1.3
Порядок предоставления
жилого помещения
по договору социального
найма .(учет граждан,
признание их нуждающимися
и малоимущими,
очередность, постановление
в очередь)
Договору
социальному найму жилых помещений посвящены
статьи раздела третьего Жилищного кодекса
РФ от 29.12.2004 г. Данный раздел содержит
две главы, в которых определяются основания
и порядок предоставления жилого помещения
по договору социального найма, а также
устанавливаются основные правила о таком
договоре, конкретизирующие соответствующие
положения Гражданского Кодекса Российской
Федерации. Согласно статьям 671-688 главы
35 Гражданского Кодекса Российской Федерации
в ашей стране установлены нормы о найме
жилых помещений, которые используются
при заключении договоров найма в отношении
объектов, относящихся ко всем видам жилищного
фонда, выделяемым в зависимости от формы
собственности на такие объекты, - частному,
государственному, муниципальному. (см. также гл.
2 раздела I Кодекса).
По
договору найма жилого помещения
одна сторона - собственник жилого
помещения или управомоченное
им лицо (наймодатель) - обязуется
предоставить другой стороне
(нанимателю) жилое помещение за
плату во владение и пользование
для проживания в нем (п. 1 ст.
671 ГК РФ). Нанимателем по такому
договору может быть только
физическое лицо (гражданин Российской
Федерации, иностранный гражданин,
лицо без гражданства). Что касается
юридических лиц, то им жилое
помещение может быть предоставлено
во владение и (или) пользование
на основе договора аренды
или иного договора. При этом
юридическое лицо может использовать
жилое помещение только для
проживания граждан (см. п. 2 ст. 671
ГК РФ).
Приведенное
определение договора найма жилого
помещения является универсальным
и охватывает две разновидности
такого договора.
Первая
- договор коммерческого найма,
предметом которого являются
объекты жилищного фонда, находящиеся
в частной, государственной или
муниципальной собственности и
относящиеся к жилищному фонду
коммерческого использования (в
соответствии с целевой классификацией
видов жилищного фонда, установленной
в ст. 19 Кодекса). Данному виду
договора найма посвящены ст.
671, 673-688 ГК РФ.
Вторая
разновидность указанного договора
- договор социального найма, заключаемый
в отношении только тех объектов,
которые входят в состав государственного
или муниципального жилищного
фонда и относятся к жилищному
фонду социального использования
(о классификации видов жилищного
фонда в зависимости от целей
использования см. ст. 19 Кодекса). Социальному
найму в ГК РФ посвящена
ст. 672, которой, в частности, установлено,
что такой договор заключается
по основаниям, на условиях и
в порядке, предусмотренных жилищным
законодательством. При этом к
договору социального найма жилого
помещения применяются также
правила ст. 674, 675, 678, 680, п. 1-3 ст. 685 ГК
РФ. Кроме того, к указанному виду
договора могут применяться и
другие положения ГК РФ, однако
это возможно только в случаях,
если иное не предусмотрено
жилищным законодательством (о
договоре социального найма см.
также ст. 60 Кодекса).
В
связи с этим новый Кодекс
достаточно детально урегулировал
отношения, связанные с социальным
наймом. Отношения, подобные тем,
которые регламентированы разделом
III Кодекса, прежде регулировались
гл. 1 и 2 раздела III ЖК 1983 г. и
Основами (ст. 11-14, 20, 21 и др.). В этих
правовых актах понятия "наем
жилого помещения", "договор
найма жилого помещения" использовались
не в том общем значении, которое
установлено в настоящее время
ГК РФ, и в основном соответствовали
современному понятию "договор
социального найма жилого помещения"
(см. ст. 60 Кодекса).
Исходя
из приведенных выше положений
ГК РФ, Кодекс устранил данную
терминологическую неточность и
оперирует понятием "договор социального
найма". Кроме того, многие жилищные
отношения, вытекающие из социального
найма, Кодекс урегулировал принципиально
иначе, чем было ранее, в
соответствии с новой системой
социальных, экономических и правовых
отношений, сформировавшихся в
России за последнее десятилетие.
Жилые
помещения, предоставляемые по договорам
социального найма
В
гл. 7 Кодекса сгруппированы правовые
нормы, содержание которых вызывало
немало споров при подготовке
и обсуждении проекта нового
Кодекса. Такие споры вполне
закономерны, поскольку в статьях
данной главы получили юридическое
разрешение наиболее острые и
затрагивающие многих, если не
большинство россиян, вопросы.
