Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ исследование проблем, возникающих в связи с коммуникационными барьерами в вертикальных коммуникациях в некоммерческой организации на примере Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения средней школы №38.
Для достижения цели, автором работы будут выполнены следующие действия:
• выбор теоретической базы для полного рассмотрения вопроса
• выяснения понятий «коммуникация» и «организация»
• определение видов коммуникации, какие могут существовать в организации
• выявление существования коммуникационных барьеров, их причину
• теоретическое решение преодоления коммуникационных барьеров в организации
• описание выбранной в качестве примера организации ( Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения средней школы №38)
• исследование проблем связанных с возникновением коммуникационных барьеров в вертикальных коммуникациях в выбранной организации
• вынесение предложения по решению сложившейся ситуации в организации
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Коммуникации в организации.....................................................................5
1.1.Определение коммуникации.....................................................................5
1.2.Коммуникационный процесс....................................................................8
1.3.Определение понятия «организация».....................................................12
1.4.Виды коммуникаций в организации........................................................14
1.4.1.Вертикальные коммуникации: барьеры и пути их преодоления.......17
1.5.Выводы к первой главе.............................................................................22
Глава 2. Исследование коммуникационных процессов в СПб ГУ СШ №38.......23
2.1.Информация об организации...................................................................23
2.2.Каналы вертикальной коммуникации в СПб ГУ СШ №38...................26
Заключение.................................................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................34
Приложение №1.........................................................................................................35
Приложение №2.........................................................................................................36
Восходящие коммуникации практически лишены директивности. Необходимым условием эффективных восходящих коммуникаций является свободный подход, вовлекающий работников в процесс управления и наделяющий их полномочиями.
Коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх, выполняют функцию оповещения о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты для исправления положения дел. В организации процесса восходящих коммуникаций в XX в. появилась управленческая инновация – использование потенциала групп рабочих, которые регулярно, например один раз в неделю, собираются для обсуждения или решения проблем производства или обслуживания потребителей. Эти группы получили название кружков качества. Обмен информации по восходящей происходит в основном в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
Для
повышения эффективности
В целом информация, которая передается по восходящим коммуникациям, может быть разделена на две группы:
1) информация, которая имеет технический характер и касается производственной деятельности; это жизненно важный фактор контроля в любой организации;
2) личная информация о мыслях, установках, деятельности; обычно она отражается в том, что говорят работники своему руководителю, например: какую работу они выполнили; какую работу выполнили их подчиненные; какую работу выполнили другие работники в совместной деятельности; что они считают необходимым предпринять; какие у них проблемы; какие проблемы существуют в их подразделении; что следует пересмотреть в практике и политике организации.
Современные
инновационные организации
Искажение информации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. По данному каналу связи информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения. Слухам приписывается репутация неточной информации. Однако, как отмечает известный исследователь коммуникационного процесса К. Дэвис, информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, чаще оказывается точной, нежели неточной. Согласно исследованию Дэвиса, 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой организации. Но уровень точности значительно понижается, если речь идет о личной или эмоционально окрашенной информации.
По каналам распространения слухов обычно передается информация о предстоящем сокращении рабочих мест; о новых мерах наказаний за опоздания; об изменениях в структуре организации; о грядущих перемещениях и повышениях; подробно излагается спор двух руководителей на последнем совещании; сообщается, кто кому назначил свидание после рабочего дня.
Благодаря
обратной связи, даже при имеющихся
искажениях, коммуникация превращается
в дорогу с двусторонним движением,
а сам процесс приобретает динамику.
При этом достаточно, чтобы обратная связь
в ее кодовой системе была известна новому
получателю14.
1.5.Выводы к первой главе.
В данной главе автор работы выяснил что такой коммуникации, какие бывают её виды, чем отличаются организационные коммуникации от межличностных и как они связаны, разобрал подробно что такое вертикальные коммуникации в организации и что в них входит, какие барьеры могут возникнуть при их осуществлении.
