Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ исследование проблем, возникающих в связи с коммуникационными барьерами в вертикальных коммуникациях в некоммерческой организации на примере Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения средней школы №38.
Для достижения цели, автором работы будут выполнены следующие действия:
• выбор теоретической базы для полного рассмотрения вопроса
• выяснения понятий «коммуникация» и «организация»
• определение видов коммуникации, какие могут существовать в организации
• выявление существования коммуникационных барьеров, их причину
• теоретическое решение преодоления коммуникационных барьеров в организации
• описание выбранной в качестве примера организации ( Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения средней школы №38)
• исследование проблем связанных с возникновением коммуникационных барьеров в вертикальных коммуникациях в выбранной организации
• вынесение предложения по решению сложившейся ситуации в организации
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Коммуникации в организации.....................................................................5
1.1.Определение коммуникации.....................................................................5
1.2.Коммуникационный процесс....................................................................8
1.3.Определение понятия «организация».....................................................12
1.4.Виды коммуникаций в организации........................................................14
1.4.1.Вертикальные коммуникации: барьеры и пути их преодоления.......17
1.5.Выводы к первой главе.............................................................................22
Глава 2. Исследование коммуникационных процессов в СПб ГУ СШ №38.......23
2.1.Информация об организации...................................................................23
2.2.Каналы вертикальной коммуникации в СПб ГУ СШ №38...................26
Заключение.................................................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................34
Приложение №1.........................................................................................................35
Приложение №2.........................................................................................................36
Результаты опроса учителей и учеников были исследованы отдельно, так как у двух групп изначально, по обязанностям, был разный уровень информированности о школе и всех её составляющих.
На вопросы анкеты ответили 10 учителей и 20 учеников 9-11 классов.
Учителя:
ДА | НЕТ | |||
Знаете ли Вы полное название школы | 10 | 0 | ||
Помните ли Вы имя директора школы | 10 | 0 | ||
почти нет | мало | средне | много | |
Много ли существует мероприятий в школе, в которых участвует, присутствует директор | 1 | 6 | 3 | 0 |
Часто ли Вы встречаете в коридорах школы директора | 4 | 4 | 2 | 0 |
Часто ли Вас оповещают о последних событиях\мероприятиях, в которых участвует школа на районном или городском уровне | 0 | 6 | 3 | 1 |
Учащиеся:
ДА | НЕТ | |||
Знаете ли Вы полное название школы | 10 | 10 | ||
Помните ли Вы имя директора школы | 7 | 13 | ||
почти нет | мало | средне | много | |
Много ли существует мероприятий в школе, в которых участвует, присутствует директор | 8 | 8 | 4 | 0 |
Часто ли Вы встречаете в коридорах школы директора | 15 | 4 | 1 | 0 |
Часто ли Вас оповещают о последних событиях\мероприятиях, в которых участвует школа на районном или городском уровне | 12 | 6 | 1 | 1 |
На основе полученных данных можно сказать, нисходящие вертикальные коммуникации, по направлению — от директора и ниже, осуществляются не достаточно эффективно.
Большинство учеников не помнят даже имени и отчества директора, только фамилию( так она часто упоминается ими при написании различных заявлений и объяснительных). Так же не все ознакомлены с полным наименованием учреждения, в котором они учатся, то есть плохо себе представляют всю полноту функций, которые выполняет школа.
В последних трех вопросах результаты учителей и учащих стали более сравнимы, что говорит об относительно одинаковой вовлеченности обоих групп опрашиваемых в процессы, о которых были заданы вопросы.
Суммируя их можно сказать, что ни те, ни другие не замечают активного участия директора в жизни школы. Так же заметна низкая активность школы на районных и городских мероприятиях — даже в случае участия в, например, олимпиаде — будет сказано о её результатах только в том случае, если ученик(-ца) займёт место с1 по 3. Не будет предложено участие в каком-либо творческом конкурсе проводимом среди школ района и т.д. Будут выбраны только те конкурсы и соревнования, которые заслуживают освещения, то есть те, в которых школа наверняка победит.
