Исследование внутренних коммуникационных процессов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ исследование проблем, возникающих в связи с коммуникационными барьерами в вертикальных коммуникациях в некоммерческой организации на примере Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения средней школы №38.
Для достижения цели, автором работы будут выполнены следующие действия:
• выбор теоретической базы для полного рассмотрения вопроса
• выяснения понятий «коммуникация» и «организация»
• определение видов коммуникации, какие могут существовать в организации
• выявление существования коммуникационных барьеров, их причину
• теоретическое решение преодоления коммуникационных барьеров в организации
• описание выбранной в качестве примера организации ( Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения средней школы №38)
• исследование проблем связанных с возникновением коммуникационных барьеров в вертикальных коммуникациях в выбранной организации
• вынесение предложения по решению сложившейся ситуации в организации

Содержание

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Коммуникации в организации.....................................................................5

1.1.Определение коммуникации.....................................................................5

1.2.Коммуникационный процесс....................................................................8

1.3.Определение понятия «организация».....................................................12

1.4.Виды коммуникаций в организации........................................................14

1.4.1.Вертикальные коммуникации: барьеры и пути их преодоления.......17

1.5.Выводы к первой главе.............................................................................22

Глава 2. Исследование коммуникационных процессов в СПб ГУ СШ №38.......23

2.1.Информация об организации...................................................................23

2.2.Каналы вертикальной коммуникации в СПб ГУ СШ №38...................26

Заключение.................................................................................................................33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................34

Приложение №1.........................................................................................................35

Приложение №2.........................................................................................................36

Работа содержит 1 файл

пример курсовой!.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

    Восходящие  коммуникации практически лишены директивности. Необходимым условием эффективных восходящих коммуникаций является свободный подход, вовлекающий работников в процесс управления и наделяющий их полномочиями.

    Коммуникации  по восходящей, т. е. снизу вверх, выполняют  функцию оповещения о том, что  делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты для исправления положения дел. В организации процесса восходящих коммуникаций в XX в. появилась управленческая инновация – использование потенциала групп рабочих, которые регулярно, например один раз в неделю, собираются для обсуждения или решения проблем производства или обслуживания потребителей. Эти группы получили название кружков качества. Обмен информации по восходящей происходит в основном в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

    Для повышения эффективности восходящих коммуникаций используют следующие  методы:

  • процедура обжалования, которая позволяет работникам обратиться с жалобой к вышестоящему руководителю в обход своего непосредственного начальника. Данная процедура защищает работника от произвола их непосредственного начальника и поощряет подачу жалоб. В настоящее время в некоторых компаниях создаются специальные комитеты для рассмотрения жалоб;
  • политика открытых дверей, т. е. дверь к руководителю открыта для того, чтобы можно было поделиться с ним своими соображениями;
  • консультации, опрос общественного мнения, собеседования с работниками, увольняющимися из организации. Отдел кадров может значительно повысить эффективность восходящих коммуникаций путем недирективных конфиденциальных консультаций, опросов мнения работников, интервью с работниками, увольняющимися из организации;
  • партисипативные методы – принятие решений с участием работников. Во многих исследованиях отмечается, что эти работники испытывают большее удовлетворение от работы, более преданы своей организации и лучше работают, чем те, кто не вовлечен в процесс коммуникации;
  • использование приемов активного слушания – наиболее простого и эффективного способа развития навыков слушания. Руководитель с развитыми навыками слушания значительно повышает эффективность восходящих коммуникаций13.

    В целом информация, которая передается по восходящим коммуникациям, может  быть разделена на две группы:

    1) информация, которая имеет технический характер и касается производственной деятельности; это жизненно важный фактор контроля в любой организации;

    2) личная информация о мыслях, установках, деятельности; обычно она отражается  в том, что говорят работники  своему руководителю, например: какую работу они выполнили; какую работу выполнили их подчиненные; какую работу выполнили другие работники в совместной деятельности; что они считают необходимым предпринять; какие у них проблемы; какие проблемы существуют в их подразделении; что следует пересмотреть в практике и политике организации.

    Современные инновационные организации стремятся  использовать в своей политике и  практике восходящие коммуникации.

    Искажение информации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. По данному каналу связи информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения. Слухам приписывается репутация неточной информации. Однако, как отмечает известный исследователь коммуникационного процесса К. Дэвис, информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, чаще оказывается точной, нежели неточной. Согласно исследованию Дэвиса, 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой организации. Но уровень точности значительно понижается, если речь идет о личной или эмоционально окрашенной информации.

    По  каналам распространения слухов обычно передается информация о предстоящем  сокращении рабочих мест; о новых  мерах наказаний за опоздания; об изменениях в структуре организации; о грядущих перемещениях и повышениях; подробно излагается спор двух руководителей на последнем совещании; сообщается, кто кому назначил свидание после рабочего дня.

    Благодаря обратной связи, даже при имеющихся  искажениях, коммуникация превращается в дорогу с двусторонним движением, а сам процесс приобретает динамику. При этом достаточно, чтобы обратная связь в ее кодовой системе была известна новому получателю14. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.5.Выводы  к первой главе.

    В данной главе автор работы выяснил  что такой коммуникации, какие  бывают её виды, чем отличаются организационные коммуникации от межличностных и как они связаны, разобрал подробно что такое вертикальные коммуникации в организации и что в них входит, какие барьеры могут возникнуть при их осуществлении.

