хозяйственную
власть, становятся
информация и знания. "Информация
и знания имеют принципиально
иную природу по сравнению
с традиционными символами
хозяйственной власти,
они более демократичны,
чем земля или капитал.
Если земля и капитал
конечны, то знания могут
генерироваться и накапливаться
беспредельно; если
земля и капитал имеют
ограниченное число
пользователей, то знания
доступны одновременно
любому их числу..."
1.4
Пути совершенствования
коммуникации в
системе государственного
управления
Коммуникация
в системе государственного
управления может
и должна развиваться,
постоянно совершенствоваться.
Помочь в развитии
коммуникации могут
следующие принципы:
принцип ясности,
принцип цельности,
принцип стратегического
использования информационной
организации, регулирование
информационных потоков,
управленческие действия,
системы обратной
связи, системы сбора
предложений.
В
соответствии с принципом
ясности, коммуникация
должна происходить
на одном языке
общения, и передаваться
таким образом, чтобы
быть ясно воспринятым
получателем. Этот принцип
предполагает не просто
одну и ту же систему
символов общения, но
и определённое доверие
сторон к друг другу.
Принцип
целостности имеет
задачу сплочения
всех участников коммуникации
ради достижения общей
цели. Целостным может
быть только такое
общество и государство,
где нет деления
на классы, расы и
так далее, признаком
целостности обладает
только демократическое
государство, которым
является наша Республика.
Кроме
того, одним из принципов
совершенствования
коммуникации в системе
государственного управления
может стать развитие
неформальных групп
внутри государственных
институтов, по которым
информация зачастую
передаётся быстрее,
чем по формальным
источникам, а уровень
сплочённости команды
очень высок.
Регулирование
информационных потоков
позволяет отсеять
ненужную или даже
вредную информацию,
но доводить до общества,
либо до государственных
институтов те потоки,
которые наиболее
актуальны и необходимы
на данный момент. В
свою очередь, принцип
регулирования информационных
потоков будет
являться только одним
из примеров управленческих
действий по совершенствования
коммуникации в системе
государственного управления.
Для
развития коммуникации,
государственные
служащие разных уровней
могут практиковать
различные тактики
по совершенствованию
обмена информации.
Для нашей страны
хорошей традицией
стали, к примеру,
Всебелорусские Съезды
перед важными
политическими событиями,
Селекторные совещания
и многое другое.
Все эти действия
позволяют лучше
координировать работу
государственных
органов и совершенствовать
коммуникацию в системе
управления.
Пристальное
внимание хотелось бы
уделить и принципу
обратной связи как
способу совершенствования
коммуникации в системе
государственного управления.
Обратная связь свидетельствует
о налаженном процессе
обмена информацией,
это могут быть,
к примеру, социологические
опросы, круглые столы,
мероприятия, форумы
на Интернет-порталах,
прямые линии по телефону
и многое другое.
Социолог
П. Геддс, который еще
в 1915 г. в своей работе "Города
в процессе эволюции"
сформулировал два существенных
принципа обратной связи
в ходе выработки решений,
касающихся городского
развития:
а)
принцип двойного
информирования ("специалисты
информируют граждан
о целях разрабатываемых
планов городского развития -
жители городов информируют
специалистов об условиях
жизни в городах и о
своих запросах")
б)
принцип взаимодействия
в проектировании ("специалисты
разрабатывают базовые
варианты проекта - жители
оценивают эти варианты
и выдвигают альтернативные
предложения").
Ясно,
что в этом случае
имелось в виду
право граждан
участвовать в
формировании их жизненной
среды, защищая, таким
образом, свои насущные
интересы от произвола
властей и капитала,
невольными пособниками
которых становятся
специалисты, работающие
по заказам.
Ныне
это право признано
и регламентируется
законодательными актами
более чем 30 стран -
членов ООН. [25]
Обратная
связь помогает также
наладить системы
сбора предложений,
когда благодаря
коммуникации совершенствуется
работа государственных
органов.
Из
негативных моментов
отмечу, что совершенствование
коммуникации в системе
государственного управления
ведёт к удалению
ненужных звеньев
и систем, как, в
своё время, с изобретением
печатной машинки
стали не нужны
различные секретари,
которые вручную
заполняли документы.
Совершенствуясь, коммуникация
в системе государственного
управления приобретает
всё более сложные
и многогранные черты,
однако остаётся важнейшим
элементом общества
и государства.