Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:36, курсовая работа
Функции делового общения – те роли и задачи, которое выполняет общение в процессе социального бытия человека:
Перцептивная – процесс восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения; она направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека.
Информационно-коммуникативная функция – процесс обмена информацией.
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.
Введение
1. Информационно-коммуникативная фаза делового общения: ее особенности и основное содержание 4
1.1. Вербальное общение 4
1.2 Невербальное общение 6
2. Приемы эффективного слушания делового партнера, его виды 11
3. Практическое задание 12
Список использованной литературы
-
на лбу горизонтальные складки.
С мимикой очень тесно связан визуальный контакт. Согласно научным данным, взгляд управляет взаимодействием, обеспечивая обратную связь, и дает информацию о поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Основными функциями визуального контакта являются: 1) информационный поиск (в этих целях говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий смотрит на говорящего); 2) оповещение об освобождении канала связи; 3)установление и поддержание социального взаимодействия; 4) поддержание стабильного уровня психологической близости; 5) стремление скрывать или выставлять свое «я». Чаще всего выделяют такие взгляды, как глаза в глаза, прищуренные глаза, сведенные глаза, прямой взгляд, сверху вниз, снизу вверх, косой взгляд, взгляд в сторону и т.п. Однако информацию несет не только мимика, а также позы и жесты.
Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Позы бывают: открытые (руки раскрыты ладонями вверх, если человек стоит, а если сидит, то руки раскинуты, ноги вытянуты) характеризуют доверие, доброжелательность к партнеру по общению; и закрытые (самая распространенная поза, когда руки скрещены на груди) характеризуют недоверие, несогласие с партнером.
Особую
роль при невербальном общении играют
жесты, значение которых во многом зависят
от ситуации и того, как его преподносит
исполнитель. Все жесты подразделяют на:
жесты защиты (это, прежде всего скрещенные
на груди руки); жесты
скуки (когда голова лежит в ладони,
глаза полуоткрыты); жесты
нервозности, тревожности (рука прикрывает
рот или локти ставятся на стол, образуя
пирамиду, и кисти оказываются перед ртом);
жесты доверия (говорящий человек не
почесывает нос, не прикрывает рот); жесты
силы, уверенности в
себе (руки соединены за спиной, подбородок
поднят вверх), жесты
оценки (человек опирается щекой на
руку); жесты лжи
(«бегающие» глаза, отведение взгляда
в сторону и книзу, частое моргание);
жесты хорошего настроения (у человека
на лице улыбка, зрачки расширены); жесты
плохого настроения (взгляд устремлен
к земле, зрачки сужены); жесты
гнева (разгневанный человек сжимает
кулаки или пощипывает ладони).
Просодические
и экстралингвистические
средства – невербальные средства,
связанные с голосом. Просодика – высота,
громкость голосового тона, тембр голоса.
Экстралингвистическая система – включение
в речь пауз, а также кашель, смех при общении.
Скорость речи отражает чувства, которые
испытывает один из собеседников: быстрая
речь – взволнованность или обеспокоенность;
медленная речь – угнетенное состояние,
горе, усталость. Также по голосу человека
можно судить о таких вещах как возраст,
пол, степень привлекательности, а также
можно определить род занятий человека,
решить верить говорящему или нет, приятен
человек или нет.
К
такесическим средствам
общения относятся рукопожатие, поцелуи.
Рукопожатие бывает 3-х типов: доминирующее
(рука сверху, ладонь развернута вниз),
покорное (рука снизу, ладонь развернута
вверх) и равноправное. Такесические
средства в общении выполняют функцию
индикатора ролевых отношений, символа
степени близости общающихся.
Проксемика – это ориентация партнеров при общении, дистанция между ними. Э.Холл впервые определил 4 типа расстояния между людьми:
Первая зона – интимная, не превышает полуметра и отличается тем, что на таком расстоянии люди либо касаются друг друга, либо могут это сделать.
Вторая зона - личная, от полуметра до 1,2 метра, в ее пределах люди могут обмениваться рукопожатием, располагаясь не больше чем на расстоянии вытянутых рук.
Третья зона – коммуникативно-совещательная, занимает пространство от 1,2 до 3 метров между людьми и наиболее часто создается при деловом и другого рода повседневном общении.
Четвертая зона – публичная, свыше 3 метров, при выступлении перед аудиторией.
То
насколько близко расположен один собеседник
по отношению к другому и как при
этом ориентировано его тело, во многом
и часто совершенно конкретным образом
определяет характер его поведения и характер
взаимодействия с собеседником.
2. Приемы эффективного слушания делового партнера, его виды
Успешность делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но от умения слушать. Если не слышать партнера, то общение становиться бесполезным, безрезультатным, неэффективным, что приводит к недопониманию между партнерами, ошибкам, проблемам.
В деловом общении выделяют 2 вида слушания:
Выяснение – обращение к партнеру по общению за уточнениями, при этом обычно используют такие фразы, как «Что вы имеете в виду?», «Уточните, один момент» и т.п.
Перефразирование – точная формулировка сообщения говорящего для проверки самого этого сообщения, используют такие фразы, как например, «Если я вас правильно понял…», «Как вы думаете…» и т.п.
Отражение чувств, отражается эмоциональное состояние собеседника, при помощи фраз «Вы расстроены…», «Вы чем-то обеспокоены…».
Резюмирование – подведение итога разговора, при помощи фраз «Итак, вы видите выход в этой ситуации в…», «если подвести итог сказанному, то…».
В деловом общении необходимо правильно сочетать эти два вида умелого слушания.
3. Практическое задание
Необходимо
составить таблицу поз, жестов, направленности
взгляда и мимики лица деловых
партнеров, которые могут способствовать
эффективной деловой
Успешному деловому общению, способствуют позитивные жесты, которые выражают расположение собеседника к общению. К таковым относятся:
Голова
Лоб
Руки (ладони)
Рукопожатия
Руки впереди корпуса
Корпус
Ноги
Взгляд
Жесты:
Доверия:
Хорошего настроения:
Открытости:
Список использованной литературы
Психология и этика делового общения. Учебник/под ред. Лавриненко В.Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 4-е изд. 2004.
Современный язык жестов/ Авт.-сост. Кузнецов И.Н. – М: АСТ; Мн.: Харвест, 2007
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001
Маейрс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2005