Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ земельной реформы, проводимой в современной России.
Раскрытие поставленной цели целесообразно решить посредством решения следующих задач:
1) раскрыть основные цели, задачи, принципы и направления земельной реформы, акцентировав внимание на нормативно-правовое реформирование системы государственного регулирования рынка земли и недвижимости на современном этапе и вопрос о разграничении государственной собственности на землю;
Глава I. Основные цели, задачи, принципы и направления земельной реформы…………………………………………………………………………….5
1.1. Нормативно-правовое реформирование рынка земли………………...5
1.2. Разграничение государственной собственности на землю…………..13
Глава II. Создание системы управления земельными ресурсами…………….20
2.1. Приватизация земельных участков……………………………………20
2.2. Оборот земель сельскохозяйственного назначения………………….29
Выводы и предложения………………………………………………………….34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Основные
цели, задачи, принципы и направления земельной
реформы……………………………………………………………
1.1. Нормативно-правовое реформирование рынка земли………………...5
1.2. Разграничение государственной собственности на землю…………..13
Глава II. Создание системы управления земельными ресурсами…………….20
2.1. Приватизация земельных участков……………………………………20
2.2. Оборот земель сельскохозяйственного назначения………………….29
Выводы и предложения…………………………
Список
использованной литературы…………………………………………....
Введение
Осуществление земельных реформ в России сводило их лишь к продовольственной проблеме и мало затрагивало правовое решение земельных вопросов и укрепление статуса крестьянства - носителя, свидетеля и хранителя управленческой практики регулирования отношений в социальных и экономических системах.
Государственно-правовое рассмотрение земельных реформ обусловлено необходимостью формирования в Российской Федерации гражданского общества и правового демократического государства. Реалии новой России требуют разрешения многовековой несправедливости в отношениях к крестьянской земле, полномасштабного исследования роли права и государства в процессе проведения земельных реформ с целью выработки эффективного механизма регулирования земельных отношений и отражения их в правовой системе.
Развитие
земельно-правовых отношений и анализ
практики управления в области сельского
хозяйства — комплексная
Цель курсовой работы – анализ земельной реформы, проводимой в современной России.
Раскрытие поставленной цели целесообразно решить посредством решения следующих задач:
1) раскрыть основные цели, задачи, принципы и направления земельной реформы, акцентировав внимание на нормативно-правовое реформирование системы государственного регулирования рынка земли и недвижимости на современном этапе и вопрос о разграничении государственной собственности на землю;
2) проанализировать создание системы эффективного управления земельными ресурсами, обратив особое внимание на оформление прав на земельные участки и оборот земель сельскохозяйственного назначения;
3) сформулировать выводы и предложения в результате проведенной работы.
Объект исследования - земельная реформа в России и ее государственно-правовое регулирование.
Предмет исследования – экономическое и правовое развитие земельных отношений в соответствии с проводимой земельной реформой.
Основным источником для написания настоящего исследования стали законодательные акты, регулирующие вопросы реформирования земельных отношений: Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также комплекс федеральных законов.
Анализ
правового регулирования
Итак,
к середине 90-х гг. сложилась многоуровневая
система земельного законодательства.
Такое состояние законодательства осложнило
и запутало правоприменительную деятельность,
стало тормозом на пути дальнейших преобразований
и требовало создания единого кодифицированного
акта. В связи с принятием в 1993 г. Конституции
Российской Федерации, многие положения
Земельного кодекса 1991г. устарели и были
признаны недействующими. Все это обусловило
необходимость разработки нового Земельного
кодекса Российской Федерации.
Глава I. Основные цели, задачи, принципы и направления
земельной
реформы
1.1.
Нормативно-правовое
реформирование рынка
земли
Основной целью земельной реформы в постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частной собственности. Для легализации такого необходимого элемента рыночной экономики, как гражданский оборот земель, потребовалось более 10 лет дискуссий, расколовших общество и законодателей. Особенно ожесточенные дебаты между сторонниками и противниками коммерциализации земли велись по вопросу о землях сельскохозяйственного назначения.
Известно, что в советский период союзное государство обладало монополией собственности на землю, возникшей в результате ее национализации и закрепленной в Конституции СССР: В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Первая попытка изменить эти положения была предпринята в конце 1980-х годов в рамках реформирования социалистической системы. Закон «О собственности в СССР» и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, вступившие в силу в 1990 году, ликвидировали монополию союзного государства, вводя множественность субъектов права (публичных) и многообразие форм собственности на землю1. И хотя разработчикам Основ не удалось легализовать понятие частной собственности, в результате политического компромисса был введен институт пожизненного наследуемого владения землей, являвшийся по сути завуалированной формой ограниченного права частной собственности.
Официальный старт денационализации земли и земельной реформы в Российской Федерации был дан 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с новым Земельным кодексом, принятым в 1991 году, и законом «О плате за землю»2 они создали правовую базу для возникновения различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной. Закрепляя институт пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей, эти законы предусматривали также возможность приобретения участков земли в частную собственность. В то же время речь в них шла только об ограниченном праве собственности, поскольку земля была исключена из гражданского оборота и был введен мораторий на куплю-продажу, дарение и иные сделки с земельными участками (за исключением садовых, дачных и приусадебных) сроком на 10 лет.
