Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:12, курсовая работа
Целью настоящего исследования является рассмотрение наиболее важных теоретических и практических проблем, касающихся способов защиты деловой репутации юридических лиц. В работе поставлен вопрос о целесообразности применения понятия «честь» к юридическим лицам.
Для достижения указанной цели решены следующие задачи:
1) уяснение понятия и сущности нематериальных благ как института гражданского права;
2) определение места деловой репутации юридических лиц в системе нематериальных благ;
3) исследование внесудебных способов защиты деловой репутации юридических лиц;
Введение 3
Глава I Общая характеристика нематериальных благ в институте защиты деловой репутации юридических лиц
§1 Понятие, виды, значение нематериальных благ
§2 Деловая репутация юридического лица
Глава II Способы защиты деловой репутации юридических лиц
§ 1 Внесудебная защита деловой репутации юридического лица
§2 Защита чести и деловой репутации юридических лиц в гражданском и арбитражном судопроизводствах
Заключение
Список использованной литературы
2 Защита деловой репутации
Наиболее эффективным способом защиты деловой репутации юридических лиц от диффамации является обращение в суд.
Анализ актуальной судебной практики свидетельствует о росте количества дел по искам о защите деловой репутации. Безусловно, в абсолютном исчислении их сложно сравнивать с делами по искам о взыскании долга по договорам или об оспаривании договоров, однако тенденция увеличения количества исков, в которых юридические лица и индивидуальные предприниматели требуют защиты от диффамации, налицо.
Дела рассматриваемой категории не оставались без внимания высших судебных инстанций: в 1999 году Президиумом ВАС РФ был утвержден "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации», в 2005 году принято постановление Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 года N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». Данные акты уже упоминались нами ранее.
Вместе с тем нельзя игнорировать «возраст» Обзора Президиума ВАС РФ и то, что в нем разрешены далеко не все вопросы; изменившееся арбитражное процессуальное законодательство и новые правоприменительные проблемы (при явной недостаточности законодательной регламентации порядка защиты деловой репутации), а также наметившуюся трансформацию позиции ВАС РФ в отношении возмещения нематериального вреда по искам юридических лиц и предпринимателей и т.д. Исходя из этого арбитражные суды подготавливают обобщения судебной практики по делам данной категории, которые представлены на сайте ВАС РФ31. Некоторые из них будут исследованы нами.
В рамках данного параграфа считаем важным остановиться на вопросах подведомственности дел о защите деловой репутации юридических лиц, на некоторых аспектах подачи искового заявления, обстоятельствах, входящих в предмет доказывания, а так же определить категорию ответчиков, проиллюстрировав их конкретной правоприменительной практикой.
Проблемы подведомственности дел о защите деловой репутации решены в пп. 10-13 Обзора Президиума ВАС РФ. Однако учитывая, что с момента его утверждения произошли серьезные изменения арбитражного процессуального и гражданского процессуального законодательства, содержащиеся в них положения требуют дополнительных пояснений.
В п. 5 постановления Пленума
ВАС РФ от 9 декабря 2002 года N 11 "О
некоторых вопросах, связанных с
введением в действие Арбитражного
процессуального кодекса
Разграничение деловой репутации на связанную и не связанную с предпринимательской деятельностью, проведенное в начале настоящей работы, в полной мере реализуется в процессуальных положениях.
В частности, в п. 5 ч. 1, ч. 2
ст. 33 АПК РФ определено, что дела
о защите деловой репутации, возникающие
в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности,
подведомственны арбитражным
Данные положения нашли подтверждение в п. 13 Обзора Президиума ВАС РФ.
Аналогичные выводы содержатся
в Обобщении АС Свердловской области,
а также в Обзоре АС Амурской области.
Если распространенные сведения связаны
с исполнением государственными
(муниципальными) органами или учреждениями
публично-правовых функций, которые
не относятся к
Федеральное государственное
учреждение обратилось с иском к
редакции газеты о защите деловой
репутации. В обоснование иска истец
ссылался на то, что изложенные в
газетной публикации сведения о неудовлетворительной
работе санитарно-эпидемиологической
службы не соответствуют
В п. 12 Обзора Президиума ВАС РФ получил освещение иной аспект - недопустимость рассмотрения арбитражным судом требований юридического лица в части защиты деловой репутации его работников.
Соглашаясь с верностью такого подхода, полагаем, нужно дифференцированно подходить к решению вопроса о допустимости защиты в арбитражном суде деловой репутации лиц, работающих по контракту в коммерческих организациях, по нескольким причинам.
Во-первых, трудовые отношения,
возникающие между организацией
и работником, осуществляющим трудовую
функцию, отличаются от отношений между
организацией и управляющим (руководителем,
менеджером), выполняющим функцию
органа организации. Во-вторых, очевидно,
что деловая репутация
Таким образом, в арбитражных судах допустимо рассмотрение дел о защите деловой репутации руководителя (менеджера) организации, если речь идет о защите его деловой репутации именно в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности32.