Автором работы для разъяснения ситуации, сложившейся в школе, было проведено интервью с учителем математики высшей категории Михайловой Галиной Николаевной.
Список вопросов был следующим:
Из полученных ответов можно сделать следующие выводы:
На сайте школы автором было обнаружено много информации, которая может объяснить для стороннего наблюдателя, что представляет из себя это образовательное учреждение.
Там перечислен весь состав школы — преподаватели, воспитатели. Дана вся информация о персонале.
Так школа №38 является и филиалом гуманно-личностной педагогики в Приморском районе г. Санкт-Петербурга, в ней проводится эксперемент по новому методу преподавания в одном из классов, начиная с первого класса до средней школы.
Как бывший ученик этой школы, автор работы заметил, что не на всех участниках эксперимента это опыт отразился хорошо. Главная идея этого метода — общаться с ребёнком как с полноценной личностью с самого начала обучения. Но, к сожалению, не все дети в первом классе могут представлять из себя сформировавшегося в умственном плане человека. Не всякий раз мягкость может помочь ребёнку усвоить тот или иной материал. Есть и положительные результаты, но их сравнительно очень мало.
Проанализировав всю полученную информацию, можно сказать, что в данной «организации» существуют барьеры в вертикальных коммуникациях.
Автор работы может дать следующие советы для преодоления существующих барьеров в коммуникации:
Автор работы считает, что при преодолении существующих барьеров, отношения между начальниками и подчинёнными улучшатся, что отразиться на качестве работы. Результатом может стать улучшение позиции школы среди других средних образовательных учреждения района, или даже города.
Заключение.
В современном мире сегодня большое значение придаётся информации. Она является тем, без чего не может человек представить своей жизнь. Большую роль информация играет в процессе коммуникаций. Она затрагивает как межличностное общение, так и корпоративное.
В организациях разработана своя система переработки и передачи информации по разным направлениям и уровням. Она может передаваться от начальника к подчинённому, наоборот и между представителями разных отделов на одном уровне.
Автор работы поставил перед собой цель изучить роль вертикальных коммуникаций (как восходящих, так и нисходящих) в некоммерческой организации. В качестве исследуемого объекта было выбрано Санкт-Петербургское Государственное образовательное учреждение средняя школа №38.
Автором были выдвинуты гипотезы насчёт того, что в выбранной организации существуют коммуникационные барьеры при осуществлении вертикальных коммуникаций. Для их подтверждения были проведены эмпирические исследования — анкетирование и интервью, а также анализ корпоративного веб-сайта.
Анализ
полученных эмпирическим путём данных
показал, что в организации
Воспользовавшись
информацией, собранной для подготовки
теоретической части работы, автором
были предложены советы для преодоления
барьеров в процессе коммуникации.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
№1.
Анкета.
Приложение
2.
Интервью
с учителем математики
высшей категории
Михайловой Галиной
Николаевной.
-Давно ли Вы работаете в школе №38?
-Я пришла в школу через год после её переезда в Приморский район(до 1988 года школа была физико-математической и располагалась на Васильевском острове — прим. Автора).
-В чём состоят Ваши обязанности, помимо преподавания?
-Я веду классное руководство у 10-11х классов с физико-математическим уклоном, также обязательное дежурство по этажу раз в неделю и дежурство с классом по школе пару раз в месяц, участие в проведении недели математики, встречи с родителями учеников (родительские собрания).
-Часто ли Вы встречаетесь с директором школы?
-Не очень. Она приходит 3-4 раза в неделю на пару часов, иногда больше. Раз в месяц проводятся собрания, где выслушиваются результаты проделанной работы. Делаются замечания, если они не достаточно устраивают главу школы.
-Как Вы оцениваете степень участия директора в жизни школы?
-Директор каждый раз выступает перед учениками в начале учебного года, также присутствует во время посещения школы важных гостей, таких как Ш.А.Амонашвили, либо какой-либо важной проверки. В основном все мероприятия с учащимися проводятся учителями и иногда (итоговые линейки после каждой четверти) завучами по учебной части и воспитательной работе.
Информация о работе Исследование внутренних коммуникационных процессов в организации