Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа
Компьютер все больше используется в области здравоохранения, что бывает очень удобным, а порой просто необходимым. Благодаря этому медицина, в том числе и нетрадиционная, приобретает сегодня совершенно новые черты. Во многих медицинских исследованиях просто не возможно обойтись без компьютера и специального программного обеспечения к нему. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в медицинской теории и практике, связанными с внесением корректив к подготовке медицинских работников.
Введение……………………………………………………………………………………..….3
Информационные технологии…………………………………………………………..…….4
Медицинская информационная система……………………………………………….…….4
Классификация медицинских информационных систем………………………….…4
Медицинские приборно-компьютерные системы………………………………...….5
Медицинская диагностика……………………………………………………..………6
Системы для проведения мониторинга……………………………………………….7
Системы управления лечебным процессом…………………………………………..7
Пути развития медицинских информационных технологий………………………….…….8
Телездравоохранение………………………………………………………………….……….8
Каким образом телездравоохранение может помочь в предоставлении интегрированной помощи?......................................................................................................................................9
Контекст с точки зрения политики здравоохранения и использование телездравоохранения в настоящее время………………………………………………………………..11
Телездравоохранение в более широком контексте электронного здравоохранения и интегрированной помощи………………………………………………………………….…13
Использование телездравоохранения в настоящее время…………………….…….16
Преимущества и эффективность телездравоохранения…………………………….18
Доказательная база………………………………………………………….…18
Основные недостатки доказательной базы……………………………..……20
Получение и использование фактических данных о выгодах и соотношении затрат и эффективности прикладных систем телездравоохранения…………………...…..21
Анализ систем руководства на высшем уровне и институциональных
структур, призванных облегчать внедрение рациональных решений
на основе телездравоохранения………………………………………………………….….24
Мероприятия в РФ, направленные на развитие информационных технологий в здравоохранении..31
Заключение………………………………………………………
медико-санитарной помощи. Необходимо строить работу по-новому и внедрять новую модель предоставления услуг с тем, чтобы можно было:
• реализовывать все более сложные процессы медико-санитарной помощи и удовлетворять вытекающую из этого потребность в стандартизации протоколов ведения больных и в радикальном повышении производительности труда, чтобы сдерживать растущие издержки;
• создать возможность как для активизации пациентов (ибо активность пациентов – это неиспользуемый ресурс), так и для наделения их более широкими правами участия в решении вопросов медико- санитарной и социальной помощи.
Это свидетельствует о насущной необходимости предоставлять помощь там, где в ней более всего нуждаются, по возможности отдавая предпочтение услугам на дому или в общине. Это также указывает на необходимость улучшения координации, работы на принципах
партнерства и интегрирования при оказании услуг в области укрепления здоровья, общественного здравоохранения и социальной помощи.
Многое из того, что содержится в предлагаемом анализе, не открывает ничего нового в понимании проблемы. Однако произошлифундаментальные изменения в контексте. Впервые способность облегчать выполнение поставленных задач и создавать новые возможности, которой обладает передовая информационно-коммуникационная технология,
фактически позволяет нам положительно отвечать на эти требования.
Прикладные системы информационно-коммуникационной технологии, или электронное здравоохранение, могут позволить безопасно обмениваться для совместного пользования данными о пациентах, координировать протоколы ведения больных и процессы предоставления услуг, вырабатывать знания на основе структурированных данных и включать получаемые результаты в развивающийся стандарт оказания помощи, совместно предоставляемой нашими медицинскими и социальными службами.
Телездравоохранение в более широком контексте электронного здравоохранения и интегрированной помощи
Телездравоохранение можно трактовать как одну из специфических областей более всеобъемлющей концепции электронного здравоохранения. Электронное здравоохранение охватывает все случаи применения прикладных систем информационнокоммуникационной технологии в целях поддержки и объединения процессов оказания медицинских
услуг и действующих лиц в системе здравоохранения как на месте, так и на расстоянии. Спектр таких прикладных систем широк – от схем организации инфраструктуры, таких как региональные сети здравоохранения, системы электронных карт больного и электронное назначение лечения, до специализированных прикладных систем, таких как телерентгенология. Решающее воздействие на то, какая степень приоритетности может быть придана прикладным системам телездравоохранения и как они могут реализовываться в данном контексте страны или региона, оказывают всеобъемлющие приоритеты систем здравоохранения и соответствующие им стратегии электронногоздравоохранения. В данном разделе кратко рассматривается роль электронного здравоохранения в поддержке создания интегрированных моделей помощи.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия .
