Шпаргалка по "Гражданско-процессуальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:40, шпаргалка

Описание работы

Иск является процессуальным средством защиты нарушенного или оспоренного права, присущим исковой форме судопроизводства.
Спорное материально-правовое требование одного лица к другому, подлежащее рассмотрению в определенном процессуальном порядке, называется иском

Работа содержит 1 файл

1. Понятие гпп (предмет, метод, система, значение).doc

— 914.50 Кб (Скачать)

3. Судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено уже в порядке искового производства.

4. В случае, если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья выдает взыскателю второй экземпляр для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю.

 

108. Правовая  природа дел, возникающих из  публичных правоотношений (общие  положения).

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений - вид гражданского судопроизводства, который состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном для этого вида судопроизводства (гл. 23 - 26 ГПК), рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений (жалобы на действия избирательных комиссий, на действия налоговых органов, жалобы на отказ в регистрации недвижимости и т.д.).

Новым названием этого вида судопроизводства в законе подчеркивается, с одной  стороны, публичный характер правоотношений, являющихся объектом судебного исследования, с другой - участие в гражданском деле носителя властных полномочий (должностного лица, государственного служащего, органа государственной власти и местного самоуправления, органа общественного объединения).

Потребность отдельного от искового правового регламента по делам, возникающим из публичных правоотношений, объяснялась традиционно несколькими обстоятельствами:

1) неравноправным положением участников (сторон) в регулятивных (конституционных,  административных) и иных публичных  правоотношений, поскольку в них  выступают, с одной стороны, орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой - гражданин, организация, не имеющие таких полномочий;

2) специфической функцией суда  при рассмотрении этих дел,  состоящей не в разрешении  спора о праве, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам, а в отдельных случаях - и к другим субъектам права. Исковое производство ориентировано на форму рассмотрения и разрешения споров прежде всего имущественного характера равных субъектов в регулятивных правоотношениях.

Указанными двумя причинами  определяется и способ возбуждения дел данной категории - оспаривание путем подачи заявления, а не предъявление иска.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, в силу неравноправного положения субъектов в административных и иных публичных правоотношениях неприменимы некоторые категории искового производства, а именно: мировое соглашение, увеличение или уменьшение требований; исключается возможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы, аналогичной встречному иску; усилена активность суда в собирании доказательств и его инициатива.

Публично-правовой характер отношений, подлежащих судебному рассмотрению, порождает специфику процессуального регулирования порядка рассмотрения и разрешения дел указанного вида судопроизводства: эти дела рассматриваются на основе применения норм искового производства, но с учетом действия специальных норм. Общие правила искового производства - принципы, письменная форма обращения в суд, постадийное развитие процесса, возможность отказаться от продолжения процесса и прекратить производство по делу - применяются при рассмотрении дел, вытекающих из публичных правоотношений.

С учетом действия ст. 46 Конституции РФ и другого  принятого на ее основе федерального законодательства к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений относятся дела:

- по  заявлениям граждан, организаций,  прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных органов;

- по  заявлениям об оспаривании решений  и действий (бездействия) органов  государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

- по  заявлениям о защите избирательных  прав или права на участие  в референдуме граждан РФ;

- иные  дела, возникающие из публичных  правоотношений и отнесенные  федеральным законом к ведению суда, например, об обжаловании действий должностных лиц в связи с применением административного наказания.

Порядок рассмотрения и разрешения всех дел, возникающих из публичных правоотношений, характеризуют специфические по сравнению с исковым порядком правила, отражающие повышенную активность суда и прокурора в процессе.

При рассмотрении и разрешении этих дел не применяются правила о заочном производстве. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан доводами и основаниями заявленных требований.

При рассмотрении и разрешении публично-правовых требований суд может истребовать доказательства по своей инициативе, а обязанность по доказыванию возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (допустили бездействие).

Специфичны субъективные пределы законной силы судебного решения после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений. Лица, участвующие в деле, и иные лица не могут заявлять в суде идентичные требования (ст. 250 ГПК РФ).

 

109. Особенности  судопроизводства по делам об  оспаривании нормативных правовых  актов.

Нормативными правовыми  актами (НПА) называются акты, принятые компетентными органами, устанавливающие правила поведения неопределенного круга лиц. Акты, не обладающие этими признаками, имеют индивидуальное значение, их оспаривают при рассмотрении и разрешении исковых дел.

НПА, опубликованные и зарегистрированные в установленном законом порядке, могут быть оспорены с точки зрения их законности в судебном порядке двумя способами.

1. Опосредованно при рассмотрении и разрешении исковых дел, т.е. спора о праве между конкретными заинтересованными лицами (группами заинтересованных лиц), когда сторона просит применить, например, закон высшей юридической силы и не применять противоречащий ему другой НПА.

