Исследование внутренних коммуникационных процессов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ исследование проблем, возникающих в связи с коммуникационными барьерами в вертикальных коммуникациях в некоммерческой организации на примере Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения средней школы №38.
Для достижения цели, автором работы будут выполнены следующие действия:
• выбор теоретической базы для полного рассмотрения вопроса
• выяснения понятий «коммуникация» и «организация»
• определение видов коммуникации, какие могут существовать в организации
• выявление существования коммуникационных барьеров, их причину
• теоретическое решение преодоления коммуникационных барьеров в организации
• описание выбранной в качестве примера организации ( Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения средней школы №38)
• исследование проблем связанных с возникновением коммуникационных барьеров в вертикальных коммуникациях в выбранной организации
• вынесение предложения по решению сложившейся ситуации в организации

Содержание

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Коммуникации в организации.....................................................................5

1.1.Определение коммуникации.....................................................................5

1.2.Коммуникационный процесс....................................................................8

1.3.Определение понятия «организация».....................................................12

1.4.Виды коммуникаций в организации........................................................14

1.4.1.Вертикальные коммуникации: барьеры и пути их преодоления.......17

1.5.Выводы к первой главе.............................................................................22

Глава 2. Исследование коммуникационных процессов в СПб ГУ СШ №38.......23

2.1.Информация об организации...................................................................23

2.2.Каналы вертикальной коммуникации в СПб ГУ СШ №38...................26

Заключение.................................................................................................................33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................34

Приложение №1.........................................................................................................35

Приложение №2.........................................................................................................36

Работа содержит 1 файл

пример курсовой!.doc

— 198.00 Кб (Скачать)
  • Знаете ли Вы полное название школы?
  • Помните ли Вы имя директора школы?
  • Много ли существует мероприятий в школе, в которых участвует, присутствует директор?
  • Часто ли Вы встречаете в коридорах школы директора?
  • Часто ли Вас оповещают о последних событиях\мероприятиях, в которых участвует школа на районном или городском уровне?15

    Результаты  опроса учителей и учеников были исследованы отдельно, так как у двух групп изначально, по обязанностям, был разный уровень информированности о школе и всех её составляющих.

    На  вопросы анкеты ответили 10 учителей и 20 учеников 9-11 классов.

    Учителя:

  ДА НЕТ    
Знаете  ли Вы полное название школы 10 0    
Помните ли Вы имя директора школы 10 0    
  почти нет мало средне много
Много ли существует мероприятий в школе, в которых участвует, присутствует директор 1 6 3 0
Часто ли Вы встречаете в коридорах школы  директора 4 4 2 0
Часто ли Вас оповещают о последних событиях\мероприятиях, в которых участвует школа на районном или городском уровне 0 6 3 1

    Учащиеся:

  ДА НЕТ    
Знаете  ли Вы полное название школы 10 10    
Помните ли Вы имя директора школы 7 13    
  почти нет мало средне много
Много ли существует мероприятий в школе, в которых участвует, присутствует директор 8 8 4 0
Часто ли Вы встречаете в коридорах школы  директора 15 4 1 0
Часто ли Вас оповещают о последних  событиях\мероприятиях, в которых  участвует школа на районном или  городском уровне 12 6 1 1

    На  основе полученных данных можно сказать, нисходящие вертикальные коммуникации, по направлению — от директора  и ниже, осуществляются не достаточно эффективно.

    Большинство учеников не помнят даже имени и  отчества директора, только фамилию( так она часто упоминается ими при написании различных заявлений и объяснительных). Так же не все ознакомлены с полным наименованием учреждения, в котором они учатся, то есть плохо себе представляют всю полноту функций, которые выполняет школа.

    В последних трех вопросах результаты учителей и учащих стали более сравнимы, что говорит об относительно одинаковой вовлеченности обоих групп опрашиваемых в процессы, о которых были заданы вопросы.

    Суммируя  их можно сказать, что ни те, ни другие не замечают активного участия директора в жизни школы. Так же заметна низкая активность школы на районных и городских мероприятиях — даже в случае участия в, например, олимпиаде — будет сказано о её результатах только в том случае, если ученик(-ца) займёт место с1 по 3. Не будет предложено участие в каком-либо творческом конкурсе проводимом среди школ района и т.д. Будут выбраны только те конкурсы и соревнования, которые заслуживают освещения, то есть те, в которых школа наверняка победит.

