Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:40, шпаргалка
Иск является процессуальным средством защиты нарушенного или оспоренного права, присущим исковой форме судопроизводства.
Спорное материально-правовое требование одного лица к другому, подлежащее рассмотрению в определенном процессуальном порядке, называется иском
Отказ лица от своего требования не влечет за собой прекращения производства по делу. Признание требования органом, принявшим оспариваемый акт, для суда необязательно (ч. 3 ст. 252 ГПК РФ).
НПА может быть признан судом противоречащим закону и недействующим, если он издан органом или должностным лицом с превышением компетенции или с другими нарушениями действующего законодательства (Конституции РФ, федеральных законов, решений представительных органов и т.д.).
Решение суда по делу. Резолютивная часть решения суда о признании НПА противоречащим закону должна содержать вывод об удовлетворении либо отказе в удовлетворении рассмотренного заявления.
Установив, что оспариваемый НПА или его часть противоречит федеральному закону или другому НПА, имеющему большую юридическую силу, суд признает НПА недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании
НПА или его части
Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован НПА. Если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение доводится до сведения населения в другом печатном издании, в котором публикуются НПА соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Решение суда о признании НПА недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Законная сила решения суда распространяется на неопределенный круг лиц. Это означает, что если законность нормативного акта или его части проверялась по заявлениям одних лиц и вынесено решение суда, то другие лица не могут обращаться в суд с аналогичным требованием.
Любое решение суда о признании незаконным полностью или в части НПА может быть обжаловано в кассационном порядке.
110. Особенности
судопроизводства по делам об
оспаривании решений и действий
(бездействия) органов
В ст. 46 Конституции РФ записано, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", принятым ГД 15.11.1995 г., обжаловать в суд можно и решения, действия (бездействие) государственных служащих.
К действиям, подлежащим судебному оспариванию, относят коллегиальные и единоличные действия, в результате которых:
1) нарушены права или свободы гражданина;
2) созданы препятствия к
3) на гражданина незаконно
Например, в суд могут быть обжалованы: отказ
в выдаче визы на выезд за границу; решение
государственных органов или органов
местного самоуправления об установлении
ограничений на вывоз товаров за пределы
административно-
Решения полномочного органа о регистрации, о приобретении или прекращении гражданства РФ либо о принадлежности к гражданству РФ могут быть обжалованы в суд, а также отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений и другие действия (бездействие), нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве.
Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления, отрешением главы муниципального образования от должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы муниципального образования от должности в соответствующий суд (верховный суд республики, краевой, областной суды, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, либо в Верховный Суд РФ) в течение 10 дней со дня официального опубликования закона, указа, постановления.
Подача заявления. Гражданин вправе оспорить в суде решение и обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Подсудность заявлений. Заявление подается в суд с учетом правил родовой подсудности (ст. ст. 24 - 27 ГПК). Законом предусмотрена альтернативная территориальная подсудность - заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, действия которого оспариваются.
Отказ в разрешении на выезд из РФ в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.
Заявление военнослужащего, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд (ст. 254 ГПК).
Имеется несколько специальных норм, создающих благоприятные условия гражданам для обращения в суд:
а) гражданин может выбирать административную или судебную форму защиты прав и свобод;
б) он определяет по своему усмотрению суд (альтернативная подсудность) для рассмотрения его заявления, за исключением случаев подачи заявления на действия органов военного управления и отказа в разрешении на выезд из РФ.
В военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих. Граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших права и свободы во время прохождения ими военной службы, по своему усмотрению в суд общей юрисдикции (районный суд) или военный суд.
Избрание гражданином
Заявление может быть подано как самим гражданином, так и его представителем, имеющим надлежащим образом оформленные полномочия в соответствии со ст. 53 ГПК.
Для обращения в суд устанавливается 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).
Пропуск 3-месячного срока обращения с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2 ст. 256 ГПК РФ).
Рассмотрение заявления. Заявление рассматривается судом в 10-дневный срок с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
Неявка в судебное заседание по неуважительной причине гражданина, руководителя государственного органа, должностного лица, действия которых оспариваются, или их представителей не служит препятствием к рассмотрению заявления.
В случае, когда государственный орган, чьи действия обжалуются, ликвидированы, реорганизованы либо должностное лицо в прежней должности не работает, то суду необходимо принять меры к привлечению в дело правопреемников, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод.
Если к моменту рассмотрения жалобы должностное лицо, действия которого обжалуются, не работает в прежней должности, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле соответствующего органа (организации), к компетенции которой относится восстановление нарушенных прав и свобод гражданина.
Решение суда и его реализация. Суд, признав заявление обоснованным, выносит решение об обязанности соответствующих органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и препятствие к осуществлению его прав и свобод.
Установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица, права либо свободы гражданина не были нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявления.
Решение суда по заявлению направляется для устранения допущенных нарушений закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, действия которых были оспорены, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение 3 дней со дня вступления решения в законную силу.
Суду и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение 1 месяца со дня получения решения суда (ч. 3 ст. 258 ГПК РФ). Решение суда по жалобе, вступившее в законную силу, обладает свойством общеобязательности, как и все другие судебные акты.
111. Производство
по делам о защите
Содержание гл. 26 ГПК РФ (ст. ст. 259 - 261) принципиально изменено и приведено в соответствие с нормами других федеральных законов, регламентирующих избирательный процесс.
Субъектами, участвующими в делах о защите избирательного права, могут быть избиратели (граждане), кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица избирательных блоков, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, избирательные комиссии, органы государственной власти РФ, субъекты Федерации, местного самоуправления.
Для определения специфики
По субъекту судебной защиты избирательные споры также подразделяются на две группы:
а) о защите субъективных прав конкретных участников избирательного процесса - конкретного гражданина, избирательного объединения, блока, наблюдателя и т.д.;
б) о защите неопределенного круга участников избирательного процесса, например при оспаривании НПА Центризбиркома.
В зависимости от стадии развития избирательного процесса споры делятся на возникающие на стадиях:
а) формирования избирательных округов;
б) составления списков
в) выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты;
г) проведения предвыборной агитации;
д) проведения голосования и подсчета голосов;
е) закрепления результатов
Порядок обращения в суд. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по жалобе.
Обращения в суд за защитой избирательного права являются требованиями о защите права, возникающими из публичных правоотношений. Формой этих требований должно быть заявление в суд со всеми правовыми атрибутами, предусмотренными в ГПК для исковых заявлений (ст. 131 ГПК) и последствиями нарушения формы заявления (ст. 136 ГПК).
Подсудность. Дела о защите избирательных прав участников избирательного процесса рассматриваются районными судами, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области, автономных округов, верховными судами республик и Верховным Судом РФ.
Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ по подготовке и проведению референдума РФ, выборов Президента РФ и депутатов Федерального Собрания (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия окружных избирательных комиссий).
Информация о работе Шпаргалка по "Гражданско-процессуальное право"