Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа
За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 6
1.1. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей 6
1.2. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» 9
1.3 Роль государства в защите прав потребителей 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ г.Иркутска 17
2.1 Общее положение отдела защиты прав потребителей в г. Иркутске. 17
2.3 Прогноз обращений в защиту прав потребителей г. Иркутска на 2010-2011г. 20
Глава 3. Проблемы в ЗПП и пути их решения 22
3.1 Проблемы в системе защиты прав потребителей 22
3.2 Пути решения проблем защиты прав потребителей 24
Заключение 25
Список использованной литературы: 30
Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре.
Сроки предъявления требований по поводу недостатков товара.
Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.
Права
потребителя при обнаружении
недостатков в выполненной
Право
потребителя на расторжение
Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
Если
вы считаете, что ваши права нарушены,
вы всегда можете обратиться в общественную
организацию потребителей, если таковая
есть в вашем городе или районе.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ г.Иркутска
2.1
Общее положение отдела защиты
прав потребителей в г.
Стандарт муниципальной услуги разработан в соответствии с Планом реализации мероприятий по реформированию муниципальных финансов города Иркутска на 2009-2010 (2009-2011) годы, утвержденным постановлением мэра города Иркутска от 30.03.2009 № 031-06-1157/9-1 с изменениями от 18.03.2010 № 031-06-673/10.
Настоящий Стандарт
Стандарт
Единица измерения Услуги – 1 обращение.
Предоставление
Основными целями
разработки и применения
- обеспечение качества и доступности Услуги;
- определение измеряемых
требований к качеству и
- обеспечение возможности
обращения в орган,
- повышение эффективности деятельности органа местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, непосредственно
регламентирующие
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Федеральный закон
Российской Федерации от 02.05.2006 года
№ 59-ФЗ «О порядке
- Иные федеральные
законы и нормативные правовые
акты, регулирующие отношения в
области защиты прав
- Устав города Иркутска, принятый решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4;
- Положение о комитете
по потребительскому рынку
- Положение об
отделе защиты прав
Орган,
Соблюдение настоящего стандарта муниципальной
услуги должно обеспечиваться в соответствии
с административным регламентом муниципальной
услуги.
2.2 Статистические
данные обращений в отдел
На основе годовых отчетов отдела защиты прав потребителей, можно составить диаграмму. Она отражает основную структуру обращений потребителей по видам деятельности: торговля, бытовые услуги, коммунальные услуги, услуги риелторов, услуги кредитования, услуги связи, деловое строительство и прочее.
На
рис.1 мы можем увидеть, что большую
часть обращений, составляет обращение
в сфере торговли.
В таблице №2 мы можем увидеть всю структуру обращений с 2005 по 2009г
Вид деятельности | 2005 год % | 2006 год % | 2007 год % | 2008 год % | |
Торговля | 73 | 72 | 65 | 72 | 67 |
Бытовые услуги | 13 | 11 | 13 | 14 | 14 |
Коммунальные услуги | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
Услуги риэлторов | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Услуги кредитования | 1 | 1 | 2 | ||
Связь | 1 | 6,5 | 3 | 1 | 2 |
Деловое строительство | 1 | 3 | 2 | 2 | 4 |
Прочие виды деятельности | 5 | 6,5 | 8 | 6 | 6 |
Количество обращений всего | 4406 | 5129 | 5578 | 5000 | 3600 |
2.3 Прогноз обращений в защиту прав потребителей г. Иркутска на 2010-2011г.
На основе имеющиеся данных на период
2005-2009г, мы можем составить прогноз на
последующие два года. Было отмечено, что
в 2005г – 4406 обращений; в 2006г – 5129 обращений;
2007г – 5578 обращений; 2008г – 5000 обращений;
в 2009г – 3600 обращений.
На графики
мы видим, что Количество обращений
в отдел защиты прав потребителей Иркутска
в 2009 году снизилось в сравнении с 2008 годом.
Снижение обусловлено тем, что в 2009 году
в Иркутске граждане приобретали значительно
меньше товаров. В прогнозируемых нами
годах мы можем отследить то, что количество
обращений потребителей снизится. А значит
прогноз весьма положительный.
Глава 3. Проблемы в ЗПП и пути их решения
3.1 Проблемы
в системе защиты прав
В
настоящее время к большой
радости потребителя
Одним из распространенных нарушений прав потребителей на рынке товаров является предоставление недостоверной информации относительно предлагаемых товаров покупателям.
Особенно сильно эту тенденцию можно проследить на мебельном рынке, на рынке пластиковых окон, когда рекламные вывески повествуют о качественных кухнях и окнах из Италии, гостиной мебели из Германии и так далее. Но в большинстве случаев даже при поверхностной проверке документов оказывается, что сырье для мебели берется из ближайших производственных фирм, а собирают её в том, же магазине, где расположена вывеска.
Ст.
8 ФЗ «О защите прав потребителей» дает
право потребителям требовать достоверной
информации о предоставляемых товарах,
работах и услугах, а также
предусматривает
Также
наблюдаются серьезные
Что касается гражданской ответственности, то гражданин, право которого, как потребителя нарушено, имеет полное право обращаться за судебной защитой и взыскивать материальный и моральный ущерб, в полном соответствии с действующим гражданским законодательством.
Также
большое количество нарушений можно
встретить и на рынке предоставления
услуг или выполнения работ. Например,
часто обращаются потребители, поручившие
по договору Исполнителю изготовить
окна или двери, а Исполнитель
нарушает срок. В этом случае можно
смело требовать выплаты
В любом случае нарушений Ваших прав и свобод согласно ст. 46 Конституции РФ Вам гарантируется их судебная защита.
Самой большой проблемой до сих пор остается то, что граждане не знают о всех своих правах, иногда пассивно относятся к ущемлению своих прав и ленятся обращаться за защитой в муниципальные комитеты по защите прав потребителей, которые оказывают юридическую помощь совершенно бесплатно.
До сих пор многие граждане не требуют заключения договора об оказании услуг, не сохраняют чеки после покупок, что затрудняет защиту их прав в суде. Появилось также много "предпринимателей", которые оказывают различного рода услуги как физические лица, как частники. Рычагов воздействия в таком случае на недобросовестного продавца товаров и услуг нет.
Претензии к таким лжепредпринимателям трудно предъявить. Во-первых, обычно с ними не заключаются письменные договоры; во-вторых, если мастер, например, устанавливал двери как физическое лицо, то на его отношения с клиентом не распространяются действия Закона "О защите прав потребителей", так как закон регулирует отношения только между предпринимателями и юридическими лицами с одной стороны и гражданами
Всем понятно, что на рынке сталкивается продавец-профессионал и потребитель-дилетант. А в чью пользу обычно заканчивается «матч» дилетантов с профессионалами – понятно. Конечно, многое зависит от нас, потребителей. Насколько грамотно мы будем себя вести в различных потребительских ситуациях, насколько хорошо мы знаем свои права – все это влияет на наше положение на рынке.