2. Непосредственно в порядке судопроизводства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, когда заинтересованные лица (группа лиц), объединения граждан, организация, прокурор оспаривают в суде законность НПА или его части безотносительно к конкретному субъекту права и к спору о защите субъективных прав лиц и просят признать акт или его часть недействующими. Такие дела носят публично-правовой, а не частноправовой характер, затрагивают интересы неопределенного числа граждан (объединений граждан) и организаций, а также и правопорядка в целом. При этом способе оспаривания законности НПА полностью или в части важно точно определять подведомственность и подсудность дел.

Оспаривание НПА федерального уровня, т.е. нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, с точки зрения соответствия Конституции РФ может быть осуществлено исключительно в Конституционном Суде РФ и по запросам строго определенных лиц и органов (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Оспаривание законности НПА федерального уровня, принятых иными органами (министерствами, ведомствами, комитетами), подсудно Верховному Суду РФ.

Оспаривание НПА, принятых в субъектах Федерации, осуществляется в краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов и верховных судах республик.

Частным случаем реализации конституционного права на судебное обжалование решений органов государственной власти является обращение прокурора в суд на предмет признания противоречащим закону НПА или его части. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону НПА в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а  в случае принесения протеста на решение  представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (ст. 23 ФЗ "О прокуратуре РФ"). Прокурор не вправе устанавливать сокращенный по сравнению с 10 днями срок рассмотрения его заявления в суде, поскольку сроки рассмотрения и разрешения дел установлены гражданским процессуальным законом. Властными полномочиями в процессуальных правоотношениях обладает судья (суд), и прокурор не вправе изменять нормы процессуального закона.

С учетом публичного характера рассматриваемых  судом дел при рассмотрении заявлений о незаконности НПА у суда имеются специфические функции. По этим делам суд не устанавливает фактических обстоятельств дела, т.е. совокупности юридических фактов, необходимых для применения нормы права. Функция суда сводится к исследованию свойств НПА, полномочий органа, издавшего акт, выяснению соответствия закрепленных в НПА норм Конституции РФ, федеральным законам, т.е. суд проводит правовую оценку акта.

Суд не связан доводами заявителя  и его правовой позицией и проявляет  инициативу в исследовании законности акта или его части.

Подсудность дел определяется уровнем обжалуемого акта. Заявления Генерального прокурора РФ или его заместителей, граждан, их объединений, организаций, оспаривающих НПА федерального значения, федеральных министерств и ведомств, подлежат рассмотрению в Верховном Суде РФ.

Заявления прокуроров субъектов Федерации, их заместителей, иных заинтересованных лиц, оспаривающих правовые акты органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ, рассматриваются и разрешаются соответственно краевыми, областными и приравненными к ним судами, т.е. судами субъектов Федерации. В районных судах могут оспариваться НПА органов местного самоуправления и местной администрации.

Подача заявления. Гражданин, объединения граждан, организации, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке НПА органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и другими правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. С аналогичным заявлением вправе обратиться в суд Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования (ст. 251 ГПК РФ).

Не подлежат рассмотрению в суде заявления об оспаривании  НПА, проверка конституционности которых отнесена исключительно к компетенции Конституционного Суда РФ.

Подсудность определяется местом нахождения органа, принявшего оспариваемый НПА (ч. 4 ст. 251 ГПК РФ).

Заявление должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к исковым заявлениям (ст. 131 ГПК РФ) и содержать дополнительные данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый НПА, о его наименовании и дате принятия, указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению об оспаривании НПА приобщается копия оспариваемого акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Подача заявления в  суд не приостанавливает действия оспариваемого  НПА.

Отказ в принятии заявления. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого НПА органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Порядок рассмотрения заявления. О времени и месте судебного заседания извещаются заявитель, прокурор, руководитель органа, принявшего НПА, либо должностное лицо, их представители. В зависимости от обстоятельств дела неявка без уважительных причин надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению дела по существу. Заявление рассматривается в течение 1 месяца со дня его подачи.

Если при рассмотрении заявления  о признании НПА противоречащим закону будет установлено, что имеется  спор о частном праве, подведомственный суду, заявление оставляется без рассмотрения.

Принцип состязательности гражданского процесса действует при разрешении данной категории дел своеобразно. Состязательная форма проявляется в последовательности выступлений заинтересованных лиц: первым выступает заявитель, представитель заявителя (заявителей), обосновывающий незаконность полностью и в части правового акта, затем руководитель органа государственной власти, издавшего акт, или должностное лицо, их представители, обосновывающие правомерность акта. Судом исследуются в основном письменные доказательства, касающиеся не фактических обстоятельств дела, а правового статуса органа, издавшего оспариваемый акт, изучаются нормы законов по их текстам.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданско-процессуальное право"