Они касаются предоставления
жилых помещений по договорам
социального найма малоимущим
и другим гражданам, признанным
нуждающимися в жилых помещениях,
критериев и оснований, при
наличии которых это возможно,
а также учета таких граждан
и других важных отношений.
Как
уже отмечалось, предметом договора
социального найма могут быть
только те жилые помещения,
которые относятся к государственному
или муниципальному жилищному
фонду. При этом в собственности
государства (Российской Федерации
и ее субъектов), а также муниципальных
образований находятся жилые
помещения различного целевого
назначения - жилищный фонд социального
использования, специализированный
жилищный фонд, индивидуальный жилищный
фонд, жилищный фонд коммерческого
использования (об указанных видах
жилищного фонда см. ст. 19 Кодекса).
В соответствии с целями использования
по договору социального найма предоставляются
жилые помещения из жилищного фонда социального
использования.
Напомним,
что согласно ч. 2 ст. 15 Кодекса
жилым помещением признается
изолированное помещение, которое
является недвижимым имуществом
и пригодно для постоянного
проживания граждан (отвечает
установленным санитарным и техническим
правилам и нормам, иным требованиям
законодательства. Порядок признания
помещения жилым помещением и
требования, которым должно отвечать
жилое помещение, устанавливаются
Правительством РФ в соответствии
с Кодексом, другими федеральными
законами.
К
жилым помещениям относятся: а)
жилой дом, часть жилого дома;
б) квартира, часть квартиры; в)
комната (ст. 16 Кодекса).
Жилым
домом признается индивидуально-определенное
здание, которое состоит из комнат,
а также помещений вспомогательного
использования, предназначенных
для удовлетворения гражданами
бытовых и иных нужд, связанных
с их проживанием в таком
здании.
Квартирой
признается структурно обособленное
помещение в многоквартирном
доме, обеспечивающее возможность
прямого доступа к помещениям
общего пользования в таком
доме и состоящее из одной
или нескольких комнат, а также
помещений вспомогательного использования,
предназначенных для удовлетворения
гражданами бытовых и иных
нужд, связанных с их проживанием
в таком обособленном помещении.
Комнатой
признается часть жилого дома
или квартиры, предназначенная для
использования в качестве места
непосредственного проживания граждан
в жилом доме или квартире.
Категории
граждан, которым жилые помещения
предоставляются по договорам социального
найма
Согласно
ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим
и иным указанным в законе
гражданам, нуждающимся в жилище,
оно предоставляется бесплатно
или за доступную плату в
соответствии с установленными
законом нормами. Именно этот
конституционный принцип во многом
предопределяет содержание статей
гл. 7 Кодекса и многих других
его положений.
Разъясняя
указанную норму Конституции
РФ, специалисты отмечают, что она
закрепляет новую роль государства
и органов местного самоуправления
на рынке жилья. В новой системе
государство и муниципальные
органы тотально не аккумулируют
средства населения для последующего
жилищного строительства и распределения
квартир. Теперь каждый должен
самостоятельно вкладывать средства
в покупку или строительство
жилья, не рассчитывая на решение
своей жилищной проблемы за
счет государственного и муниципального
жилищных фондов. Время новоселья
будет определяться не многими
годами ожидания в очереди
на получение жилья, не решением
органов управления и профкомов,
как было ранее, а доходами
гражданина, материальной возможностью
купить, построить или нанять
жилье. Так будет решаться жилищная
проблема для большинства. Меньшинство,
т.е. малоимущие и другие лица,
указанные в законах, будут
обеспечиваться жильем исходя
из традиционных для отечественного
законодательства принципов: сохраняется
режим предоставления им жилых
помещений в соответствии с
установленными нормами из государственного
или муниципального жилищного
фонда*(2).
Эмоциональная
оценка приведенных рассуждений
может быть различной, однако
необходимо признать, что они
объективно отражают существующую
в современной России экономико-правовую
реальность.
В
соответствии с Кодексом нуждающимися
в жилом помещении могут быть
признаны: а) малоимущие граждане,
б) иные категории граждан,
определенные федеральными законами
и законами субъектов Российской
Федерации (см. ч. 2, 3 ст. 49). Например,
особенности обеспечения жильем
такой категории граждан, как
инвалиды, предусмотрены ст. 17 ФЗ
от 24.11.1995 г. "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации".
