Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа
Компьютер все больше используется в области здравоохранения, что бывает очень удобным, а порой просто необходимым. Благодаря этому медицина, в том числе и нетрадиционная, приобретает сегодня совершенно новые черты. Во многих медицинских исследованиях просто не возможно обойтись без компьютера и специального программного обеспечения к нему. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в медицинской теории и практике, связанными с внесением корректив к подготовке медицинских работников.
Введение……………………………………………………………………………………..….3
Информационные технологии…………………………………………………………..…….4
Медицинская информационная система……………………………………………….…….4
Классификация медицинских информационных систем………………………….…4
Медицинские приборно-компьютерные системы………………………………...….5
Медицинская диагностика……………………………………………………..………6
Системы для проведения мониторинга……………………………………………….7
Системы управления лечебным процессом…………………………………………..7
Пути развития медицинских информационных технологий………………………….…….8
Телездравоохранение………………………………………………………………….……….8
Каким образом телездравоохранение может помочь в предоставлении интегрированной помощи?......................................................................................................................................9
Контекст с точки зрения политики здравоохранения и использование телездравоохранения в настоящее время………………………………………………………………..11
Телездравоохранение в более широком контексте электронного здравоохранения и интегрированной помощи………………………………………………………………….…13
Использование телездравоохранения в настоящее время…………………….…….16
Преимущества и эффективность телездравоохранения…………………………….18
Доказательная база………………………………………………………….…18
Основные недостатки доказательной базы……………………………..……20
Получение и использование фактических данных о выгодах и соотношении затрат и эффективности прикладных систем телездравоохранения…………………...…..21
Анализ систем руководства на высшем уровне и институциональных
структур, призванных облегчать внедрение рациональных решений
на основе телездравоохранения………………………………………………………….….24
Мероприятия в РФ, направленные на развитие информационных технологий в здравоохранении..31
Заключение………………………………………………………
и социальной помощи и поставщики информационно-коммуникационной технологии.
Проводить курс на инновации с акцентом на процессы
Еще один путь к созданию условий, облегчающих внедрение, состоит в применении подхода, при котором во главу угла ставятся процессы. Для того, чтобы деятельность по разработке политики и ее превращению в стратегию увенчалась успехом, с самого начала нужно уделить главное внимание улучшению, модернизации и интегрированию процессов предоставления услуг. Многие из ныне существующих процессов не согласуются друг с другом, запутаны и недостаточно координируются для того, чтобы предоставление услуг успешно продолжалось и после того, как будет внедрено какое-либо решение на основе телездравоохранения в попытке поддержать тот или иной процесс. Необходимо внимательно изучить процессы предоставления услуг. В частности, когда они выходят за организационные и административные рамки одной структуры и переходят в другую, потребуется установить новый и строго определенный порядок взаимодействия на стыке между различными структурами. Такие инновации в технологии здравоохранения, как методы телездравоохранения, должны следовать за инновациями в процессах, поддерживать их и создавать для них новые возможности, но не восприниматься как движущая сила.
Уроки успешного внедрения решений на основе телездравоохранения в стандартную практику оказания услуг медицинской и социальной помощи по месту жительства свидетельствуют о том, что простая техническая реализация прикладных систем может быть одним из наименее сложных этапов внедрения. А вот узким местом, препятствующим прогрессу, часто оказывается отсутствие "помощи, поставленной на конвейер", т.е. отсутствие согласованных услуг, предоставление которых облегчается благодаря соответствующим технологиям . По сути дела, главная инновация лежит в адаптации или полной перестройке организационных потоков, объединяющих множество специалистов, которые работают в разных организация, но объединяются вместе, чтобы образовать один
интегрированный канал предоставления медико-санитарной и социальной помощи, обеспечивающий преемственность помощи. В качестве ключевых факторов успеха необходимо иметь стратегические концепции по прорыву существующих сегодня разрозненных "железобетонных блоков" и понимать, что технологиям принадлежит важная роль, но не рассматривать их как некую движущую силу. Аналогичным образом, один телемониторинг мало что дает в смысле улучшения качества помощи конкретным категориям пациентов, пока участвующие в оказании помощи специалисты не будут надлежащим образом обучены и не будут получать необходимой помощи, например, средствами поддержки принятия решений, чтобы можно было с максимальной эффективностью использовать информацию, тпредоставляемую телездравоохранением .
