Защита деловой репутации юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является рассмотрение наиболее важных теоретических и практических проблем, касающихся способов защиты деловой репутации юридических лиц. В работе поставлен вопрос о целесообразности применения понятия «честь» к юридическим лицам.
Для достижения указанной цели решены следующие задачи:
1) уяснение понятия и сущности нематериальных благ как института гражданского права;
2) определение места деловой репутации юридических лиц в системе нематериальных благ;
3) исследование внесудебных способов защиты деловой репутации юридических лиц;

Содержание

Введение 3

Глава I Общая характеристика нематериальных благ в институте защиты деловой репутации юридических лиц
§1 Понятие, виды, значение нематериальных благ
§2 Деловая репутация юридического лица

Глава II Способы защиты деловой репутации юридических лиц
§ 1 Внесудебная защита деловой репутации юридического лица
§2 Защита чести и деловой репутации юридических лиц в гражданском и арбитражном судопроизводствах

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа4курс.docx

— 65.94 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение                                                                                                    3

 

Глава I Общая характеристика нематериальных благ в институте защиты деловой  репутации юридических лиц                                        

§1 Понятие, виды, значение нематериальных благ                           

§2 Деловая репутация юридического лица                                        

 

Глава II Способы защиты деловой репутации юридических лиц   

§ 1 Внесудебная защита деловой  репутации юридического лица      

§2 Защита чести и деловой репутации  юридических лиц в гражданском  и арбитражном судопроизводствах                                      

 

Заключение                                                                                          

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Общепризнано, что для  правового государства характерно наличие высокого уровня обеспеченности прав и свобод человека, верховенство общечеловеческих ценностей. Правовая система, следуя международным стандартам, современному пониманию демократии и правового государства, провозгласила  в качестве своей основной цели их осуществление и соблюдение. Особенное  место среди них отводится  нематериальным благам, принадлежащим  как гражданам, так и юридическим  лицам.

Сегодня наблюдается значительный рост интереса к институту защиты деловой репутации юридических  лиц, о чем говорит постоянно  увеличивающееся количество дел  о защите деловой репутации, рассматриваемых  в арбитражных судах.

Жесткая конкуренция делает хозяйствующие субъекты весьма уязвимыми, поэтому они остро нуждаются  в правовом механизме, который обеспечил  бы возможность нормального их функционирования и развития, подразумевающего, в  том числе, возможность правильного, не искаженного формирования общественного  мнения об этом субъекте. По нашему мнению, это и есть формирование деловой  репутации, которая, есть ни что иное, как один из видов нематериальных активов, непосредственно влияющих на стоимость фирмы.

Очевидно, что в связи с дальнейшим развитием рыночных отношений в России, интерес к указанному институту будет постоянно расти.

Не смотря на то, что темой  данной работы является защита чести и деловой репутации юридических лиц, мы бы хотели уделить внимание лишь последнему институту. Применение понятия «честь» к юридическому лицу, допускалось советским правом, современные законодатель и правоприменитель данную позицию не разделяют. В правовой доктрине, тем не менее, встречаются точки зрения о том, что к юридическому лицу, не смотря на абстрактность его конструкции применимо понятие чести, так как оно всегда представлено своим руководителем - физическим лицом. Мы полагаем, что данное предложение не имеет под собой четкой аргументации, ведь руководитель юридического лица - это его орган управления, а значит часть его структуры. Следовательно, мы не можем говорить о наличии у юридического лица чести и права на ее защиту и оставляем за собой прерогативу на сужение темы исследования.

Увы, не смотря на значимость института деловой репутации юридических лиц, регулирующие его правовые нормы далеки от совершенства. Гражданское законодательство не определяет виды и содержание отношений, предметом которых является деловая репутация организации, не содержит ее легального определения и признаков, не закрепляет меры имущественной ответственности в случае умаления деловой репутации организации.

Существующая сегодня  судебная практика носит весьма противоречивый характер, а правовая позиция Конституционного Суда РФ, допускающая возможность  компенсации нематериальных убытков (неимущественного вреда), пока не всегда находит отражения в конкретных судебных актах. Эти и другие вопросы вызывают у нас определенный интерес к данной теме.

