Шпаргалка по "Гражданско-процессуальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:40, шпаргалка

Описание работы

Иск является процессуальным средством защиты нарушенного или оспоренного права, присущим исковой форме судопроизводства.
Спорное материально-правовое требование одного лица к другому, подлежащее рассмотрению в определенном процессуальном порядке, называется иском

Работа содержит 1 файл

1. Понятие гпп (предмет, метод, система, значение).doc

— 914.50 Кб (Скачать)

Верховные суды республик, краевые, областные  суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов рассматривают по первой инстанции дела об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательных комиссией субъектов РФ, окружных избирательных комиссий.

Защита избирательных прав, связанных  с оспариванием действий (бездействия) участковых избирательных комиссий, органов местного самоуправления, осуществляется районными судами.

Сроки подачи заявления, сроки обращения и  рассмотрения заявлений. С заявлением в суд (ст. 259 ГПК РФ), учитывая правила подсудности, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, а также прокурор, считающие, что решением или действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или права на участие в референдуме.

С заявлением в суд в связи  с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме, органом  государственной власти, органом  местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным объединением, а также иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, избирательной комиссией, комиссией по референдуму вправе обращаться избирательные комиссии всех уровней.

Сроки обращения в суд и рассмотрения заявления или жалобы взаимосвязаны  с классификацией избирательных  споров.

Заявление в суд может быть подано в течение 3 месяцев со дня, когда  заявителю стало известно или  должно было стать известным о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме или избирательных прав и права на участие в референдуме заявителя.

Заявление на решение избирательной  комиссии, комиссии референдума о  регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения избирательной комиссией, комиссией референдума.

Заявление избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистрированного  по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), может быть подано в суд не позднее чем за 8 дней до дня голосования.

После опубликования результатов  выборов, референдума заявление  на нарушение избирательных прав или права на участие в референдуме, имевшее место в период избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, может быть подано в суд в течение 1 года со дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Заявление на неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено в течение 3 дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования немедленно.

Порядок рассмотрения заявления. Рассмотрение заявления проводится по общим правилам гражданского судопроизводства (искового производства) с некоторыми особенностями.

В законе (ч. 3 ст. 260 ГПК РФ) зафиксировано, что заявление рассматривается  с участием заявителя, представителя  соответствующего органа государственной  власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора.

Неявка этих лиц, надлежащим образом  извещенных о времени и месте  судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.

Имеются специальные нормы, регламентирующие производство по делам о расформировании  избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума. Эти дела рассматриваются судом в составе 3 профессиональных судей и решение принимается не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, проведения референдума - не позднее чем через 3 дня со дня его подачи.

Заявление, поданное в суд в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено  в пятидневный срок со дня подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а поступившие в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, решение по заявлению принимается не позднее чем в десятидневный срок со дня подачи заявления.

Решение относительно заявления избирательной  комиссии и других субъектов избирательного процесса об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом  не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

Заявления на решения избирательной  комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах  выборов, референдума должны быть рассмотрены  в течение 2 месяцев со дня их подачи.

 

112. Особое  производство: понятие, сущность, отличие от искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Виды дел особого производства.

Особое производство - вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового отсутствием спора о праве и, как следствие этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Особое производство характеризуется как неисковое, одностороннее производство.

В особом производстве рассматриваются  гражданские дела, по которым необходимо в судебном порядке подтвердить наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан. Например, гражданин обращается в суд с заявлением об установлении родственных отношений, поскольку установление данного факта ему необходимо для вступления в право наследования или для получения пенсии по случаю потери кормильца.

В порядке особого производства рассматриваются также гражданские  дела, по которым необходимо подтвердить наличие или отсутствие бесспорного права (установление факта владения и пользования недвижимым имуществом, дела о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам). По данным категориям дел судом решаются вопросы не только факта, но и права. В этих случаях защита права не может быть осуществлена в исковом порядке, так как отсутствует спор о праве и заинтересованное лицо ни к кому никаких требований не предъявляет.