На этом начальном этапе реформы основной задачей правительства было перераспределение земельного фонда в пользу граждан и создание нового типа сельскохозяйственных производителей — индивидуальных фермерских хозяйств. С целью развития фермерского движения в начале 1991 года Советом Министров РСФСР были приняты соответствующие постановления, определившие меры помощи и содействия фермерским хозяйствам, включая и финансовую помощь в размере одного миллиарда рублей (так называемый «силаевский миллиард»). Однако, вопреки ожиданиям, массового исхода крестьян из коллективных хозяйств не произошло. Те, кто решился вести индивидуальное хозяйство, столкнулись с немалыми трудностями: часто им выделялись не самые качественные или неудобно расположенные земельные участки, не было кредитов, не хватало техники. Начинающие фермеры испытывали противодействие и негативное отношение не только со стороны колхозных и местных властей, но и самих колхозников. Со временем государственная поддержка фермеров практически сошла на нет, многие из вновь созданных индивидуальных хозяйств разорялись и банкротились. Основной рост фермерства наблюдался в период с 1992 по 1994 год, когда число хозяйств возросло с 49 до 270 тысяч, а в 1996 году оно достигло своего «пика»: 279,1 тысячи фермерских хозяйств, располагающих 12 001 гектаром сельхозугодий. Затем это число стало сокращаться при некотором возрастании общей площади земельных наделов (в 2000 году насчитывалось 264,6 тысячи хозяйств, располагающих 14 484 гектарами земель)3.
С
целью ускорения аграрных преобразований
в 1991 году был издан указ президента
«О неотложных мерах по осуществлению
земельной реформы в РСФСР» и
ряд постановлений
В основу приватизации сельскохозяйственных земель и иной собственности коллективных хозяйств был положен принцип социально справедливого уравнительного распределения, в рамках которого предусматривалась передача на безвозмездной основе в собственность членам трудовых коллективов, а также работникам социальной сферы села и пенсионерам усредненных земельных долей и имущественных паев. В результате этих преобразований собственниками земельных долей стали около 12 миллионов бывших колхозников и работников совхозов, однако это право собственности долгое время оставалось виртуальным — в натуре земельные доли не выделялись, не было ясности и в вопросе о том, как крестьяне могут реально ими распорядиться.
В отсутствие соответствующих федеральных законов отношения по использованию земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных предприятий, регулировались почти исключительно на основании указов президента и постановлений правительства. В соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» владельцы долей должны были получить документы, удостоверяющие их права на земельные участки, и принять решение по их использованию4. Они получали право передавать долю по наследству, получать земельные участки в натуре при выходе из хозяйства, вносить их в уставный капитал сельскохозяйственных предприятий, сдавать в аренду, продавать и покупать. В последующих указах президента и постановлениях правительства подтверждались права крестьян на земельные доли и устанавливался порядок их использования, при котором разрешались практически все виды операций с землей, включая ее куплю-продажу. Однако в действительности процесс регистрации права на земельные доли и заключения договоров по сделкам с землей шел крайне медленно.
К середине 1995 года многие субъекты РФ из политических или иных соображений задерживали (а некоторые и вовсе не начинали) выдачу свидетельств на земельные доли. При этом местными законодателями нередко вводились дополнительные ограничения на сделки с землей. К 1995 году свидетельства на земельные доли получили около 70 процентов собственников; к 2000 году, по данным Госкомзема России, — 91,2 процента, из которых около 2/3 распорядились правами на свои земельные доли5.
К середине 1990-х годов в земельном законодательстве сложилась довольно парадоксальная ситуация. Основной массив норм, регулирующих земельные отношения, содержался в пакете указов президента и постановлений правительства 1992–1993 годов, изданных в условиях противоборства между исполнительной и законодательной ветвями власти. Эти нормативные акты, отменявшие бoльшую часть статей Земельного кодекса РСФСР и снимавшие мораторий на сделки с землей, содержали наиболее либеральные нормы, не запрещавшие практически никаких операций с землей. Полные права собственности на землю были также провозглашены в положениях Конституции РФ и развиты в регулирующей сделки с землей 17-й статье нового Гражданского кодекса6. Однако президентские указы, по мнению многих законодателей, не отражали степени достигнутого согласия в обществе по вопросу о гражданском обороте земель; 17-я глава Кодекса была заморожена и должна была вступить в силу лишь после принятия нового Земельного кодекса.
История принятия этого правового акта стала, возможно, наиболее драматичной законодательной коллизией за всю работу Государственной думы. Начавшись уже в 1993 году, работа над новым Земельным кодексом продолжалась в течение восьми лет. Летом 1994 года в нижнюю палату парламента Правительством РФ и фракцией «Выбор России» были внесены два законопроекта, но ни один из них не набрал необходимого числа голосов.
В 1995 году состоялось новое
голосование по