Придерживаться многоаспектного подхода к управлению изменениями
Изменение структуры и культуры организации, организационно- технологических процессов и поведения относится к числу наиболее трудных задач при внесении любых усовершенствований в предоставление услуг медико-санитарной и социальной помощи. Но без этого невозможно реализовать ни решений на основе телездравоохранения, ни более широких информационных систем интегрированной медицинской и социальной помощи – реализовать так, чтобы максимально извлечь все потенциальные социально-экономические выгоды. Повысить эффективность внедрения решений на основе телездравоохранения можно с помощью мер, способствующих активному управлению изменениями на всех уровнях системы и создающих для него надлежащие условия.
Отмечено, что главными препятствиями являются сопротивление переменам со стороны специалистов и отсутствие готовности менять установившиеся порядки со стороны организаций. Системный характер поддержки интегрированной помощи посредством информационно- коммуникационной технологии – что представляет собой инновацию как в технологии, так и в процессах – предъявляет серьезные требования к способности организаций и специалистов адаптироваться к новым условиям.
Например, клиницистам нужно приобретать знания и навыки, необходимые для того, чтобы пользоваться новыми информационными системами, в то же самое время, когда они выполняют свою клиническую нагрузку и сталкиваются с растущими запросами со стороны потребителей их услуг . Управление изменениями дает наибольший эффект,
когда в него полностью вовлечены все действующие лица, причастные к переменам, независимо от того, где они работают – в клинической области, в области социальной помощи, в администрации или в сфере политики. Перемены требуют поддержки со стороны руководства на самом высоком уровне, а проводить в жизнь и пропагандировать их должны специалисты по оказанию медико-санитарной и социальной помощи. У всех должна быть высокая степень мотивации, всем должны быть даны надлежащие права и возможности, а для этого нужно открытое и постоянное общение и информирование о процессе изменений, нужны возможности для взаимодействия и особенно достаточные финансовые
ресурсы для осуществления мер по комплексному и непрерывному обучению. Осуществление перемен не может обходиться без затрат. Оно требует достаточных финансовых ресурсов в течение длительного времени. Средства, которые необходимо вкладывать в технологию, кадры и материально-техническое обеспечение для осуществления изменений
и придания им устойчивого характера, могут перевешивать ограниченную экономию денег, которая может быть получена за счет сокращения числа больных, поступающих в стационар на длительный срок, или за счет оптимизации трудовых процессов, особенно в краткосрочной перспективе. Значительные дополнительные инвестиции могут потребоваться сразу, еще до того, как сможет "окупиться" нововведение в процессе оказании услуг на основе информационно-коммуникационной технологии.
Одной из таких инициатив, направленных на то, чтобы помочь дать старт включению телепомощи в число основных услуг в Англии, явилось учреждение системы грантов для технологии профилактики. Эти гранты помогают местным органам власти предоставлять телепомощь "второго поколения" клиентам службы социальной помощи, используя для этого уже имеющуюся и неплохо зарекомендовавшую себя инфраструктуру объявления социальной тревоги. Заявленной целью системы грантов является "вливание столь необходимых ресурсов для того, чтобы помочь местным органам здравоохранения сделать дальнейшее применение технологии обычной практикой в сфере социальной помощи и услуг поддержки". В Испании принят план "Avanza", представляющий собой комплексный подход, цель которого заключается в том, чтобы помочь дальнейшему развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры для сектора здравоохранения и других секторов в масштабе всей страны.
Уделять самое серьезное внимание этике
Важно также постоянно помнить о вопросах этики, которые могут возникать вследствие использования телездравоохранения. Без удовлетворительного решения вопросов этики у населения и специалистов будет меньше и желания пользоваться этими технологиями. На "макроэтическом уровне" во всеобъемлющей политике должен быть урегулирован вопрос о том, как услуги, оказываемые на основе информационно-коммуникационной технологии, могут влиять на равенство в отношении доступа к помощи и ее качество. В открытых системах внедрение телездравоохранения может привести к значительным изменениям организации рынка со стороны предложения – в секторе будут появляться новые игроки, а конкуренты будут адаптироваться к этой динамике меняющегося рынка.
Например, на рынке могут появиться жилищно-строительные ассоциации, компании, специализирующиеся на определенных заболеваниях (ведении больных), или центры приема и обработки телефонных звонков, которые будут брать на себя новые роли в предоставлении помощи. Компании медицинского страхования тоже могут проявить интерес к организации центров обработки звонков и к информации, которая оттуда исходит.
В стратегиях необходимо предвидеть потенциальные нарушения нормального хода работы, которые могут быть вызваны такими изменениями, и предусматривать готовность к принятию мер вмешательства для разрешения возникающих в результате этических дилемм.