    Автором работы для разъяснения ситуации, сложившейся в школе, было проведено интервью с учителем математики высшей категории Михайловой Галиной Николаевной.

      Список вопросов был следующим:

  • Давно ли Вы работаете в школе №38
  • В чём состоят Ваши обязанности, помимо преподавания
  • Часто ли Вы встречаетесь с директором школы
  • Как Вы оцениваете степень участия директора в жизни школы
  • Как Вы можете охарактеризовать личность директора
  • К чьему мнению, как к руководителя, прислушиваются работники школы, А ученики
  • Чтобы Вам хотелось изменить в сегодняшних отношениях «начальник — подчинённый»

    Из  полученных ответов можно сделать  следующие выводы:

  • директора очень редко видят в школе
  • обязанности учителей порой превышают их должностные обязанности
  • директор школы не заинтересован в общении с учащимися
  • глава школы вместо преподавания, пременияет свои знания только в теории — путём написании научной исторической работы, или защиты очередной степени и т.д.
  • До преподавательского состава плохо доносят смысловую составляющую их деятельности — не объясняется зачем проводят те или иные конкурсы и мероприятия, а так же не предоставляется помощь в решении возникших у них проблем с учениками
  • директор плохо вникает в вопросы, которые задаются учителями и, иногда, завучами.16

    На  сайте школы автором было обнаружено много информации, которая может объяснить для стороннего наблюдателя, что представляет из себя это образовательное учреждение.

    Там перечислен весь состав школы —  преподаватели, воспитатели. Дана вся  информация о персонале.

    Так школа №38 является и филиалом гуманно-личностной педагогики в Приморском районе г. Санкт-Петербурга, в ней проводится эксперемент по новому методу преподавания в одном из классов, начиная с первого класса до средней школы.

    Как бывший ученик этой школы, автор работы заметил, что не на всех участниках эксперимента это опыт отразился хорошо. Главная идея этого метода — общаться с ребёнком как с полноценной личностью с самого начала обучения. Но, к сожалению, не все дети в первом классе могут представлять из себя сформировавшегося в умственном плане человека. Не всякий раз мягкость может помочь ребёнку усвоить тот или иной материал. Есть и положительные результаты, но их сравнительно очень мало.

    Проанализировав всю полученную информацию, можно  сказать, что в данной «организации»  существуют барьеры в вертикальных коммуникациях.

  • Директор редко появляется в школе, таким образом уменьшается его репутация как лидера
  • приоритетом для начальника прежде всего стоит её научная деятельность, затем общая успеваемость в школе, а потом уже общение с преподавательским составом и иногда с учениками
  • существуют барьеры восприятия — связано с тем, что часто директор требует от учителей того, что хорошо выглядит в теории, но на практике плохо применимо; всё объясняется оторванностью директора от учеников — не понимание нравов сегодняшней молодёжи, взваливания части своих обязанностей на завучей и учителей
  • барьеры обратной связи — приняв очередной отчёт  у своих подчинённых, глава школы не всегда может выработать план дальнейших действий для улучшения ситуации.

    Автор работы может дать следующие советы для преодоления существующих барьеров в коммуникации:

  • проводить больше мероприятий, которые бы затрагивали интересы всех групп в школе
  • наладить систему обратной связи — увеличить возможно представления ученикам и учителям своих идей по улучшению ситуации в школе
  • директору больше времени уделять общению с учениками — посещение уроков других учителей
  • меньше доверять только теории, пользоваться практическим опытом других коллег
  • расширить применение современных технологий, особенно больше использовать Интернет для общения и получения новой информации и представления её другим

    Автор работы считает, что при преодолении  существующих барьеров, отношения между  начальниками и подчинёнными улучшатся, что отразиться на качестве работы. Результатом может стать улучшение позиции школы среди других средних образовательных учреждения района, или даже города.

Заключение. 

    В современном мире сегодня большое  значение придаётся информации. Она  является тем, без чего не может человек  представить своей жизнь. Большую роль информация играет в процессе коммуникаций. Она затрагивает как межличностное общение, так и корпоративное.

    В организациях разработана своя система  переработки и передачи информации по разным направлениям и уровням. Она  может передаваться от начальника к подчинённому, наоборот и между представителями разных отделов на одном уровне.

    Автор работы поставил перед собой цель изучить роль вертикальных коммуникаций (как восходящих, так и нисходящих) в некоммерческой организации. В  качестве исследуемого объекта было выбрано Санкт-Петербургское Государственное образовательное учреждение средняя школа №38.

