Защита деловой репутации юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является рассмотрение наиболее важных теоретических и практических проблем, касающихся способов защиты деловой репутации юридических лиц. В работе поставлен вопрос о целесообразности применения понятия «честь» к юридическим лицам.
Для достижения указанной цели решены следующие задачи:
1) уяснение понятия и сущности нематериальных благ как института гражданского права;
2) определение места деловой репутации юридических лиц в системе нематериальных благ;
3) исследование внесудебных способов защиты деловой репутации юридических лиц;

Содержание

Введение 3

Глава I Общая характеристика нематериальных благ в институте защиты деловой репутации юридических лиц
§1 Понятие, виды, значение нематериальных благ
§2 Деловая репутация юридического лица

Глава II Способы защиты деловой репутации юридических лиц
§ 1 Внесудебная защита деловой репутации юридического лица
§2 Защита чести и деловой репутации юридических лиц в гражданском и арбитражном судопроизводствах

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа4курс.docx

— 65.94 Кб (Скачать)

Таким образом, мы можем согласиться  с устоявшейся точкой зрения: честь  является категорией, отражающей общественную оценку индивида в сознании других людей с учетом существующей морали и правовых устоев.

Остановимся еще на одной  категории, близкой по значению к  понятию «честь». В преамбуле  Всеобщей декларации прав человека 1948 года10 сказано, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и равных и неотъемлемых прав их, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

По определению различных  международно-правовых актов, конституций  ряда развитых стран достоинство  человека определяет суть личности. Оно  не может быть разрушено, так как  разрушается существо личности, которое  присуще как живущим, так и  ушедшим из жизни.

Достоинство, согласно Конституции  РФ, - абсолютная ценность любой личности, охраняемая государством. В ст. 21 говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для  его умаления». Иначе говоря, как  бы общество ни оценивало данного  человека и, как бы он сам ни относился  к себе, он уже как личность имеет  ценность в глазах государства и  общества. Достоинство человеческой личности признается в равной мере за всеми членами общества, что  не исключает, разумеется, признания  больших заслуг одних перед другими.

В общепринятом понимании  категория достоинства — это  совокупность собственных качеств, способностей и их внутренняя самооценка. Она являет собой органическое единство социального и индивидуального в человеке.

Все вышесказанное позволяет  сделать вывод, что категории  «честь» и «достоинство» едины, но не тождественны.

В органической связи с  честью и достоинством находится  и такое понятие, как «репутация». Если представление о достоинстве  личности исходит из принципа равенства  всех людей в моральном отношении  и их самооценки, то понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает  людей, что тем или иным образом  находит отражение в их репутации. Заметим, что понятие репутации  в известном смысле совпадает  с понятием чести в ее внешнем, объективном значении. Однако, в репутации в большей мере проявляются деловые качества лица, чем морально-этические.

Говоря о репутации, В.Д. Костюк дает следующее определение: «Репутация - сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств; преобладающее в определенной общественной среде мнение об отдельном лице или группе лиц; слава человека, добрая и дурная, как и чем кто, слывет; общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо; сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании; сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека (коллектива), основанное на его предшествующем поведении (предшествующей деятельности)»11. С одной стороны, в ней воплощено общественное признание достоинства прошлой деятельности, а с другой - она оказывает влияние на роль и место данного субъекта в дальнейшей совместной деятельности.

Мы полагаем, что репутация  лица зависит от него самого, так  как формируется на основе его  поведения. Репутация может быть положительной или отрицательной  и имеет подвижный характер в  зависимости от того, на какой информации она базируется. Следует отметить, что понятие репутации отсутствует  в текстах закона, есть лишь понятие  деловой репутации как частного случая, репутации вообще. Как отмечалось нами ранее, деловая репутация присуща  как физическим, так и юридическим  лицам, регулированию которой посвящен второй параграф.

Исследуя институт нематериальных благ в РФ, мы пришли к следующим  выводам:

- институт нематериальных  благ и их защиты, является  важным элементом правовой системы.  По его состоянию можно судить  об уровне ее развития;

- законодательство в отношении  нематериальных благ ограничивается  лишь их перечислением и регламентацией защиты;

- наиболее дискуссионными среди нематериальных благ являются категории чести, достоинства и деловой репутации, в виду отсутствия единого представления о них в теории права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2 Деловая репутация юридических  лиц.