Родственные этические вопросы касаются отбора пациентов (например,возможности появления практики деления людей на "сливки и отбросы"), неприкосновенности частной жизни с точки зрения доступа немедицинского персонала к медицинской документации, например, в центрах обработки звонков, или проблем качества и безопасности, особенно на переходных этапах, когда пациенты переходят из стационарного учреждения
в домашние условия.
Еще одна группа вопросов возникает на "микроэтическом" уровне в связи с функциональными возможностями телездравоохранения. Эти технологии дают возможность осуществлять мониторинг граждан и вести надзор за ними. Такой надзор может быть неявным (с помощью датчиков и радиожетонов) или явным (посредством телекамер и микрофонов).
К числу основных этических вопросов, возникающих в этой связи, относятся вопросы прозрачности и согласия, полученного на основе полного информирования, вопросы соразмерности и преднамеренности, неприкосновенности частной жизни и достоинства, а также открытости информации и надзора за хранением и использованием данных.
Улучшать удобство использования и функциональную совместимость технологии
Хотя мы и отметили, что сама по себе технология обычно не является критическим фактором, ограничивающим более широкое внедрение телездравоохранения и его включение в число основных услуг интегрированной помощи, потребность в дальнейшем совершенствовании технологии сохраняется постоянно. Это также должно охватывать усовершенствование пользовательских интерфейсов для пациентов и их попечителей, а также повышение легкости в использовании, т.е. пользователи должны быть в состоянии использовать эти новые технологии без необходимости обращаться за поддержкой к специалистам
по информационным системам.
Успеху внедрения будет способствовать обеспечение функциональной совместимости информационно-коммуникационных систем и устройств во всем континууме помощи. Все выгоды и преимущества информационных систем поддержки интегрированной помощи вообще и телездравоохранения в частности станут достижимыми только в том случае, если будет гарантирована техническая, а также семантическая функциональная совместимость всех совершенно разных информационно-коммуникационных решений, которые могут быть использованы для обеспечения непрерывности и преемственности помощи. (Под семантической совместимостью подразумевается решение вопросов, касающихся языка, используемого разными специалистами, а также информационно-
позволят всем субъектам, участвующим в оказании помощи тому или иному человеку, беспрепятственно общаться на понятном для всех языке, но и дадут возможность техническим компонентам системы обмениваться всеми однозначно структурированными и закодированными данными, которые генерируются процессом осуществления помощи и мониторинга, а также агрегировать и анализировать эти данные. Это в свою очередь позволит повысить качество предоставления помощи, улучшить поддержку управления, прозрачность и контроль, выработку знаний и поддержку принятия решений на месте оказания помощи – все в интересах пациентов и их родственников-попечителей.
Выше мы затронули многие вопросы, касающиеся функциональной совместимости, такие как ясная нормативно-законодательная система, этические вопросы, организационные изменения и соответствующие аспекты технологии. К числу других вопросов относятся необходимость технической стандартизации, политика в отношении конфиденциальности,
финансирования и закупок. Все вместе эти элементы образуют сложную структуру, в рамках которой должны совместно работать и информационно- коммуникационные системы, обеспечивающие техническую поддержку, и бригады специалистов по оказанию помощи, чтобы в соответствии со своими возможностями достигать максимального положительного эффекта. (3)
Мероприятия в РФ, направленные на развитие информационных технологий в здравоохранении.
Современные медицинские информационные технологии могут оказать существенное влияние на повышение качества и доступности медицинских услуг населению в сочетании с ростом эффективности планирования и управления ресурсами системы здравоохранения Российской Федерации на основе мониторирования и анализа показателей качества медицинской помощи.
Целью информатизации системы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе автоматизации процесса информационного взаимодействия между учреждениями и организациями системы здравоохранения, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения.
В целях информационного обеспечения оперативного управления и планирования ресурсов системы здравоохранения, а также повышения доступности и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации должна быть создана государственная информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи (Система), которая обеспечит оперативный учет медицинской помощи, учреждений здравоохранения и медицинских кадров и создаст надежную основу для решения ключевых задач управления отраслью.
В рамках достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:
создание информационно-аналитической системы ведения федеральных реестров и регистров, а также нормативно-справочного обеспечения в сфере здравоохранения;
создание информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи;
информационная поддержка процесса оказания первичной медицинской помощи, а также лечебно-диагностического процесса, в том числе на основе обеспечения доступа медицинских работников к нормативно-справочной информации, необходимой для профессиональной деятельности;
Информация о работе Информационные технологии в здравоохранении