Земельная реформа в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ земельной реформы, проводимой в современной России.
Раскрытие поставленной цели целесообразно решить посредством решения следующих задач:
1) раскрыть основные цели, задачи, принципы и направления земельной реформы, акцентировав внимание на нормативно-правовое реформирование системы государственного регулирования рынка земли и недвижимости на современном этапе и вопрос о разграничении государственной собственности на землю;

Содержание

Глава I. Основные цели, задачи, принципы и направления земельной реформы…………………………………………………………………………….5
1.1. Нормативно-правовое реформирование рынка земли………………...5
1.2. Разграничение государственной собственности на землю…………..13
Глава II. Создание системы управления земельными ресурсами…………….20
2.1. Приватизация земельных участков……………………………………20
2.2. Оборот земель сельскохозяйственного назначения………………….29
Выводы и предложения………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Земельная реформа в России. Курс..doc

— 202.00 Кб (Скачать)

      В этой ситуации политического пата, когда ни одна из конфликтующих сторон не могла настоять на принятии ее версии закона о земле, законодательную  инициативу стали активно проявлять регионы. Одними из первых легализовали сделки с землей, в том числе ее свободную куплю-продажу, законодатели Саратовской области. На федеральном уровне работа над земельным законодательством вновь активизируется в 2001 году. В январе, с четвертой попытки, Думе удается разблокировать 17-ю главу Гражданского кодекса, регулирующую порядок осуществления сделок с землей, — правда, в компромиссном варианте, исключающем из сферы ее действия сельскохозяйственные земли. Президиум Госсовета обсуждает вопросы земельной реформы и поручает министерству Грефа подготовить новый проект Земельного кодекса. При отчаянном сопротивлении фракции КПРФ и левого крыла аграриев этот правительственный законопроект летом - осенью 2001 года был принят Государственной думой в трех чтениях и подписан Президентом РФ.

      Принятый  Земельный кодекс сохраняет принцип  деления земель на семь категорий (земли  сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности, лесного, водного  фонда, особо охраняемых территорий и объектов, земли запаса), устанавливая правила их оборота и пользования, кроме сельскохозяйственных земель. В действительности Кодекс вводит в гражданский оборот лишь земли промышленности и поселений — иначе говоря, чуть более двух процентов всего земельного фонда страны. В то же время необходимо подчеркнуть, что именно эти категории земель являются наиболее экономически значимыми7. Кроме того, Кодекс содержит несколько важных нововведений. Прежде всего, он объявляет принцип единства объекта недвижимого имущества, т. е. строения и земельного участка, на котором оно стоит. В соответствии с этим принципом промышленные предприятия получили возможность выкупать занимаемые ими земельные участки (порядок осуществления этих операций и стоимость участков также определены в Кодексе).

      Для поддержания стабильности землепользования Кодекс сохраняет права собственности граждан и юридических лиц, которым оно было предоставлено ранее. Предусматривается также возможность однократного бесплатного переоформления в частную собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков (на правах постоянного пользования и пожизненного наследуемого владения). Граждане, владеющие земельными участками на правах аренды, имеют преимущественное право на их покупку. В Кодексе также разграничены формы государственной собственности на землю (федеральная, муниципальная и собственность субъектов Федерации) и определены функции органов власти, представляющей интересы публичных земельных собственников.

      Таким образом, в соответствии с Земельным  кодексом РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципалитеты. При этом в отношении иностранных граждан устанавливаются права и обязанности наравне с гражданами РФ, кроме специально оговоренных случаев (в частности, они не могут владеть земельными участками на приграничных территориях).

      Не  запрещая куплю-продажу земель сельскохозяйственного  назначения, Земельный кодекс предусматривал ее регулирование при помощи специального федерального закона. Работа над ним началась сразу после принятия Кодекса. Ей предшествовало необычайное обострение политических противоречий — как между различными фракциями, так и между центром и периферией. Наконец в июле 2002 года был принят внесенный правительством компромиссный вариант закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»8, который носил «рамочный» характер и наделял широкими властными полномочиями по созданию рынка земли субъекты Федерации. Предполагалось, что законодательные собрания регионов примут соответствующие законы и определят сроки их введения исходя из своих природно-климатических, культурных, социально-экономических особенностей.

      Учитывая  неравномерное распределение земель, законодательным органам субъектов  Федерации было также делегировано право устанавливать минимальные и максимальные пределы сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в частной собственности одного гражданина и членов его семьи. Оговаривалось, что минимальный предельный размер такого участка не может составлять менее 10 процентов общей площади угодий в границах одного административно-территориального образования. С учетом специфики данного вида земель закон устанавливает особый правовой режим осуществления различных операций с земельными участками сельскохозяйственного назначения (залог, аренда, купля-продажа), предусматривая ряд оснований для ограничения их оборота. Наибольшие возражения вызвала норма, согласно которой при продаже участка земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки имеют субъекты РФ и органы местного самоуправления. Закон также вводит ограничения на изменение целевого использования таких земель, допуская их перевод в другую категорию только по решению органов исполнительной власти субъектов РФ или правительства.

      Наряду  с законами «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю» закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по замыслу его разработчиков, должен составить основу формирования экономической и правовой системы гражданского оборота земельных участков. Он знаменует новый этап земельной реформы, главной целью которой становится концентрация земель в руках эффективных собственников. 
 

1.2. Разграничение государственной  собственности на  землю 

      Проблема  разграничения государственной  собственности на землю стала  центральной в новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации, который базируется на принципе разграничения  государственной собственности  на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской федерации и собственность муниципальных образований. Правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю установлены Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю"9.