Медико-санитарную помощь следует понимать не как оказываемую время от времени помощь при острых состояниях, когда налицо очевидные проявления болезни или травмы, а как более непрерывную и целостную услугу, предоставляемую и в ответ на очевидную потребность, и в целях предотвращения непредвиденных острых реакций организма и фаз
дорогостоящего лечения. Особенно в тех случаях, когда речь идет о ведении хронических заболеваний и удовлетворении долгосрочных потребностей в уходе, необходимо преодолевать недостатки современных моделей предоставления помощи, которым часто присуще наличие "железобетонных" организационно-бюджетных блоков отдельно для укрепления здоровья и общественного здравоохранения, отдельно для оказания медико-санитарной помощи при острых состояниях, отдельно для оказания помощи при продолжительных заболеваниях и отдельно для услуг социальной помощи, и соединять обеспечивающие их структуры, процессы и системы в одно целое.
Именно такую новую модель предоставления услуг и призвана реализовать интегрированная помощь. Она представляет собой организационный принцип, охватывающий непрерывность и преемственность помощи, совместную ответственность за оказание помощи и отсутствие задержек и сбоев между различными фазами помощи. При интегрированной помощи специалисты из разных организаций работают вместе, одной бригадой в интересах достижения общей цели, имея общие ресурсы, для того, чтобы посредством интегрированного процесса оказания услуг удовлетворить все потребности данного человека в помощи. Для этого нужны высокое качество рабочих отношений сотрудничества, полная ясность и общность целей и планов оказания помощи, частое общение между членами бригады, ясное понимание и уважение индивидуальных ролей и профессиональных умений членов бригады, прозрачная структура материального стимулирования и гибкость практикующих специалистов в широком смысле. Благодаря тому, что при интегрированной помощи устраняются ненужные границы между уставными целями и ресурсами организаций, создается возможность:
• предлагать услуги, полностью соответствующие потребностям, при оказании которых в центре внимания находится конкретный человек;
• извлечь выгоду из взаимозависимости между результатами медико- санитарной и социальной помощи;
• облегчить непрерывность и преемственность помощи для широкого круга уязвимых групп населения;
• добиться общей эффективности за счет улучшения координации помощи.
Это в свою очередь требует организации вспомогательной инфраструктуры, например, ведения электронных историй болезни, доступных для совместного использования всеми участниками процесса.
И вообще становится все труднее представить себе интеграционные инициативы без развитой подсистемы управления информацией об оказываемой помощи и информационно-
первого можно увидеть в Дании, где центральным правительством, местными органами самоуправления и частными компаниями, связанными с датским сектором здравоохранения, было создано кооперативное предприятие "МедКом", в задачу которого входит преодоление проблем связи и общения между больницами, врачами первичного звена,
службами социальной помощи и другими поставщиками медицинских услуг путем использования системы отправки сообщений.
Примером второго является автономная коммуна Андалузия в Испании, где функционирует система ведения электронных историй болезни и электронного назначения лечения Diraya . Эти два примера свидетельствуют о том, что уже достигнут определенный
прогресс в создании нового поколения информационных систем интегрированной помощи, обладающих способностью в более отдаленной перспективе совершить революцию в применении информационно- коммуникационной технологии в сфере оказания медицинской и социальной помощи.
Одновременно проводятся многочисленные эксперименты, в которых применяются технические решения на основе телездравоохранения. Это указывает на необходимость обеспечить более полную интеграцию подобных решений в рамках более широкой стратегической перспективы здравоохранения и всеобъемлющей стратегии электронного здравоохранения. Вполне вероятно, что только после этого сможет полностью раскрыться потенциал телездравоохранения.
1. Информационно-коммуникационное обеспечение более полной интеграции услуг медико-санитарной помощи: единая система ведения электронных историй болезни (Diraya) в Андалузии иллюстрирует подход по принципу сверху вниз
Система обеспечивает преемственность помощи в регионе с населением свыше восьми
миллионов человек. Она состоит из единой региональной системы ведения электронных
историй болезни, которой могут пользоваться все поставщики медико-санитарной помощи, в том числе аптеки и больницы. Эта важнейшая инициатива, которая ведет свое начало с 1999 года, позволила централизованно вести свыше 1000 баз данных, детализировать однотипные данные и организовывать их структуры.
В этой системе историй болезни собрана информация о здоровье каждого человека, полученная от первичного звена медико-санитарной помощи, аптек, специализированных отделений амбулаторной помощи и стационарных отделений неотложной помощи. Доступ к ней могут иметь медицинские работники, имеющие допуск, по мере необходимости,
в любое время и в любом месте на территории Андалузии, в котором данному лицу
может потребоваться медико-санитарная помощь.