Обеспечение жильем инвалидов
войны, участников Великой Отечественной
войны, ветеранов и инвалидов
боевых действий, а также иных
категорий ветеранов осуществляется
с учетом особенностей, предусмотренных
ст. 14-21 ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах"
в редакции ФЗ от 02.01.2000 г. с
последующими изменениями и дополнениями.
Малоимущими
являются граждане, если они признаны
таковыми органом местного самоуправления
с учетом дохода, приходящегося
на каждого члена семьи, и
стоимости имущества, находящегося
в собственности членов семьи
и подлежащего налогообложению,
в порядке, установленном законом
соответствующего субъекта Российской
Федерации.
Установление
порядка определения размера
дохода, приходящегося на каждого
члена семьи, и стоимости имущества,
находящегося в собственности
членов семьи и подлежащего
налогообложению, в целях признания
граждан малоимущими и предоставления
им по договорам социального
найма жилых помещений муниципального
жилищного фонда относится к
компетенции органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации (см. п. 3 ст. 13 Кодекса). Ориентиром
здесь могут служить, например,
положения ФЗ от 05.04.2003 г. "О
порядке учета доходов и расчета
среднедушевого дохода семьи
и дохода одиноко проживающего
гражданина для признания их
малоимущими и оказания им
государственной социальной помощи".
Перечень видов доходов, учитываемых
при расчете среднедушевого дохода
семьи и дохода одиноко проживающего
гражданина для оказания им
государственной социальной помощи был
утвержден постановлением Правительства
РФ от 20.08.2003 г. N 512.
При
признании гражданина малоимущим
должны учитываться не только
размер дохода, приходящегося на
каждого члена семьи, но и
стоимость имущества, принадлежащего
на праве собственности членам
его семьи и подлежащего налогообложению.
Введение такого критерия, как
стоимость семейного имущества,
направлено на обеспечение более
объективного подхода при решении
вопроса о признании лица малоимущим.
Однако
Кодекс в данном случае не
дает ответа на вопрос, кого
можно считать членами семьи.
Это - существенный недостаток
рассматриваемой нормы, поскольку
в результате создаются неоправданные
возможности для расширительного
толкования понятия "члены
семьи" на региональном уровне:
порядок признания гражданина
малоимущим должен определяться
законами субъектов Российской
Федерации (ч. 2 ст. 49 Кодекса). Представляется,
что поскольку в данном случае
мы имеем дело с очевидным
"пробелом" в правовом регулировании,
во избежание неоднозначного
толкования указанного понятия
и ошибок в правоприменении
необходимо по аналогии закона
(см. ч. 1 ст. 7 Кодекса) применять правила
ч. 1 ст. 69 Кодекса, устанавливающие
круг членов семьи нанимателя
жилого помещения по договору
социального найма.
Малоимущим
гражданам, признанным в установленном
порядке нуждающимися в жилых
помещениях, по договору социального
найма предоставляются жилые
помещения в муниципальном жилищном
фонде.
В
соответствии со ст. 156 Кодекса
граждане, признанные в установленном
порядке малоимущими, проживающие
по договору социального найма,
освобождаются от внесения платы
за пользование жилыми помещениями.
Таким образом, указанной категории
граждан жилые помещения по
договорам социального найма
предоставляются в пользование
фактически бесплатно. Однако полезно
обратить внимание на то, что при бесплатном
предоставлении жилого помещения наниматель
освобождается от внесения платы только
за пользование таким помещением, но не
от обязанности оплачивать содержание
и ремонт жилого помещения, а также вносить
коммунальные платежи. Структура платы
за жилое помещение и коммунальные услуги
определена в ст. 154 Кодекса.
Нельзя
не обратить внимание на то,
что согласно ст. 49 Кодекса основания
признания граждан нуждающимися
в жилых помещениях могут устанавливаться
не только Кодексом, но также
другими федеральными законами
и законами субъектов Российской
Федерации. Представляется, что все
такие основания было целесообразно
исчерпывающим образом определить
именно в Кодексе, ограничив
возможность нормотворчества по
этому вопросу. Поскольку это
не сделано, нетрудно предположить,
что люди, нуждающиеся в жилом
помещении по объективным основаниям,
указанным в Кодексе (см. ст. 51),
могут быть "оттеснены" в
очереди на получение жилья
теми категориями граждан, жилищные
интересы которых пролоббированы
на федеральном и региональном
уровнях. А с лоббизмом неразрывно
связана и коррупция в представительных
органах государственной власти.