Актуальность работы определяется недостаточностью гражданско-правового регулирования исследуемых отношений, необходимостью выработки четких правовых норм опосредующих данный институт.

Цивилистическая наука вносит и должна вносить свой вклад в решение этих проблем и способствовать укреплению защиты всех нематериальных благ, в том числе таких значимых, как честь, достоинство и деловая репутация.

Теоретической основой настоящего исследования стали работы Потапенко С.Е. A.M. Беляковой, С.И. Братуся, О.Н. Ермоловой, В.М. Жуйкова, О.С. Иоффе, Л.О. Красавчиковой, О.А. Красавчикова, В.Д. Костюка, Л.А. Майданника, Н.С. Малеина, М.Н. Малеиной, Н.И. Матузова, Е.А. Михно, Н.А. Придворова, О.А. Пешковой, СВ. Потапенко, В.А. Рясенцева, А.П. Сергеева, В.Т. Смирнова, А.А. Собчака, Е.В. Смиренской, М.А. Степанова, В.А. Тархова, Е.А. Флейшиц, М.Л. Шеллюто, М.Я. Шиминовой, А.В. Шичанина, A.M. Эрделевского, К.Б. Ярошенко и других авторов.

Целью настоящего исследования является рассмотрение наиболее важных теоретических и практических проблем, касающихся способов защиты деловой репутации юридических лиц. В работе поставлен вопрос о целесообразности применения понятия «честь» к юридическим лицам.

Для достижения указанной  цели решены следующие задачи:

1) уяснение понятия и  сущности нематериальных благ  как института гражданского права;

2) определение места деловой репутации юридических лиц в системе нематериальных благ;

3) исследование внесудебных способов защиты деловой репутации юридических лиц;

4) рассмотрение вопросов, связанных с защитой деловой репутации в арбитражном и гражданском судопроизводствах.

Объектом исследования является общественные отношения, регулирующие порядок и способы защиты деловой репутации юридических лиц.

Предметом исследования является законодательство опосредующее институт деловой репутации юридических лиц и ее защиты, судебная практика Российской Федерации, по вопросам, возникающим в связи с осуществлением способов защиты деловой репутации юридических лиц.

Методы исследования. Для реализации поставленной цели и решения указанных задач методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания. Помимо него использовались общие методы, такие как логический, исторический, системный, сравнительный, а также частные методы познания: сравнительно-правовой, технико-юридический, нормативный, коллизионный. Комплексный характер работы обусловил сочетание указанных методов.

Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами, состоит из введения, двух глав, включающих, в себя четыре параграфа, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Общая характеристика нематериальных благ в институте защиты деловой  репутации юридических лиц.

§1 Понятие, значение, виды нематериальных благ.

Нематериальные блага - важнейший элемент любой правовой системы. То, насколько развит и гарантирован данный институт в правовой системе государства можно судить о его отношении к правам и свободам граждан. Как правило, законодательство стран с демократическим политическим режимом отличается высоким уровнем защиты нематериальных благ граждан и юридических лиц.

Правовые нормы, действующие  в Российской Федерации, рассматривают нематериальные блага как разновидность объектов, по поводу которых могут возникать гражданские правоотношения, при этом, не давая им легального определения. В юридической литературе под нематериальными благами понимаются не имеющие экономического содержания и неотделимые от их носителя блага и свободы, признанные действующим законодательством1.

В правоведческой науке постоянно обсуждаются вопросы о сущности отдельных нематериальных благ и неимущественных прав, перечень которых приведен в ст. 150 Гражданского Кодекса Российской Федерации2. К ним относятся: жизнь и достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона. Для юридических лиц предусмотрены права на деловую репутацию и ее защиту.

Гражданское законодательство, закрепляя приведенный нами круг нематериальных благ, тем самым развивает  положения Конституции Российской Федерации3, которая не только провозглашает упоминаемые нами права, но и гарантирует их.

Каждое из приведенных  нами нематериальных благ имеет свои особенности и признаки.

Основными признаками нематериальных благ являются отсутствие материального (имущественного) содержания, неразрывная  связь с личностью их носителя (они не могут отчуждаться или  передаваться другим лицам ни на каком  основании), их бессрочность. Нематериальные блага не регламентируются законодательством  и ограничены одним требованием, суть которого состоит в том, чтобы  осуществление этих прав одним лицом  не нарушало прав другого лица.

