Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 6
1.1. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей 6
1.2. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» 9
1.3 Роль государства в защите прав потребителей 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ г.Иркутска 17
2.1 Общее положение отдела защиты прав потребителей в г. Иркутске. 17
2.3 Прогноз обращений в защиту прав потребителей г. Иркутска на 2010-2011г. 20
Глава 3. Проблемы в ЗПП и пути их решения 22
3.1 Проблемы в системе защиты прав потребителей 22
3.2 Пути решения проблем защиты прав потребителей 24
Заключение 25
Список использованной литературы: 30

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 57.08 Кб (Скачать)

      Да, потребитель может сделать многое, но не все. Для того чтобы общаться с продавцом на равных, за потребителя  тоже должны «играть» профессионалы. 
 

3.2 Пути  решения проблем защиты прав  потребителей

      Для повышения эффективности защиты прав потребителей в данной сфере требуется прежде всего активизация деятельности по просвещению населения, обучению граждан навыкам разумного потребительского поведения, практическим действиям по отстаиванию своих интересов. Кроме того, необходима разработка мер по стимулированию бизнеса для создания независимых центров технической диагностики, а также по оказанию помощи потребительским общественным объединениям в проведении потребительских экспертиз товаров. Потребитель должен иметь возможность за умеренную плату получить заключение специалистов о причинах неисправности мобильных телефонов.

      Так же необходимо знать каждому гражданину основные положения законодательства  о защите прав потребителей, т.к. оно дает возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта  на рынке товаров, работ, услуг, но и грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права. 

     Заключение

  В  настоящее время в российской  экономике восстанавливается и  начинает активно функционировать  потребительский рынок, почти  полностью разрушенный к концу  1991 г. Значительно расширилось  товарное предложение; начался  процесс создания рынков жилья,  медицинских, образовательных, культур,финансовых,страховых  услуг. Взаимоотношение предприятий  все более формируется на принципах  рыночной экономики с соответствующей  нормативной базой; возрастает  роль негосударственного сектора  экономики и т.д.

В моей курсовой работе был сделан прогноз  на 2010- 2011г, в котором мы увидели, что количество обращений в отдел  защиты прав потребителей будет снижаться. Это свидетельствует о положительном  прогнозе.

              В законе «О защите прав  потребителей» есть важная норма,  согласно которой Правительство  Российской Федерации не в  праве поручать министерствам  и иным федеральным органам  исполнительной власти принимать  ведомственные акты, содержащие  нормы о защите прав потребителей. До недавнего времени такие  акты, как правило, отражали, прежде  всего, интересы производителей  и продавцов, что привело к  ущемлению прав потребителей. Закон  «О защите прав потребителей»  позволил прекратить такую практику. В настоящее время в российской экономике восстанавливается и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. Значительно расширилось товарное предложение; начался процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных, культур, финансовых, страховых услуг. Взаимоотношение предприятий все более формируется на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики и т.д.

      Защита  основных прав потребителей в нашей  стране обеспечивается Законом «О защите прав потребителей» (принят 7 февраля 1992 г., изменен ФЗ от 9 января № 2-ФЗ), деятельностью Госстандарта РФ, Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, организациями потребителей, Международной конфедерацией обществ потребителей.

      Законодательством потребителям предоставлено право  при покупке товара знать его  изготовителя, стандарт качества и  перечень основных потребительских  свойств, если речь идет о продуктах  питания, то их состав, калорийность и  содержание вредных для здоровья веществ и противопоказания к  употреблению этих продуктов при  определенных заболеваниях. На товарах, потребительские свойства которых  могут ухудшаться с течением времени, должен быть указан срок годности и  дата изготовления.

      Обязательной  сертификации подлежат товары для детей, продукты питания, товары бытовой химии, парфюмерия, косметика, ядохимикаты, минеральные  удобрения, продукция машиностроения и приборостроения бытового назначения. Требования обязательной сертификации распространяются на государственные  и частные предприятия.

      Праву потребителя соответствует, обязанность  продавца и изготовителя обеспечивать всю требуемую информацию. Предоставление неполной или недостоверной информации может повлечь за собой материальную ответственность продавца за вред, причиненный здоровью покупателя. Купив  товар с неоговоренными продавцом  недостатками, потребитель вправе потребовать либо безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов по их устранению, либо соразмерного уменьшения покупной цены, замены товара на товар аналогичной марки, замены на такой же товар другой марки, либо возмещения убытков.

      Требования  об исправлении недостатков могут  быть предъявлены в пределах гарантийных сроков, а если они не установлены, то в течение шести месяцев; для недвижимого имущества – не позднее двух лет со дня передачи товара потребителю.

      Потребитель вправе участвовать в проверке качества товаров. Недостатки, обнаруженные в  товаре, должны быть устранены в  течение 20 дней с момента предъявления потребителем требований.

      По  товарам длительного пользования  продавец и изготовитель обязаны  по предъявлении требования потребителем немедленно безвозмездно на время ремонта предоставить ему аналогичный товар с доставкой за свой счет.

      По  требованию потребителя продавец и  изготовитель обязаны немедленно заменить некачественный товар. В случае необходимости  дополнительной проверки качества замена должна быть осуществлена в течение 20 дней с момента предъявления требования. При отсутствии у продавца на данный момент необходимого товара замена должна быть произведена в течение месяца.

      Для защиты своих прав потребитель может  обращаться в установленном законодательством  порядке в суд. Кроме того, защиту прав потребителя осуществляют различные  государственные органы в центре и на местах, в первую очередь. Госкомитет по антимонопольной политике и поддержке  новых экономических структур, Госстандарт, Госкомитет санитарно-эпидемиологического  надзора. При нарушениях прав потребителей они могут давать обязательные предписания  о прекращении этих нарушений  и за невыполнение таких предписаний  налагать на изготовителей, продавцов и исполнителей штраф, снимать отдельные товары с производства и запрещать их реализацию.

      Большие права по защите интересов потребителей предоставляются общественным организациям потребителей. Так, в России образована Федерация обществ потребителей. Она призвана защищать права потребителей в правительстве, государственных  и хозяйственных органах при  принятии законов. Федерация всячески содействует насыщению рынка  товарами народного потребления, проводит общественную независимую экспертизу товаров.

      В законе «О защите прав потребителей» есть важная норма, согласно которой Правительство Российской Федерации не в праве поручать министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти принимать ведомственные акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. До недавнего времени такие акты, как правило, отражали, прежде всего, интересы производителей и продавцов, что привело к ущемлению прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» позволил прекратить такую практику.

      Важное  значение имеет для потребителей  статья о механизме реализации прав потребителей на просвещение путем  включения требований об изучении законодательства о защите прав потребителей в государственные  образовательные стандарты  и  образовательные профсоюзные программы. Реализация права на просвещение  позволяет формировать не только компетентного потребителя, но и  добросовестного  предпринимателя. 

      В заключении необходимо подчеркнуть, что  основные положения законодательства  о защите прав потребителей необходимо знать каждому гражданину, т.к. оно  дает возможность гражданину-потребителю  не только приобрести статус равноправного  субъекта  на рынке товаров, работ, услуг, но и грамотно подойти к  выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права. 
 
 
 

 
 

Список использованной литературы: 

  1. http://www.potrebitel.net/ - Союз Потребителей Российской  Федерации
  2. http://www.38.rospotrebnadzor.ru – Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека по иркутской области
  3. Закон РФ "О защите прав потребителей"
  4. Законодательство РФ о правах потребителя
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Права_потребителей

Информация о работе Защита прав потребителей