Субъектами гражданско-правовых отношений наряду с гражданами являются и юридические лица, т. е. организации, которые, согласно ст.48 Гражданского кодекса  РФ, имеют в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.

Как и граждане, юридические  лица обладают определенными нематериальными  благами, присущими каждому из них  в большей или меньшей степени. К числу таких благ следует  отнести деловую репутацию юридического лица и право на ее защиту.

Как и в отношении других нематериальных благ, законодатель не дает легального определения деловой  репутации юридических лиц. В  теории встречаются различное ее толкование.

Я. Склярова отмечает существование  нескольких определений деловой  репутации, среди которых: "сложившееся  общественное мнение о профессиональных достоинствах и недостатках лица"; "сопровождающееся оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании"; "набор  качеств и оценок, с которыми лицо ассоциируется в глазах своих  клиентов, потребителей, контрагентов, поклонников (для шоу-бизнеса), коллег по работе и персонифицируется среди  других профессионалов в этой области деятельности"12.

Д. Иванов, указав, что в  общем смысле под репутацией (от лат. "reputatio" - "обдумывать, размышлять") понимается общественное мнение о достоинствах и недостатках кого-либо, упоминает трактовку деловой репутации как совокупности качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, избирателей13.

Думается, что деловую  репутацию следует понимать как  сложившееся общественное мнение о  физическом или юридическом лице, основанное на оценке его профессиональной деятельности и деловых качеств.

Во всех частях ГК РФ лишь в трех местах содержится упоминание о деловой репутации юридического лица. Одно из этих упоминаний находится  в первой части ГК РФ, которое  указывает на то, что правила о  защите деловой репутации гражданина, предусмотренные ст. 152 ГК РФ, соответственно применяются к защите деловой  репутации юридического лица. Второе упоминание относится к договору коммерческой концессии (п. 2 ст. 1027 ГК РФ). Третьим упоминанием, которое относится  к простому товариществу (п. 1 ст. 1042 ГК РФ), заканчивает правовое регулирование ГК РФ деловой репутации юридического лица.

На основании указанных  положений можно сделать следующие  выводы:

а) деловая репутация юридического лица является нематериальным благом;

б) деловая репутация юридического лица в отличие от деловой репутации  гражданина обладает признаком продаваемости (п. 2 ст. 1027 и п. 1 ст. 1042 ГК РФ);

в) способы защиты деловой  репутации юридического лица и гражданина идентичны.

Кроме того, деловая репутация  обладает признаком отчуждаемости, но только в сфере предпринимательства. Так, отчуждение деловой репутации  происходит вместе с отчуждением  предприятия как имущественного комплекса. Переход деловой репутации  в этом случае возможен, поскольку  в состав предприятия входит коммерческое обозначение. Отчуждение деловой репутации  осуществляется также вместе с отчуждением  товарного знака. Таким образом, отчуждение деловой репутации осуществляется вместе со средством индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг  и предприятий.

Деловая репутация юридического лица, помимо всего прочего, поддается  оценке. Стоимость положительной  деловой репутации в соответствии с разделом VIII "Деловая репутация" Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов", утвержденного  Приказом Министерства финансов Российской Федерации 27 декабря 2007 г N 153н14, равна надбавке к цене, уплачиваемой покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами.

На особую значимость деловой  репутации для юридического лица обратил внимание Верховный Суд  РФ в Постановлении от 24 февраля 2005 г N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее - Постановление ВС РФ N 3)15. Суд указал, что деловая репутация юридических лиц является одним из условий их успешной деятельности. Также особая значимость деловой репутации для юридического лица закреплена на законодательном уровне. КоАП РФ в ст. 3.1 устанавливает правило, в соответствии с которым административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица16. А в соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию в форме распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации17.

Таким образом, деловая репутация  юридического лица представляет собой  нематериальный актив, который оказывает  непосредственное влияние на деятельность этого лица. Положительная деловая  репутация способствует привлечению  новых клиентов. Отрицательная деловая  репутация, в свою очередь, является труднопреодолимым барьером между  организацией и ее потенциальными контрагентами.

Основной проблемой, касающейся деловой репутации юридических  лиц является вопрос о том, все  ли юридические лица могут пользоваться защитой деловой репутации или  только вовлеченные в коммерческую или предпринимательскую деятельность. Увы, единое мнение отсутствует и  в теории и в правоприменительной  практике.