      Российская  Федерация как субъект гражданских  и земельных отношений имеет  определенную специфику. В научной  литературе отмечается "двуличность" этого субъекта права. Так, Российская Федерация рассматривается в  двух качествах: как регулятор земельных отношений в отношении всех земель, находящихся под ее юрисдикцией, и как собственник земельных участко10. В связи с этим интересным является рассмотрение вопроса об особенностях правового положения объектов, находящихся в федеральной собственности, в частности о земле и земельных участках.

      В качестве объектов земельных отношений  Земельный кодекс РФ определяет не только земельные участки и части  земельных участков, но и землю  как природный объект и природный  ресурс. Является ли земля объектом права собственности? Этот вопрос актуален для всех субъектов прав на землю, но особенно для такого собственника, как государство. Право собственности государства на землю рассматривается в контексте его тесной связи с правом территориального верховенства. Иногда понятия "земля" и "территория" употребляются как имеющие одно значение. Полагаем, что полностью ставить знак равенства между этими понятиями нельзя. Как отмечает О.И. Крассов, право территориального верховенства касается сферы международных отношений, а не отношений собственности на землю и иные природные ресурсы. Поэтому право территориального верховенства не связано с правом государственной собственности на природные ресурсы, в том числе на землю11.

      С определенной точки зрения норма  о презумпции государственной собственности на землю, введенная Гражданским кодексом РФ (п. 2 ст. 214): "Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью" - закрепляет власть государства-суверена на землю как территорию. Считаем, что указанная норма носит конституционно-правовой аспект и не означает фактического возникновения права собственности у Российской Федерации и ее субъектов.

      В настоящее время получило широкое  признание мнение о том, что нормы, относящиеся к праву собственности, составляют комплексное правовое образование. Нормы о праве собственности можно найти в законах и иных правовых актах самой различной отраслевой принадлежности - Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов и множестве других. По мнению Сергеева А. П., право государственной и муниципальной собственности реализуется в правоотношениях самой различной отраслевой принадлежности12. Нормативно закрепленное положение о том, что земля является объектом земельных отношений, разделяют не все специалисты земельного права. О.И. Крассов высказывает мнение, что "земля как природный объект, как природный ресурс не может быть ни объектом земельных отношений, ни отношений собственности, ни каких-либо иных отношений. Объектом земельных отношений всегда является какая-то юридическая категория, отражающая наиболее характерные юридически значимые признаки соответствующего объекта природы... Объектом таких отношений является индивидуализированная часть земли, то есть конкретный земельный участок"13.

      Анализ  гражданского и земельного законодательства позволяет выделить несколько значений понятия "земля". В основном понятия "земля" и "земельный участок" употребляются как синонимы. Статья 15 Земельного кодекса РФ называется "Собственность на землю граждан и юридических лиц", в самой же статье используется понятие "земельные участки". В качестве объекта государственной собственности определены "земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований" (п. 1 ст. 16 ЗК РФ). Гражданский кодекс РФ (гл. 17) в этом отношении более последователен, используя в основном понятие "земельный участок".

      Отсутствие  четкого разделения этих понятий можно проследить в учебной и научной литературе. Например, разделы учебников по земельному праву озаглавлены как "Право собственности на землю", в содержании же указанных глав используются понятия и "земля", и "земельный участок". При этом невозможно выделить критерий, по которому используется то или иное понятие. Можно предположить, что в этих случаях земля - это определенная совокупность земельных участков.

      Второе  значение понятия "земля" содержится в том же ЗК РФ, где специально отмечено, что объектом земельных отношений является "земля, как природный объект и природный ресурс". Исходя из буквального смысла указанной нормы, земля выступает в качестве объекта только как природный объект и природный ресурс, но не как объект недвижимости и объект права собственности. Это положение не согласуется с остальными нормами Кодекса. Например, в качестве принципа правового регулирования земельных отношений установлено, что "регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю" (ст. 1 ЗК РФ). Таким образом, закреплена неразрывность представлений о земле как о природном ресурсе, природном объекте и недвижимом объекте. И "земля", и "земельный участок" являются природным ресурсом, природным объектом и недвижимым имуществом одновременно. В связи с использованием земли как недвижимого объекта и объекта права земля не перестает быть природным объектом и наоборот.

      В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»14 все земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков подлежат государственному учету. В перспективе в Российской Федерации не должно остаться неучтенной земли. Вся земля в пределах нашего государства будет совокупностью земельных участков. Земли, не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, муниципальных образований, подлежат разграничению в порядке, определенном указанным Законом.

      Можно предположить, что земельный фонд в России включает помимо земельных  участков как объектов права собственности и некие земли, являющиеся исключительно природным объектом и природным ресурсом, возникновение права собственности на которые невозможно. Речь идет, скорее всего, о землях, изъятых из оборота. Возможно ли возникновение права собственности на такие земли? Исходя из определения земли только как природного ресурса и природного объекта, именно "земли" не являются объектом права собственности и именно они изымаются из оборота.

      Сравнительный анализ перечня земельных участков, изъятых из оборота в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ, и земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", показывает, что закон допускает возможность включения земельных участков, изъятых из оборота, в перечень объектов права собственности. Последний законодательный акт прямо устанавливает необходимость возникновения права собственности Российской Федерации на земельные участки, как ограниченные в обороте, так и изъятые из оборота. Например, в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 27 ЗК РФ исключаются из оборота земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками. Такая же группа земельных участков определена для разграничения государственной собственности на землю и будет являться объектом права собственности Российской Федерации - "основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав... земель особо охраняемых природных территорий федерального значения" (ст. 3 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю").

Информация о работе Земельная реформа в России