Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа
За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 6
1.1. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей 6
1.2. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» 9
1.3 Роль государства в защите прав потребителей 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ г.Иркутска 17
2.1 Общее положение отдела защиты прав потребителей в г. Иркутске. 17
2.3 Прогноз обращений в защиту прав потребителей г. Иркутска на 2010-2011г. 20
Глава 3. Проблемы в ЗПП и пути их решения 22
3.1 Проблемы в системе защиты прав потребителей 22
3.2 Пути решения проблем защиты прав потребителей 24
Заключение 25
Список использованной литературы: 30
Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра
экономики предприятия
и предпринимательской
деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Государственное управление и регулирование
экономики»
Защита
прав потребителей
Исполнитель
гр.
Руководитель
Иркутск, 2011 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 6
1.1.
Характеристика
1.2. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» 9
1.3 Роль государства в защите прав потребителей 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ г.Иркутска 17
2.1 Общее положение отдела защиты прав потребителей в г. Иркутске. 17
2.3 Прогноз обращений в защиту прав потребителей г. Иркутска на 2010-2011г. 20
Глава 3. Проблемы в ЗПП и пути их решения 22
3.1 Проблемы в системе защиты прав потребителей 22
3.2 Пути решения проблем защиты прав потребителей 24
Заключение 25
Список
использованной литературы: 30
ВВЕДЕНИЕ
За
годы становления потребительского
движения в России общество привыкло
относиться к потребителю как
к непрофессионалу в выборе и
приобретении товаров и услуг
и стало требовать от законодателя
установления для торговли и сферы
услуг жестких рамок
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» вступил в силу 7 апреля 1992 года. В нем впервые были закреплены признанные международным сообществом права потребителей, а также механизм их защиты. Многие нормы, например, право на информацию, право на качество, право на безопасность, возможность защиты неопределенного круга потребителей вообще впервые появились в российском законодательстве. Иски о защите прав потребителей освободили от государственной пошлины. Закон стал одним из первых нормативных актов, предусматривающих компенсацию за моральный ущерб.
К середине 90-х годов информация о правах потребителей широко распространяется. Закон РФ «О защите прав потребителей» признан одним из самых применяемых в России, а по оценкам международных экспертов – одним из самых жестких в мире. Для тех государств, в которых рыночные отношения только начинают складываться, это оправданно.
Сегодня
в России рынок уже насыщен
товарами. Возникли фирмы, для которых
одной из главных стратегических
задач стало привлечение
Тема защиты прав потребителей остаётся актуальной и на сегодняшний день. Объектом исследования выступают местные органы по защите прав потребителей – отдел по защите прав потребителей администрации муниципального образования г.Иркутск общественная организация по защите прав потребителей города и района.
Предмет исследования – деятельность отдела и общественной организации по защите прав потребителей на территории муниципального образования.
Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.
Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.
При написании данной работы рассмотрено законодательство о защите прав потребителей, представленное целой группой нормативных актов, законов, постановлений правительства, регулирующих отношения в области защиты потребительских прав.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы была изучена и проанализирована деятельность отдела по защите прав потребителей муниципального образования, который, образно говоря, является передним краем работы государства с потребителем на территории муниципального образования.
Закон РФ «О защите прав потребителей» закрепил широкие права за общественными объединениями потребителей. В работе представлена деятельность общественной организации по защите прав потребителей г. Иркутске, принимающей активное участие в формировании потребительской политики, защите потребительских прав жителей города и района.
Знание
законодательства о защите прав потребителей,
умение ориентироваться в
Новизна
и практическая значимость работы обусловлены
тем, что в ней представлены конкретные
меры по усовершенствованию деятельности
муниципальных органов в
Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, торговля, исполнители работ и услуг. Ежедневно мы вступаем в разнообразные правовые отношения: покупая товар в магазине - заключаем договор купли-продажи, заходя в лифт - пользуемся коммунальными услугами, отправляясь в путешествие - заключаем договор перевозки и т.д. Но в условиях нестабильной рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда товары даже опасны для жизни людей. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.
Защита
прав потребителей как самостоятельная
отрасль законодательства возникла
в России сравнительно недавно –
в начале 90-х годов. До этого регулирование
отношений по удовлетворению потребностей
граждан-потребителей в основном осуществлялось
нормами кодифицированного
Действующее
законодательство не вполне соответствовало
и нормам международного права, в
частности единогласно принятым
9 апреля 1985 года «Руководящим принципам
для защиты интересов потребителей»
(Резолюция Генеральной
Такое
положение способствовало созданию
условий для навязывания
Переворотом
в создании потребительского законодательства
стало принятие 22 мая 1991 года Закона
СССР «О защите прав потребителей», который
так и не вступил в силу в
связи с распадом СССР. Закон содержал
множество положений, не разработанных
в гражданском
Закон РФ «О защите прав потребителей» вступил в силу 7 апреля 1992 года. Одной из существенных гарантий защиты прав потребителей стала норма, запрещающая ущемлять права потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей. Не менее важна норма Закона, которая предоставила право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, только Правительству РФ, прямо запретив ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Выводя из сферы действия Закона юридические лица, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для рядового потребителя. Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии реализации этих прав. Закон предусмотрел повышенные гарантии при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию, как перед потребителем, так и перед другими лицами, независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителя на защиту стало закрепление в Законе подсудности по выбору истца и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей, Закон предусмотрел и возможность коллективной защиты потребителей и предоставил государственным органам возможность пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.