Шпаргалка по "Гражданскому праву и процессу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Гражданско-процессуальное право"

Работа содержит 1 файл

Grazhdanskoe_pravo_150_voprosov_ekzamenatsionnye.doc

— 960.50 Кб (Скачать)

2) если суд, разрешив  вопрос о праве, не указал  размер присужденной суммы, имущества,  подлежащего передаче, или не  указал действий, которые обязан  совершить ответчик;

3) если судом не  разрешен вопрос о судебных  расходах.

Инициаторами дачи разъяснения  судебного решения могут выступать лица, участвующие в деле, судебный пристав-исполнитель (ч. 1 ст. 202 ГПК РФ). Разъяснение непонятно изложенного решения дает суд, постановивший решение по делу.

Отсрочка и рассрочка  исполнения решения, изменение способа  и порядка исполнения решения осуществляется судом, рассмотревшим дело, по заявлению участвующих в деле лиц, судебного пристава-исполнителя, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств дела (ст. 203 ГПК РФ).

Отсрочка исполнения решения предполагает перенесение срока исполнения решения, рассрочка – установление периода, в течение которого долг возмещается частичными платежами в сроки, установленные судебным решением или определением. Изменение способа и порядка исполнения решения означает, что один вид исполнения заменяется другим.

С заявлением об индексации в суд вправе обратиться взыскатель или должник. Для решения вопроса  об индексации суд проводит заседание. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещаются о времени  и месте судебного заседания, но их неявка не является препятствием для разрешения вопроса об индексации взысканных судом денежных сумм. Разрешив вопрос об индексации взысканных денежных сумм, суд выносит определение, которое может быть обжаловано в частном порядке.

 

148. Участие в гражданском процессе органов государственного управления и других лиц, защищающих права, охраняемые законом интересы иных лиц (основания, формы участия)

 

Помимо субъектов, участвующих  в деле, в гражданском процессе выделяется также значительная группа субъектов, защищающих «чужие» интересы. В качестве таковых ГПК РФ выделяет органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждан. ГПК РФ ограничивает право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц случаями, предусмотренными законом и при наличии их просьбы, а также для защиты прав и свобод неограниченного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Именно на этих основаниях участвуют в процессе органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, комитеты по защите прав потребителей. Субъект ст. 46 ГПК РФ при возбуждении гражданского дела связан волей материально заинтересованного лица. Указанные органы следует признавать в процессе заявителями иска, лиц же, чьи интересы защищаются, - истцами.

Закон предоставляет  рассматриваемым субъектам значительный объем прав. Органам государственной власти, местного самоуправления, организациям и гражданам, обращающимся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, предоставлены практически все процессуальные права и обязанности стороны за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по оплате судебных расходов.

Вторая форма участия  в процессе государственных органов  и органов местного самоуправления – дача заключения по делу. Привлечение  указанных органов в процесс  может быть обязательным или факультативным. Так, в обязательном порядке при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей (ст. 78 СК РФ), с усыновлением (ст. 125 СК РФ, ст. 272 ГПК РФ), с признанием гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным (ст. 284 ГПК РФ), с эмансипацией (ст. 288 ГПК РФ), а также иных споров, затрагивающих интересы несовершеннолетних, требуется заключение органа опеки и попечительства. Заключение органов государственной власти и местного самоуправления может потребоваться и в иных случаях.

В письменном заключении органы государственной власти и  местного самоуправления формулируют  свое мнение по делу. Окончательное  заключение формулируется в судебных прениях. Заключение органа государственной  власти, местного самоуправления для  суда не является обязательным. Если же суд не согласился с заключением, он должен обосновать такое несогласие.

149. Участие  прокурора в суде первой инстанции:  основания, формы участия, процессуальное положение

 

Полномочия прокурора  по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются в трех формах:

а) путем обращения  в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, - как в порядке  искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также  по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

б) путем вступления в  процесс для дачи заключения по делам  о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также  в иных случаях, предусмотренных  ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

в) путем подачи апелляционных  представлений на решения мировых  судей, кассационных представлений  на не вступившие в законную силу решения  суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными  правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Поскольку прокурор действует  в процессе в целях защиты прав, свобод и законных интересов лица или лиц, чьи права были нарушены, решающими для движения дела являются решения этих лиц. Отказ прокурора от иска не лишает лицо права рассмотрения дела по существу. И с другой стороны, если гражданин, в интересах которого подан иск, решает отказаться от иска, прокурор не может продолжать отстаивать его интересы, и если это не противоречит закону и не нарушает прав иных лиц, дело подлежит прекращению.

Если прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делу в порядке, предусмотренном  ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, председательствующий после исследования всех доказательств предоставляет ему слово наряду с представителем государственного органа или органа местного самоуправления, дающим заключение по делу.

В судебных прениях прокурор по делам указанной категории  выступает первым (ст. 190 ГПК РФ).

Неявка прокурора, извещенного  о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству  дела.

 

150. Третейские  суды: понятие, виды, компетенция

 

Третейский суд –  постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (ст. 2 федерального закона от 24 июля 2002 года №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»).

Закон «О третейских судах  в Российской Федерации» различает  только два вида третейских судов (ст. 2 Закона):

  • постоянно действующие;
  • образованные сторонами для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующий  третейский суд не является юридическим  лицом и создается при юридическом  лице с целью ведения регулярной деятельности по разрешению споров (ст. 3 Закона «О третейских судах в Российской Федерации»). Судопроизводство в таких судах осуществляется с учетом внутренних правил – уставов, положений, регламентов, в которых закрепляются особенности разрешения споров. В постоянно действующем третейском суде имеется список третейских судей, устанавливается размер третейского сбора, который необходимо оплатить для начала судопроизводства. Каждый постоянно действующий третейский суд самостоятельно устанавливает размер третейского сбора.

Если третейский суд  образуется сторонами, порядок его образования и особенности разрешения спора полностью определяются сторонами. Стороны определяют правила разрешения спора, место и время проведения заседаний, а также по согласованию с избранными ими третейскими судьями устанавливают им размер гонорара.

Объем компетенции третейского  суда закреплен ст. 1 Закона «О третейских судах в Российской Федерации», в соответствии с которой в третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданско-правовых правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Анализ законодательства позволяет утверждать, что третейскому  суду подведомственны любые гражданско-правовые споры, если это не запрещено законодательством  и если спорящие стороны оговорили  передачу спора на разрешение третейского суда путем письменного соглашения. Каких-либо специальных требований к третейскому соглашению закон не предъявляет.



 


Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву и процессу"