Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа
За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 6
1.1. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей 6
1.2. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» 9
1.3 Роль государства в защите прав потребителей 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ г.Иркутска 17
2.1 Общее положение отдела защиты прав потребителей в г. Иркутске. 17
2.3 Прогноз обращений в защиту прав потребителей г. Иркутска на 2010-2011г. 20
Глава 3. Проблемы в ЗПП и пути их решения 22
3.1 Проблемы в системе защиты прав потребителей 22
3.2 Пути решения проблем защиты прав потребителей 24
Заключение 25
Список использованной литературы: 30
Основным
органом, контролирующим соблюдение законодательства,
является Государственный
В более сложной ситуации находятся органы по защите прав потребителей, создаваемые при местных администрациях. Они действуют практически в каждом населённом пункте России. Практика показывает, что именно им приходится решать более 80% проблем потребителей товаров и услуг.
Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, позволяющих им участвовать в формировании потребительской политики..
16
января 1996 года была опубликована
новая редакция Закона РФ «О
защите прав потребителей».
Закон
«О защите прав потребителей» (в редакции
Федерального закона от 9 января 1996 года)
регулирует отношения, возникающие
между потребителями и
Основные понятия, используемые в Законе:
Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли;
Изготовитель – организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
Исполнитель – организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
Продавец – организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли – продажи;
Стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);
Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги);
Существенный недостаток товара (работы, услуги) – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранён, либо который вновь проявился после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;
Безопасность
товара (работы, услуги) – безопасность
товара (работы, услуги) для жизни, здоровья,
имущества потребителя и
Государство
законом утвердило некоторые
наши права как потребителей. Но
задача государственного регулирования
в любой области – не только
предоставить определенные права, но и
обеспечить их реальное соблюдение. Для
этого государство создает
Органы специальной
Специальные
органы по защите прав потребителей подразделяются
на федеральные и местные, то есть
на действующие на территории всей
страны и защищающие всех российских
потребителей и работающие на местном
уровне – области, города, района. Местные
органы не подчиняются федеральным
и действуют абсолютно
В
России главным федеральным органом
по защите прав потребителей является
Государственный
Антимонопольный комитет и его территориальные органы имеют право по определенной процедуре рассматривать дела о нарушениях прав потребителей, выдавать предписания об устранении этих нарушений и налагать на нарушителей штрафы. В частности, ГАК РФ рассматривает дела о недобросовестной рекламе и выдает предписания о прекращении такой рекламы.
Как
вы знаете, права потребителей и
ответственность за их нарушение
прописаны в соответствующих
законах. Однако через какое-то время
возникают ситуации, которые в
законе детально не прописаны. ГАК РФ
вправе давать официальные разъяснения
по вопросам применения законодательства
о защите прав потребителей. Эти
разъяснения используются потом
судьями при вынесении решений
по делам о защите прав потребителей
и другими специалистами, профессионально
защищающими права
ГАК РФ также имеет право предъявлять в суд иски в интересах потребителей и принимать решения об отзыве от потребителей товаров, которые могут быть опасны для их жизни и здоровья.
Продавцы, изготовители и исполнители обязаны по требованию Государственного антимонопольного комитета предоставить ему достоверные документы, письменные или устные объяснения и иную информацию, необходимую для охраны интересов потребителей. Как вы уже знаете, одна из главных проблем неравенства потребителей и продавцов на рынке – это неравный доступ к информации. Именно поэтому государство наделило ГАК широкими полномочиями по доступу к информации, которая касается интересов потребителей. Антимонопольный комитет ведет большую законодательную работу. Его специалисты участвуют в разработке любых нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей.
Государственный
контроль за обеспечением безопасности
и качества товаров (работ, услуг) возложен
на Государственный комитет по стандартизации,
метрологии и сертификации (Госстандарт),
который следит за соответствием
продукции стандартам; а также
на федеральный орган санитарно-
Эти
органы имеют право направлять предписания
об устранении нарушений требований
к безопасности товаров и налагать
штрафы за нарушение законодательства;
принимают решение о
Никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе. Согласитесь, не будет же ведомство, находящееся в Москве, разбираться с конкретной булочной, нарушающей права потребителей, скажем, в Находке или Саранске. Невозможно и направить представителей федеральных ведомств в каждый регион.
Именно поэтому определенные функции по защите интересов потребителей закон возлагает на городские, районные, областные администрации. Сегодня практически в каждом (даже самом маленьком) населенном пункте есть специалист или группа специалистов, которые занимаются защитой прав потребителей.
Образно говоря, такие отделы по защите прав потребителей при местных администрациях являются «передним краем» работы государства с потребителем. Каждый человек, у которого есть претензии к конкретному магазину, к качеству товара или услуги, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести.
В отличие от федеральных органов, местные органы по защите прав потребителей не наделены никакими контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую могут применить эти организации, – право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности.
Но
отсутствие права карать нарушителей
отнюдь не означает слабость или ненужность
местных органов по защите прав потребителей.
Эти органы могут принимать достаточно
эффективные меры к нарушителям
закона. Во многих отделах по защите
потребителей созданы «черные списки»
магазинов и фирм, в которых
обманывают потребителей. Эти списки
публикуются в газетах – и
потребители узнают, с какими фирмами
можно иметь дело безбоязненно, а
общения с какими нужно избегать.
Специалисты местных органов
выявляют нарушения прав потребителей,
направляют информацию о нарушениях
в соответствующие федеральные
органы для принятия мер, обращаются
в суд в интересах
Общественные организации потребителей Государство может многое, но не все. Поэтому на помощь потребителю, помимо государственных органов, приходят общественные организации потребителей. Общественные организации создают в случае необходимости объединить усилия людей для защиты каких-то интересов, для проведения совместных мероприятий. Например, профсоюзы защищают интересы работников какой-то определенной сферы (медиков, педагогов и др.), общественные организации жильцов дома защищают людей, которые проживают в этом доме, и т. д. Основная характеристика общественной организации – ее неприбыльность, ориентация не на коммерческие интересы, а на защиту прав своих членов и граждан вообще.
Главное отличие общества потребителей от государственного органа по защите прав потребителей – независимость. От государства, от политики, от бизнеса. Бывает так: глава администрации города выносит постановление, ущемляющее права потребителей. В этом случае отдел при администрации вряд ли сможет выступить против своего руководителя (который к тому же финансирует работу отдела), а общество потребителей в состоянии это сделать и может добиться отмены незаконного постановления.
Кроме того, общества потребителей очень мобильны. Их деятельность не связана никакими инструкциями и бюрократическими согласованиями. Если сотрудник общества столкнулся в течение дня с каким-то нарушением потребительских прав (одного человека или целого города), то уже вечером общество может приступить к их защите.
В последние годы на первые позиции в деятельности независимых организаций потребителей вышли информационное и правозащитное направления. Это легко объяснимо: чем больше людей через газеты, радио, телевидение узнает о своих правах, тем труднее будет их обманывать, продавать некачественные товары и услуги.
Практически при всех обществах потребителей работают юристы, которые готовы помочь гражданам по широкому кругу вопросов, связанных с ущемлением их прав как потребителей.
Основные права потребителя:
Право на здоровую окружающую среду.
Право на возмещение ущерба.
Право на выбор.
Право потребителей на безопасность товаров
Право потребителя на информацию.