Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:45, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В информационном обществе, к которому идет в своем развитии Россия, значение средств массовой информации многократно возрастает. Масс-медиа становится одним из наиболее значимых властных ресурсов, характер взаимодействия СМИ и органов власти оказывает значительное влияние на проведение долгосрочных государственных преобразований. В то же время, в науке до сих пор отсутствует однозначная позиция относительно места и роли средств массовой информации в современном обществе, нет ясного понимания в вопросе необходимой и достаточной степени участия государства в медиа-сфере. Существование значительного количества мнений по данным проблемам свидетельствует об их сложности и неоднозначности.
· информационно-коммуникативная
функция предусматривает
· консультативно-методическая
функция заключается в
· организационно-правовая предполагает совокупные меры действия по подготовке и проведению активных акций, различного уровня деловых встреч, выставок, конференций с использованием СМИ, аудио- и видеотехники, правовое обеспечение деятельности пресс-службы.
При этом место службы
по связям с общественностью в
структуре органа власти во многом
зависит от позиции высшего руководства.
Какие будут предоставлены
Пресс-секретарь - особая должность в аппаратах власти. В последний
период существования СССР секретари обкомов КПСС, вслед за М.С. Горбачевым стали вводить такую должность и приглашать на нее журналистов. Однако в тот период она считалась малопочетной. От занимающих пост пресс-секретаря действительно мало что зависело. Их функции были формальными, ограничивались обработкой текстов и размещением их в прессе, которая была полностью подотчетна партийной власти.
После августа 1991 года
ситуация резко изменилась. Функция
взаимодействия чиновников со СМИ при
новой власти стала своего рода «лакмусовой
бумажкой» процессов
Сегодня, когда уже есть опыт кадровых ошибок на разных уровнях власти, кандидатов на должность пресс-секретаря подбирают более тщательно, с учетом всех обстоятельств. Введение этой должности широко практикуется в органах власти. Однако существует множество вариантов «вписания» ее в структуру аппарата. Чаще всего пресс-секретарь первого лица имеет в подчинении аппарат специалистов, которые готовят тексты речей для руководителя органа власти (спичрайтеры), обеспечивают его контакты с журналистами. Пресс-секретарь повсюду сопровождает руководителя, может давать комментарии журналистам от его лица. Служба пресс-секретаря в таком случае является отдельным подразделением, работающим непосредственно с первым лицом.
Иногда пресс-секретарь одновременно является руководителем всей пресс-службы органа власти и организует ее работу по всем направлениям. По мнению Татариновой Г.Н., обобщая деятельность пресс-секретаря, работающего в органах власти, можно выделить ряд его основных функций:
1. Внешняя: анализ служебной информации и донесение ее до СМИ . Пресс-секретарь выступает в роли «переводчика»: трудный для восприятия рядовым читателем язык документов он переводит на доступный, понятный всем. Это функция популяризации решений власти, требующая не только умения обращаться со словом, но и способности оценить значимость, важность для населения того или иного документа. Пресс-секретарь организует работу пресс-службы, обеспечивает отправку пресс-релизов. Его обязанностью является осуществлять взаимодействие с журналистами, а также организовывать мониторинг СМИ. Пресс-секретарь имеет право присутствовать на заседаниях, посещать проводимые мероприятия, запрашивать необходимые сведения. Пресс-секретарь часто выступает спичрайтером, готовит тексты выступлений или заявлений руководителя. Непосредственной обязанностью пресс-секретаря является организация и ведение пресс-конференций (брифингов) руководителя. «Доступ» журналистов к первому лицу - прямая прерогатива пресс-секретаря. Он регулирует встречи, интервью, их продолжительность и регулярность. Задача пресс-секретаря - создавать и поддерживать бесконфликтную, лучше дружескую атмосферу взаимоотношений между руководителем органа власти и СМИ. Здесь необходимы коммуникабельность, дипломатичность, гибкость.
2. Охранная: защита служебной информации, государственной тайны. Каждое ведомство, каждая властная структура имеет информацию, которая не может быть всеобщим достоянием. Хотя в российском законодательстве пока не проработаны должным образом вопросы охраны служебной тайны в органах власти, государственные интересы диктуют необходимость ограничения гласности по определенным вопросам. Пресса, особенно частная, коммерческая, в свою очередь стремится заполучить именно такую информацию. Пресс-секретарю важно умело выстраивать отношения с журналистами, чтобы не создавать ощущения излишней закрытости власти, при этом защитить служебную информацию.