    Первая  глава работы представляет собой теоретическое обоснование и для её составления автором были просмотрены и проработаны различные работы в области психологии, социологии, маркетинга и менеджмента следующих авторов: Конецкая В.П., Мильнер Б.З., Андреева Г.М., Жарковская Е.П., Лукичева Л.И., Минцберг Г., Шарков Ф.И., Каймакова М.В., Плотников М.В., Лютенс Ф., Льюис Д. Также были привлечены некоторые интернет источники 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Исследование коммуникационных процессов в СПб  ГУ СШ №38 

    2.1.Информация  об организации.

    Государственное общеобразовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа №38 - Центр технологий гуманистической педагогики Приморского района.

      Директор школы Руденко Светлана Георгиевна действительный член Международной Академии Наук экологии и безопасности жизнедеятельности(МАНЭБ), «Отличник народного просвещения Российской Федерации», доктор педагогических наук.

      Контингент школы  

Параллели классов Количество  классов Количество  учащихся
1 –  4 классы 11 классов 258 учащихся
5 –  9 классы 16 классов 409 учащихся
10 –  11 классы 4 класса 97 учащихся
Итого 31 класс 764 учащихся
     
Группы  продленного дня 9 групп 245 учащихся
 

Педагогический коллектив 

    Всего сотрудников:

    135 + 14 (совместители) = 149 чел. из них:

  • педагоги:  86 + 4 (совместители) = 90 человек
  • служащие: 11 человек
  • обслуживающий персонал: 27 + 8 (совместители) = 35 человек
  • дошкольное отделение: 1 руководитель + 6 воспитателей

      + 4 помощника воспитателя + 2 (совместители) = 13 человек

                                     

НАГРАДЫ:

  • Медаль «В память 300-летия СПб» – 4 человека
  • Почетный работник общего образования РФ – 6 человек
  • Отличник народного просвещения – 5 человек

                             1 человек  (Республики Казахстан)

  • Почетная грамота Минобрнауки РФ – 10 человек
  • Почетная грамота Министерства Просвещения РСФСР–2 человека
  • Ученая степень доктора педагогических наук – 1 человек
  • Ученая степень кандидата педагогических наук – 2 человека
  • Ученая степень кандидата технических наук – 1 человек

         КАТЕГОРИИ:

  • Высшая категория – 39 человек
  • I категория – 38 человек
  • II категория – 3 человека
 

Партнерские отношения

- Договор о творческом сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным институтом психологии и социальной работы

-Договор о сотрудничестве с факультетом философии человека и филологическим факультетом РГПУ им. А.И.Герцена

-Договор о сотрудничестве с отделом образования города Цесисса (Латвия)

-Сотрудничество с российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея

    Для выявления коммуникационных барьеров в ГУ СШ №38 автором работы были проведены следующие исследования:

  • анкетирование учащихся и учителей школы (анкетирование проводилось среди учеников средних и старших классов, а также нескольких учителей, преподающих разные предметы — 30 человек. По просьбе участников — анкетирование было анонимным)
  • интервью проведённое с одним из учителей (учитель математики высшей категории Михайлова Галина Николаевна)
  • анализ документов (представленных в виде интернет-сайта СПб ГУ СШ №38)
 

    2.2.Каналы вертикальной коммуникации в СПб ГУ СШ №38

    Автором работы для исследования была выбрана  не совсем обычная организация. В  связи с этим многие каналы вертикальной коммуникации, которые распространены в других организациях, в данном случае либо мало распространены, либо полностью отсутствуют, а некоторые наоборот.

    Санкт-Петербургская  школа №38 представляет собой обычное  образовательное учреждение, с ничем  не выделяющимися среди прочих событиями.

    Схема вертикальных коммуникаций здесь представлена несколько иначе, чем в обычной фирме.  

ДИРЕКТОР

зам по уч.части            зам по хоз.части           зам по воспит.работе

секретарь                      председатели метод.объединений

учителя                            ученики

    Из  представленной схемы видно, что все члены «организации» подчинены главному звену — Директору. В тоже время подзвенья имеют своих подчинённых и начальников.

    В ГУ СШ №38 для оповещения всех сотрудников  о предстоящих событиях чаще всего  используются устные формы, то есть совещания (собрания). На них директор рассказывает о различных проверках, новых курсах повышения квалификации для учителей и т.д.

    Так же в школе распространяется газета «Школьная пора», в которой ученики  и учителя могут размещать  свои рассказы, заметки стихотворения, игры, шарады и другой материал. В основном издание носит развлекательный, чем новостной характер. Но тем не менее небольшой процент новостных заметок всё-таки присутствует.

    Для быстрого информирования персонала  и учеников школы часто прибегают  к школьному радио. По нему часто идут передачи посвященные очередному событию, происходящему в жизни города, страны или мира ( например, передача посвященная Дню победы — чтение стихов, исторических данных, исполнение старых песен военных лет).

    Для того, чтобы некоторым учителям было проще ознакомится с последними происшествиями или радостными событиями — в учительской весит доска объявлений, куда секретари, а также председатели методических объединений вывешивают последнюю поступившую к ним информацию.

    Чтобы узнать как проходит работа с учениками, директор раз в месяц (иногда чаще) собирает у себя представителей методических объединений, или иногда всех учителей. Каждый отчитывается о своей работе, демонстрирую статистические данные успеваемости, а также результаты творческих работ учащихся или спортивных достижений.

    Автором работы было проведено анкетирование  учащихся и учителей на следующие  вопросы :

Информация о работе Исследование внутренних коммуникационных процессов в организации