    Автором были выдвинуты гипотезы насчёт того, что в выбранной организации  существуют коммуникационные барьеры  при осуществлении вертикальных коммуникаций. Для их подтверждения были проведены эмпирические исследования — анкетирование и интервью, а также анализ корпоративного веб-сайта.

    Анализ  полученных эмпирическим путём данных показал, что в организации действительно  присутствуют проблемы в коммуникациях. Особенно ярко они представлены в нисходящих вертикальных коммуникациях — взаимодействие Начальника (директора школы) с Подчинёнными (учителями и учащимися школы №38).

    Воспользовавшись  информацией, собранной для подготовки теоретической части работы, автором были предложены советы для преодоления барьеров в процессе коммуникации. 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Андреева  Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект-пресс, 2004.-366 с.
  2. Жарковская Е.П. Антикризисное управление.- М.: Омега-Л, 2004.- 260 с
  3. Каймакова, М. В. Коммуникации в организации: текст лекций / М. В. Каймакова. –Ульяновск : УлГТУ, 2008. – 73 с.
  4. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. М., 1997
  5. Лукичева Л.И. Управление организацией.- М.: Омега-Л, 2004.- 354 с.
  6. Льюис, Д. Тренинг эффективного общения / Д. Льюис. – М., 2002
  7. Лютенс, Ф. Организационное поведение / Ф. Лютенс ; Пер. с англ. 7-е изд. – М., 1999
  8. Мильнер Б. З. Теория организации [Текст] : учебник / Б. З. Мильнер. 2-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2002. 480 с.
  9. Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Г. Миницберг ; Пер. с англ. – СПб., 2001
  10. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис ; Пер. с англ. – СПб., 2000
  11. Плотников М.В. http://www.elitarium.ru/2008/11/26/kommunikacii_organizacija.html
  12. Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации: учебник / Ф. И. Шарков. – М. : Издательский Дом «Социальные отношения» издательство «Перспектива», 2004
  13. Berko R.M., Wolvin A.D., Wolvin D.R. Communicating. Boston., 1992
  14. Интернет-журнал «Провизор» http://www.provisor.com.ua/
  15. Интернет-сайт СПб ГУ СШ №38  http://spb-school-38.narod.ru
 
 
 

Приложение №1. 

Анкета. 

  • Знаете  ли Вы полное название школы? 
     
    Да                          Нет
  • Помните ли Вы имя директора школы? 
     
    Да                          Нет
  • Много ли существует мероприятий в школе, в которых участвует, присутствует директор? 
     
    Почти нет          Мало            Средне         Много
  • Часто ли Вы встречаете в коридорах школы директора? 
     
    Почти нет          Мало            Средне         Много
  • Часто ли Вас оповещают о последних событиях\мероприятиях, в которых участвует школа на районном или городском уровне? 
     
    Почти нет          Мало            Средне         Много
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 2. 

    Интервью  с учителем математики высшей категории  Михайловой Галиной  Николаевной. 

    -Давно ли Вы работаете в школе №38?

    -Я  пришла в школу через год  после её переезда в Приморский район(до 1988 года школа была физико-математической и располагалась на Васильевском острове — прим. Автора).

    -В  чём состоят Ваши  обязанности, помимо  преподавания?

    -Я веду классное руководство у 10-11х классов с физико-математическим уклоном, также обязательное дежурство по этажу раз в неделю и дежурство с классом по школе пару раз в месяц, участие в проведении недели математики, встречи с родителями учеников (родительские собрания).

    -Часто  ли Вы встречаетесь  с директором школы?

    -Не  очень. Она приходит 3-4 раза в неделю на пару часов, иногда больше. Раз в месяц проводятся собрания, где выслушиваются результаты проделанной работы. Делаются замечания, если они не достаточно устраивают главу школы.

    -Как  Вы оцениваете  степень участия  директора в жизни школы?

    -Директор  каждый раз выступает перед  учениками в начале учебного  года, также присутствует во время  посещения школы важных гостей, таких как Ш.А.Амонашвили, либо  какой-либо важной проверки. В  основном все мероприятия с  учащимися проводятся учителями и иногда (итоговые линейки после каждой четверти) завучами по учебной части и воспитательной работе.

Информация о работе Исследование внутренних коммуникационных процессов в организации