3. Внутренняя: сбор и анализ информации об освещении в СМИ деятельности органа власти, его руководителя. Ежедневно на стол президента (губернатора, мэра) ложится оперативный обзор СМИ. Исполнение внутренней функции требует определенного мужества, профессиональной честности и этики. Татаринова, Г.Н. Современная пресс-служба: учебное пособие / Г.Н. Татаринова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - С. 14-16.
Таким образом, пресс-службы
в органах государственной
1.2 Особенности методов работы служб по связям с общественностью
А. Ю. Русаков утверждает,
что в настоящее время
А. И. Таиров в своей статье, описывающей особенности методов работы государственных служб по связям с общественностью, рассказывает, что технологии пропаганды, используемые в деятельности служб по связям с общественностью, могут опираться на когнитивные, коммуникативные и резонансные схемы.
Использование когнитивных схем можно представить в виде айсберга. Массовое сознание получает указание на верхушку айсберга, за которой следует весь объем связанной с ней информации.
Подача информации
с помощью уже апробированных
в обществе схем воздействия увеличивает
уровень её эффективности. Пропаганда
опирается на уже имеющиеся в
обществе схемы коммуникаций. Следует
помнить, что число лидеров мнений
составляет 10-20% от населения. Но наличие
этой группы позволяет производить
воздействие с наименьшими
Суть использования апробированных схем, представляющих собой резонансные технологии, состоит в том, что в ряде случаев из набора ситуаций СМИ начинает использовать только некоторые из них. Можно выделить две резонансные схемы, на которые реагируют СМИ:
1) когда поступает
подтверждение уже имеющимся
в обществе слухам. Население
готово услышать подтверждение
того, во что уже поверили. Не
хватает только конкретной
2) когда реализованная
ситуация вступает в
Особенно сильное
воздействие такие технологии оказывают,
когда имеет место
Для введения нужной информации можно использовать метод «паровозика», когда один факт цепляет за собой другой. Это стандартный метод привлечения внимания, когда вместе с рассказом об известном руководителе, приводится рассказ о его учреждении.
Существуют ещё три феномена символической трансформации. Это «белое пятно», когда сознательно недостаёт детализированной информации, чтобы читатель дописал необходимое. При этом руководителю органа власти, находящемуся в тени, приписывают те характеристики, которые массовое сознание считает необходимым.
Отдельным феноменом выступает и переполнение информации. Известно, что, перерабатывая информацию, мы пытаемся подогнать её под определенную схему. Если же информации было слишком много, человек не в состоянии её «переваривать», и она закрепляется на подсознании как целое, без искажений.
Следует помнить и «подсказку» как способ работы с массовой аудиторией. Необходимо все время демонстрировать в явной форме те знаки, которые должны подтвердить верность избранной интерпретации ситуации. Многие из них носят двусмысленный характер, а подсказка выводит её понимание на заданный уровень.
Во всех этих случаях с точки зрения движения символов наблюдается закономерность: наиболее сильный символ притягивает более слабый. Сообщение об очередном заседании в органе государственной власти всегда слабее информации о митинге, который проходил в момент заседания перед зданием администрации.
Таким образом, манипулятивные методы, используемые в технологиях связей с общественностью, проявляются в следующем:
· утрирование уже зафиксированного стереотипа,
· перевод его из вербального в визуальную или событийную форму,
· усиление предлагаемого события признаками достоверности и детализации.
Основные технологии
манипулирования, заимствованные связями
с общественностью из пропаганды,
нейтральны по своим качественным характеристикам.
И уже на совести специалиста
по связям с общественностью то,
с какими целями он будет их использовать.
Таиров, А.И. Особенности методов
работы государственных служб по
связям с общественностью. - Режим
доступа: http: // www.zgia.zp.ua/gazeta/VISNIK_
2. Организация работы пресс-службы на примере
2.1 Организационные основы деятельности служб по связям с общественностью
В субъектах РФ работа
по налаживанию общественных связей
выполняется государственными информационными
агентствами, управлениями по связям с
общественностью, ответственными лицами
по связям с прессой и другими
подразделениями местных
Функциональные особенности
деятельности пресс-служб в органах
государственной власти определяют
их организационное устройство. Как
показывает практика, чаще всего отделы,
которые в государственных
· Информационно-аналитический отдел.
· Отдел по информационным коммуникациям.
· Отдел по работе с политическими партиями и общественными организациями.
· Организационно-правовой отдел.
Задачами информационно-
1. Сбор и анализ
информации социально-
2. Мониторинг, анализ
состояния и динамики
3. Анализ деятельности
региональных средств массовой
информации по освещению и
интерпретации деятельности
Информация о работе Коммуникации в деятельнсти органов государственной власти