Системой пользуются 94% всех специалистов первичного звена медико-санитарной помощи, к ней прибегают в 75% несчастных случаев и эпизодов неотложной помощи. Благодаря этой системе было на 15% снижено число обращений к врачам первичного звена больных, получающих электронный рецепт в связи с эпизодом обращения за помощью или по поводу хронического заболевания, который может быть выписан несколько раз в течение двенадцати месяцев. На 10% было уменьшено число случаев неявки на амбулаторный прием и на столько же сократились издержки благодаря использованию единой
централизованной базы данных вместо нескольких местных баз данных .
2. . Информационно-коммуникационное обеспечение более полной интеграции стационаров, служб первичной медико-санитарной помощи и социальной помощи в Дании: подход по принципу снизу вверх.
При поступлении в стационар любого пациента автоматически инициируется сообщение
с уведомлением в соответствующий местный орган самоуправления и местную службу
медицинской помощи на дому. При выписке пациента в службу медицинской помощи
на дому автоматически направляется еще одно сообщение с тем, чтобы после выписки
могло быть возобновлено предоставление всех необходимых услуг. Ведущий данного
больного врач первичного звена получает по электронной почте письмо с сообщением
о выписке больного, и это позволяет врачу координировать медико-санитарные и социальные услуги и составить обновленный план лечения или реабилитации.
Такая организация помощи благотворно сказалась на производительности системы,
составляющей теперь примерно один человеко-день на каждого выписанного из стационара больного .
Как услуги телездравоохранения могут помочь в предоставлении
интегрированной помощи?
Услуги телездравоохранения способны помочь системам здравоохранения более оперативно удовлетворять растущий спрос, создаваемый такими факторами, как старение населения, потребность в ведении хронических болезней и постоянно возрастающие ожидания потребителей. Потенциал телездравоохранения получает все более широкое признание в политике здравоохранения в Европе .
Однако на сегодняшний день услуги телездравоохранения чаще всего используются для выполнения разрозненных задач и не воспринимаются как часть решения общей проблемы улучшения интегрированности помощи . Они используются для поддержания взаимоотношений и развития диалога между различными поставщиками медицинской
или социальной помощи, а в последнее время и между этой группой и гражданами. Чаще всего, однако, подобные вмешательства используются для поддержания взаимоотношений между поставщиками медицинских или социальных услуг и конкретными клиентами
В число вмешательств входят персональные системы здравоохранения, обеспечивающие предоставление постоянных индивидуализированных услуг здравоохранения с контролем качества отдельным лицам, независимо от их местонахождения .
. Пример сети телездравоохранения, соединяющей пациентов и поставщиков услуг в Ломбардии (Италия)
"Сеть дистанционной обработки и передачи медицинских данных" в итальянской области Ломбардия предоставляет специализированные услуги высокого качества в области телекардиологии больным, страдающим сложными заболеваниями, такими как хроническая болезнь сердца, ожидающим операции по пересадке сердца или других видов операции на сердце, а также больным, нуждающимся в многопрофильном ведении ухода на дому. Данные электрокардиограмм больных передаются в центр обработки звонков, и там за ними наблюдают медицинские сестры, которые могут передавать эти данные бригаде кардиологов по всей Ломбардии. Работа сети позволила повысить качество кардиологических услуг и способствовала более рациональному использованию ресурсов за счет того, что врачи первичного звена могут быстрее получать альтернативные мнения и интегрировать их в свои решения, а больницы могут применять услуги дистанционной сестринской помощи на дому и центра обработки звонков. Выгоды для больных и ухаживающих за ними лиц проявляются в снижении на 35% поступления больных в стационар, в уменьшении на 12% числа обращений амбулаторных больных за стационарной помощью, которая им больше
не нужна, в сокращении на 15 дней времени ожидания начала или изменения лечения
для 14% больных и в уменьшении времени на проезд и расходов наличных средств
для больных и их родственников-попечителей .
Обычные прикладные задачи включают услуги по телефону, использование домашних приборов телемониторинга, проведение телеконсультаций и предоставление услуг по мобильным телефонам, в том числе посылка текстовых сообщений с напоминаниями о приеме у врача и предупреждениями о приеме лекарственных средств. Также в перечень услуг входят системы дистанционного ухода, поддерживающие потоки срочной информации из дома, в которых автономно обнаруживается потребность в дополнительном вмешательстве. При таких функциональных возможностях телездравоохранения, в частности, благодаря его способности облегчать расширение предоставления медико- санитарной помощи и долгосрочного ухода за пределы стационара и на дому (телездравоохранение и дистанционный уход на дому) оно может стать неотъемлемой частью будущих информационных систем интегрированной помощи. Теперь мы рассмотрим существующую сегодня базу фактических данных о выгодах и эффективности телездравоохранения, покажем примеры практического опыта, а затем предложим разные варианты политики, которые можно было бы применить для того, чтобы облегчить более широкое внедрение телездравоохранения для поддержки интегрированной помощи во всех странах Европы.
Информация о работе Информационные технологии в здравоохранении