Первая
глава работы представляет собой теоретическое
обоснование и для её составления автором
были просмотрены и проработаны различные
работы в области психологии, социологии,
маркетинга и менеджмента следующих авторов:
Конецкая В.П., Мильнер Б.З., Андреева Г.М.,
Жарковская Е.П., Лукичева Л.И., Минцберг
Г., Шарков Ф.И., Каймакова М.В., Плотников
М.В., Лютенс Ф., Льюис Д. Также были привлечены
некоторые интернет источники
Глава
2. Исследование коммуникационных
процессов в СПб
ГУ СШ №38
2.1.Информация об организации.
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №38 - Центр технологий гуманистической педагогики Приморского района.
Директор школы Руденко Светлана Георгиевна действительный член Международной Академии Наук экологии и безопасности жизнедеятельности(МАНЭБ), «Отличник народного просвещения Российской Федерации», доктор педагогических наук.
Контингент школы
Параллели классов | Количество классов | Количество учащихся |
1 – 4 классы | 11 классов | 258 учащихся |
5 – 9 классы | 16 классов | 409 учащихся |
10 – 11 классы | 4 класса | 97 учащихся |
Итого | 31 класс | 764 учащихся |
Группы продленного дня | 9 групп | 245 учащихся |
Педагогический
коллектив
Всего сотрудников:
135 + 14 (совместители) = 149 чел. из них:
+ 4 помощника воспитателя + 2 (совместители) = 13 человек
НАГРАДЫ:
1 человек (Республики Казахстан)
КАТЕГОРИИ:
Партнерские отношения
- Договор о творческом сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным институтом психологии и социальной работы
-Договор о сотрудничестве с факультетом философии человека и филологическим факультетом РГПУ им. А.И.Герцена
-Договор о сотрудничестве с отделом образования города Цесисса (Латвия)
-Сотрудничество с российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея
Для выявления коммуникационных барьеров в ГУ СШ №38 автором работы были проведены следующие исследования:
2.2.Каналы вертикальной коммуникации в СПб ГУ СШ №38
Автором работы для исследования была выбрана не совсем обычная организация. В связи с этим многие каналы вертикальной коммуникации, которые распространены в других организациях, в данном случае либо мало распространены, либо полностью отсутствуют, а некоторые наоборот.
Санкт-Петербургская школа №38 представляет собой обычное образовательное учреждение, с ничем не выделяющимися среди прочих событиями.
Схема
вертикальных коммуникаций здесь представлена
несколько иначе, чем в обычной
фирме.
ДИРЕКТОР
зам по уч.части зам по хоз.части зам по воспит.работе
секретарь председатели метод.объединений
учителя
Из представленной схемы видно, что все члены «организации» подчинены главному звену — Директору. В тоже время подзвенья имеют своих подчинённых и начальников.
В ГУ СШ №38 для оповещения всех сотрудников о предстоящих событиях чаще всего используются устные формы, то есть совещания (собрания). На них директор рассказывает о различных проверках, новых курсах повышения квалификации для учителей и т.д.
Так же в школе распространяется газета «Школьная пора», в которой ученики и учителя могут размещать свои рассказы, заметки стихотворения, игры, шарады и другой материал. В основном издание носит развлекательный, чем новостной характер. Но тем не менее небольшой процент новостных заметок всё-таки присутствует.
Для быстрого информирования персонала и учеников школы часто прибегают к школьному радио. По нему часто идут передачи посвященные очередному событию, происходящему в жизни города, страны или мира ( например, передача посвященная Дню победы — чтение стихов, исторических данных, исполнение старых песен военных лет).
Для того, чтобы некоторым учителям было проще ознакомится с последними происшествиями или радостными событиями — в учительской весит доска объявлений, куда секретари, а также председатели методических объединений вывешивают последнюю поступившую к ним информацию.
Чтобы узнать как проходит работа с учениками, директор раз в месяц (иногда чаще) собирает у себя представителей методических объединений, или иногда всех учителей. Каждый отчитывается о своей работе, демонстрирую статистические данные успеваемости, а также результаты творческих работ учащихся или спортивных достижений.
Автором работы было проведено анкетирование учащихся и учителей на следующие вопросы :
Информация о работе Исследование внутренних коммуникационных процессов в организации