Если речь идет о распространении сведений о частной жизни упомянутых лиц, даже при том что эти сведения порочат их деловую репутацию, такие дела подведомственны судам общей юрисдикции. Это положение распространяется на публичные фигуры, под которыми в силу Резолюции 1165 (1998) Парламентской Ассамблеи Совета Европы о праве на неприкосновенность частной жизни понимаются те лица, которые занимают государственную должность и (или) пользуются государственными ресурсами, а также все те, кто играет определенную роль в общественной жизни, будь то в области политики, экономики, искусства, социальной сфере, спорте или в любой иной области33.
В то же время дела о защите
деловой репутации
Сказанное позволяет считать
не соответствующим действующему законодательству
подход, сформулированный в п. 11 Обзора
Президиума ВАС РФ (производство по
делу подлежит прекращению, если в ходе
судебного разбирательства
Думается, что зависимость
деловой репутации акционерного
общества от деловой репутации его
менеджмента позволяет
В силу изложенного безусловной поддержки заслуживает тезис п. 13 Обобщения АС Свердловской области: сведения порочащего характера, распространенные в отношении лиц, выполняющих функции органов юридического лица, признаются сведениями, порочащими само юридическое лицо; в этом случае истцом по иску о защите деловой репутации вправе выступать само юридическое лицо и дело подведомственно арбитражному суду.
В то же время нельзя не отметить момент, отраженный в Обобщении ФАС Волго-Вятского округа: само по себе указание в публикации должностных лиц организации не наносит вреда деловой репутации юридического лица.
Несколько слов необходимо сказать в отношении формулирования в исковом заявлении требований о защите деловой репутации.
Обращаясь с исковыми требованиями,
заинтересованные лица нередко не уточняют,
какие именно распространенные сведения
порочат их деловую репутацию, требуя,
по сути, опровержения текста всей статьи,
прозвучавшего в эфире
И. Кашкарова и Г. Макорта отмечают, что обязанностью истца является указание на то, какие конкретно из распространенных сведений не соответствуют действительности и являются порочащими34, а также когда, кем и как они были распространены.
При конкретизации в исковом заявлении сведений, которые, по мнению истца, не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию истца, ему нужно ссылаться не на оценочное суждение или мнение журналиста, ведущего, комментатора и прочее, а на положенные в основу этих суждений утверждения о фактах (даже если они изложены в предположительной манере).
Так, если в статье сказано: с "данным обществом не следует иметь дела, поскольку, как говорят, оно нередко обманывает своих партнеров", опровержения можно требовать только в отношении утверждения о том, что это общество "нередко обманывает партнеров". Это утверждение о факте, допускающее его проверку на предмет соответствия действительности. Вывод о том, что с данным обществом "не следует иметь дела", - исключительно оценочное суждение и требовать его опровержения бесперспективно (хотя допустима публикация ответа на него, о чем уже говорилось). А, например, в указании на то, что "продукция этого производителя не соответствует требованиям, поэтому ее употребление, по крайней мере, не принесет пользы", утверждением о факте будет то, что "продукция этого производителя не соответствует требованиям". Оно допускает проверку соответствия его действительности, тогда как вывод о том, что "употребление, по крайней мере, не принесет пользы", есть оценочное мнение35.
Ошибка истца в формулировании иска в этой части способна привести к отказу суда удовлетворить исковые требования по тому мотиву, что оценочное мнение не подлежит опровержению в судебном порядке. Такие случаи в судебной практике нередки.
Обязанностью истца является и представление текста опровержения, которое должно быть опубликовано (или распространено иным образом, совпадающим с распространением порочащих сведений). При этом истцу надлежит учитывать требования к опровержению, установленные ст. 44 Закона о СМИ, оговоренные нами в предыдущем параграфе.
Обязанность истца представить текст опровержения специально упомянута в п. 7 Обзора 17-го ААС (со ссылкой на п. 17 постановления Пленума ВС РФ N 3): если истец обратился в суд с требованием о публичном опровержении сведений, порочащих его деловую репутацию, не представив при этом текст опровержения, суду необходимо предложить истцу уточнить заявленные требования в части содержания текста опровержения.
В связи с этим сегодня
не может сохранять актуальность
позиция, сформулированная в п. 10 Обзора
Президиума ВАС РФ о том, что исковые
требования не подлежат рассмотрению
в арбитражном суде, если опубликованные
сведения имеют автора. Данный вывод
находит подтверждение в
Постановление Пленума ВС РФ N 3 (п. 9) исходя из предписаний ст. 152 ГК РФ распределяет бремя доказывания по делам данной категории следующим образом:
- истец обязан доказать,
во-первых, факт распространения
сведений лицом, к которому
предъявлен иск, а во-вторых, порочащий
его деловую репутацию
- ответчик с учетом
существующей презумпции
Данная позиция отражена
и в п. 5 Обзора Президиума ВАС
РФ, где в качестве примера описывается
ситуация, когда ответчик освобождается
от бремени представления
В литературе не раз отмечалось,
что арбитражные суды нередко
необоснованно расширяют
Информация о работе Защита деловой репутации юридических лиц