В особом производстве рассматриваются  дела, по которым суд устанавливает правовой статус гражданина: в одних случаях гражданин признается недееспособным или ограниченно дееспособным; в других - объявляется умершим или признается безвестно отсутствующим.

Особое производство - вид гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела, по которым подтверждается наличие или отсутствие юридических фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, или подтверждается наличие или отсутствие бесспорного права, а также определяется правовой статус гражданина.

В делах особого производства возможен спор о факте, который требует  судебного подтверждения, поскольку  не всегда устанавливаемый судом  факт является очевидным, и в отношении его существования имеются противоречивые доказательства, противоположные суждения. Во всех подобных случаях суд должен убедиться в существовании или несуществовании фактов путем проверки и сопоставления имеющихся доказательств, выявления противоречий в суждениях заинтересованных лиц. Таким образом, спор о факте в особом производстве возможен и наличие или отсутствие факта должно быть судом установлено, если спор о факте не перешел в спор о праве.

Если при подаче заявления или  рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд должен вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения и разъяснить заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК).

Дела особого производства рассматриваются  судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными процессуальным законодательством.

В соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления по делам особого производства, составляет 100 руб. (п. 8 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Поскольку в особом производстве отсутствует спор о праве, то по делам  данного вида судопроизводства нет  и сторон (истца, ответчика), третьих лиц. Дело возбуждается заявителем, в рассмотрении дела могут участвовать заинтересованные лица. В связи с этим в особом производстве в меньшей степени проявляется принцип состязательности. Принцип диспозитивности действует также не в полной мере, поскольку в особом производстве не применяются нормы искового производства о мировом соглашении, признании иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований, обеспечении иска.

В особом производстве рассматриваются  дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно  отсутствующим или об объявлении  гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности  гражданина, о признании гражданина  недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего  полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи  бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по  утраченным ценным бумагам на  предъявителя или ордерным ценным  бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации  гражданина в психиатрический  стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

9) о внесении исправлений или  изменений в записи актов гражданского  состояния;

10) по заявлениям о совершенных  нотариальных действиях или об  отказе в их совершении;

11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

ФЗ рассмотрению в порядке особого  производства могут быть отнесены и  другие дела.

 

113. Производство  по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Возникновение, изменение или прекращение  личных и имущественных прав граждан или организаций зависит от наличия или отсутствия юридических фактов. Данные факты должны быть подтверждены соответствующими документами (различными свидетельствами, справками, записями актов гражданского состояния и т.д.). Но имеются случаи, когда тот или иной факт не может быть удостоверен соответствующим документом по причине его утраты, уничтожения, невозможности восстановления или по другим причинам. В таких случаях предусмотрен судебный порядок установления юридических фактов (ст. ст. 264 - 268 ГПК).

В соответствии со ст. 264 ГПК суд  рассматривает дела об установлении:

1) родственных отношений;

2) факта нахождения на иждивении;

3) факта регистрации рождения, усыновления  (удочерения), брака, расторжения  брака, смерти;

4) факта признания отцовства;

5) факта принадлежности правоустанавливающих  документов (за исключением воинских  документов, паспорта и свидетельств, выдаваемых органами записи актов  гражданского состояния) лицу, имя,  отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица по паспорту или свидетельству о рождении;

6) факта владения и пользования  недвижимым имуществом;

7) факта несчастного случая;

8) факта смерти в определенное  время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;

9) факта принятия наследства  и места открытия наследства;

10) других имеющих юридическое  значение фактов.

С заявлением об установлении перечисленных  выше фактов вправе обратиться любое заинтересованное лицо. Суды могут принимать заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение и рассматривать их в порядке особого производства, при соблюдении определенных условий, если:

а) согласно закону такие факты  порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций);

б) установление факта не связывается  с последующим разрешением спора  о праве, подведомственного суду;

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданско-процессуальное право"