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации в своих  постановлениях неоднократно подчеркивал, что понятие деловой репутации  в гражданско-правовом смысле применимо  только к физическим и юридическим  лицам, участвующим в деловом  обороте. По мнению арбитражных судов, это понятие имеет связь, прежде всего с предпринимательской  деятельностью18.

Аналогичной позиции придерживается и ряд авторов, указывая, что деловая  репутация распространяется только на физических и юридических лиц - субъектов коммерческой, предпринимательской  деятельности, участников делового и  торгового оборота.

В свою очередь. Верховный  Суд РФ и вслед за ним суды общей  юрисдикции, склонны отождествлять  понятие деловой репутации не только с репутацией предприимчивости, но и с профессиональной, служебной  репутацией гражданина или юридического лица.

На наш взгляд, предпочтительной является точка зрения Верховного Суда РФ. К определению данного понятия  следует подходить более широко и не ограничивать деловую репутацию  только рамками делового оборота. Ведь прилагательное «деловая» является производным от существительного «дело». Поэтому, любое юридическое лицо, занимающееся каким либо «делом», осуществляющее социально значимую деятельность, имеет деловую репутацию. Возможно, что для лиц, участвующих в коммерческом обороте, это понятие более значимо, что, однако, не является поводом для исключения возможности его существования и у иных субъектов права.

Полагаю, можно согласиться  с мнением М. Сошниковой: "Если рассматривать деловую репутацию  в узком смысле, т.е. как атрибут  только субъектов предпринимательской  деятельности, то каким образом защищать свою репутацию иным субъектам, ведь закон не содержит понятия "профессиональная (служебная) репутация", либо просто "репутация"19.

Большое значение для юридического лица имеет право на защиту деловой  репутации от посягательств на нее  других лиц и восстановление таковой. Правовая защита данного блага организации  осуществляется в случае нарушения  или причинения вреда именно положительной деловой репутации. Данные вопросы мы попытаемся освятить во второй главе.

Таким образом, деловая репутация юридического лица - не постоянная величина, она может меняться в ту или иную сторону, поэтому очень важно создать и поддерживать именно положительную, с точки зрения общественной оценки, репутацию. Деловая репутация юридических лиц, имеет свою специфику и особенности. Ей присущи определенные признаки, такие как передаваемость, отчуждаемость, нехарактерные для материальных благ в целом. От имеющейся репутации во многом зависит место организации в системе общественных отношений как таковых и ее успешное развитие в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

Глава II Способы защиты деловой репутации юридических лиц.

§1 Внесудебный способ защиты деловой репутации юридических лиц.

Деловой репутации юридического лица как нематериальному благу корреспондирует право на ее защиту.

Существуют определенные основания или условия, при наступлении  которых, у юридического лица возникает  право на защиту своей деловой репутации.

К основаниям возникновения  права на защиту деловой репутации  организации  правомерно отнести, наряду с правонарушением, закрепленным ст. 152 ГК РФ, то есть распространение порочащих  деловую репутацию юридического лица сведений, деликты, наносящие вред иным благам, связанным с деловой репутацией лица. Речь идет, прежде всего, об исключительных правах, направленных на индивидуализацию организации, а также производимых ею товаров, работ и услуг, нарушение права юридического лица на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение также влечет умаление деловой репутации правообладателя. Строго говоря, в таких действиях нарушителя обычно нет цели ущемления деловой репутации правообладателя, напротив, нарушитель заинтересован в сохранении деловой репутации лица, плоды от использования которой он получает. Однако незаконное участие в коммерческом обороте, например, под фирмой известной коммерческой организации либо введение в оборот товаров, работ, услуг под известной маркой (товарным знаком, знаком обслуживания и наименованием места происхождения товаров) нередко наносит ущерб деловой репутации правообладателя.

Полагаем, что способы  защиты деловой репутации в связи распространением не соответствующих действительности порочащих сведений, представляют особый интерес.

В большинстве стран мира юридическим термином, под которым  понимается правонарушение в виде распространения (произнесение слов или публикация) не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство  и деловую репутацию является «диффамация».

В Постановлении Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести  и достоинства граждан, также  деловой репутации граждан и  юридических лиц" сказано: "используемое Европейским судом по правам человека в его постановлениях понятие  диффамации тождественно понятию распространения  не соответствующих действительности порочащих сведений, содержащемуся  в ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации".

Информация о работе Защита деловой репутации юридических лиц