Однако наличие у нематериальных благ таких признаков, как неотчуждаемость и нетоварность не должно рассматриваться как невозможность причинения их носителям экономических последствий, например, вследствие подрыва деловой репутации юридического лица или индивидуального предпринимателя. А неотчуждаемость нематериальных благ не исключает того, что их осуществление и защита могут быть поручены третьим лицам, в частности законным представителям несовершеннолетнего или адвокату, представителю по гражданским делам.

Отнесение нематериальных благ к объектам гражданских прав, не требующее их подробной законодательной  регламентации, предполагает законодательное  урегулирование только порядка их защиты. Такое положение вытекает из смысла формулировки п. 2 ст. 2 ГК РФ, предусматривающего, что неотчуждаемые права и  свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Понятие «нематериальное  благо» является собирательным, относящимся как к самому « благу», так и к личным неимущественным правам.

Блага первой группы неразрывно связаны с самим существованием личности. Они объективно существуют независимо от их правовой регламентации  и только в случаях посягательств  на эти блага нуждаются в правовой защите. Так, право граждан на честь, достоинство, деловую репутацию  является их конституционным правом. Блага второй группы являются субъективными  правами, образующими содержание конкретного  правоотношения и тем самым уже урегулированными нормами права в случае нарушения этих прав они пользуются правовой защитой.4

Помимо выше рассмотренного деления нематериальных благ неимущественные  права следует классифицировать также по степени их связанности  с имущественными правами обладателей. Между собой отличны личные неимущественные права, связанные с имущественными и личные неимущественные права, не связанные с имущественными. Для данного исследования особый интерес представляют последние.

По целевой направленности личные неимущественные права, не связанные  с имуществом квалифицируются как:

1) личные неимущественные права, направленные на индивидуализацию личности: право на имя, право на честь, достоинство, деловую репутацию и другие;

2) личные неимущественные права, направленные на обеспечение физической неприкосновенности личности (жизнь, свобода, выбор места пребывания и места жительства и так далее);

3)  личные неимущественные права, направленные на неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов (личная и семейная тайна)5.

Стоит отметить, что наибольшее количество дискуссий вызывают нематериальные блага, приведенные в первом пункте классификации, а именно: честь, достоинство  и деловая репутация, которая, как  упоминалось нами ранее, может принадлежать как гражданам, так и юридическим лицам.

Не смотря на очевидную  значимость данных категорий, законодатель не выработал четкого определения  дефиниций «честь», «достоинство»  и «деловая репутация», а в теоретических  исследованиях встречаются различные  подходы к данному вопросу.

Например, В.В. Копьев считает, что в задачу законодателя не входит формулирование определений данных понятий, так как известно, что это не правовые категории6. К.М. Арсланов указывает на то, что существует объективная невозможность дать в законе четкое и законченное определение данных категорий7.

Мы же полагаем, что имеет  право на существование и совершенно противоположная точка зрения.

Однако, ясное разъяснение и подлинный смысл понятий «честь», «достоинство» и «деловая репутация» являются непременными условиями соблюдения законности, единообразного и правильного их применения. Остановимся на анализе каждого из них.

Разумеется, что честь  и достоинство — понятия достаточно широкие, богатые по содержанию и  глубоко диалектические по своей  природе. Они могут восприниматься в сферах нравственного сознания (как чувства и как понятия), этики (как категории морали) и  права (как защищаемые законом социальные блага). По мнению А.Л. Анисимова, содержание понятия «честь» является социальным в связи с тем, что понятия  и представления о чести складывались и формировались в процессе нравственной практики того или иного общества, общения людей между собой. При  этом общественная оценка личности не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица, поскольку вся  его деятельность проходит под контролем  общества и именно оно формирует  оценку нравственных качеств каждого  конкретного человека8. Данная позиция автора получила широкое распространение и поддержку.

Следует отметить, что в  юридической литературе присутствует характеристика чести как определенной положительной оценки обладателя. Так, A.M. Эрделевский определяет честь  как сопровождающееся положительной  оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании9.

Информация о работе Защита деловой репутации юридических лиц