Заключение договора на торгах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является выявление особенностей заключения договора на торгах.
Задачами являются:
- уточнение понятийного аппарата, используемого по отношению к торгам, а также классификация торгов и, соответственно, выявление характерных черт, присущих отдельным видам и формам торгов;
- рассмотрение структуры правоотношений по заключению договора на торгах в комплексе;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, сущность и формы торгов………………………………….6
1.1. Понятие и сущность торгов………………………………………………......6
1.2.Формы торгов и их характеристика…………………………………………..8
1.3. Правовое регулирование заключения договора на торгах:
история и современность……………………………………………………...13
Глава 2. Особенности заключения договора на торгах……………………...18
2.1. Объект и стороны договора, заключенного на торгах……………………...18
2.2. Организация и порядок проведения торгов………………………………….20
2.3. Антимонопольные требования к торгам……………………………………..28
2.4. Последствия нарушения правил проведения торгов………………………..30
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованных источников и литературы………………………...35

Работа содержит 1 файл

Заключение договора на торгах.doc

— 157.50 Кб (Скачать)
n="justify">     4) участие организаторов торгов  или заказчиков и (или) работников  организаторов торгов или работников  заказчиков в торгах.

     Следует подчеркнуть, что речь идет об общих  антимонопольных требованиях к торгам, независимо от того, кем и с какой целью они проводятся11.

     Наряду  с установленными запретами при  проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

     Также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

     Нарушение данных правил является основанием для  признания судом соответствующих  торгов и заключенных по результатам  таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. 

    1. Последствия нарушения правил проведения торгов
 

     Нарушение правил проведения торгов служит основанием для признания итогов торгов недействительными  по требованию заинтересованного лица.

     Высший  Арбитражный Суд РФ разъяснил, что  споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок12.

     В связи с приведенным разъяснением возникает вопрос о корректности квалификации торгов как сделки (в  литературе такая квалификация торгов встречается нередко). Торги представляют собой комплекс действий различных субъектов (организатора торгов, участников торгов, победителя торгов), направленных на заключение договора. Иными словами, торги - это процедура, процесс заключения договора. При этом в ходе торгов могут совершаться правовые акты (сделки). Но торги в целом вряд ли можно признать сделкой. Поэтому корректнее было бы говорить о признании недействительными не торгов, а правовых актов (сделок), совершаемых в ходе торгов, и прежде всего протокола о результатах торгов. Однако отмеченная некорректность не влияет на суть дела. Под признанием недействительными торгов можно подразумевать признание недействительным протокола о результатах торгов как акта, закрепляющего итоги торгов и отражающего нарушение правил проведения торгов, коль скоро таковые имели место13.

     Пункт 1 статьи 449 ГК РФ не уточняет, нарушение  каких правил может служить основанием для признания торгов недействительными. Очевидно, что таким основанием может  быть не любое нарушение правил о  торгах.

     Ориентиром здесь может служить судебная практика по делам о признании торгов недействительными. В соответствии с которой можно выделить основные правила, служащие основанием для признания торгов недействительными:

     - иск о признании публичных  торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению;

     - отсутствие в извещении о торгах  сведений, предусмотренных п. 2 ст. 448 ГК РФ, является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица;

     - при рассмотрении иска о признании  публичных торгов недействительными  суд должен оценить, являются  ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов;

     - нарушения, допущенные судебным  приставом-исполнителем при наложении  ареста на имущество должника, не являются основанием для  признания судом торгов недействительными,  поскольку указанные нарушения не связаны с правилами проведения торгов;

     - ссылка истца на неправильную  оценку имущества, выставленного  на публичные торги в рамках  исполнительного производства, не  может быть принята во внимание  при оценке соблюдения порядка  их проведения;

     - лицо, обязательственные права, в  отношении которого проданы с  публичных торгов, не вправе требовать  признания их недействительными,  вследствие нарушения порядка  проведения торгов, которые не  затрагивают его права и законные  интересы14.

     По  смыслу п. 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными автоматически влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Иными словами, признание недействительными торгов одновременно является и признанием недействительным договора. При признании недействительными торгов нет необходимости отдельно признавать недействительным договор, заключенный в результате торгов.

     В то же время нет юридических препятствий  для признания недействительным непосредственно договора, заключенного на торгах, без признания недействительными торгов. Дело в том, что точное соблюдение правил проведения торгов не гарантирует правомерности заключенного на них договора. 

     Заключение 

     Торги в нынешних экономических условиях являются одним из наиболее сложных  правовых и экономических институтов. Нельзя с уверенностью утверждать, что торги - это оптимальный способ заключения договора. Сфера применения торгов весьма обширна, сложно назвать договор, который нельзя было бы заключить на торгах, или право, которое не могло бы предоставляться по итогам торгов. Проблема в том, что в зависимости от сферы использования торгов существенным образом меняется и специфика правового регулирования их процедуры, причем во многих случаях общие положения ст. 447, 448 ГК РФ и вовсе не используются15.

     Вряд  ли большим преувеличением будет  отнесение торгов к наиболее сложным  гражданско-правовым институтам. Лаконичность их законодательного регулирования  явилась обманчивой простотой - применение на практике этой конструкции неизменно  вызывает затруднения даже у самых искушенных правоприменителей. Если же учесть нормы специальных законов, регулирующих отдельные виды торгов, число возникающих вопросов неумолимо возрастает.

     Торги представляют собой один из способов заключения договоров, который тесно связан с основными законами свободного рынка, выражая их наиболее последовательно. Суть торгов состоит в том, чтобы обеспечить по возможности больший набор отозвавшихся на извещение и выбрать среди сделанных предложений лучшее.

     Статьями 447-449 ГК РФ предусмотрена возможность заключение договора на торгах. Этот способ заключения договоров широко применяется, например, при заключении договоров приватизации государственного (муниципального) имущества. Сущность указанного способа состоит в том, что договор заключается организатором торгов с лицом, выигравшим торги. Таким способом может быть заключен любой договор, если иное не вытекает из его существа. Некоторые же договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

     В ст. 448 ГК РФ в качестве разновидности  торгов выделены два их вида, отличающихся своими целями. Наиболее распространены конкурсы (торги), направленные на заключение договора. Именно заключение договора с победителем конкурса признается завершением конкурса. Конкурсы второго вида считаются завершенными с момента признания за победителем права на заключение договора. Уклонение сторон от реализации такого права влечет за собой применение предусмотренных конкурсом неблагоприятных для них последствий.

     На  основании вышеизложенного можно  сказать, что такой способ оформления договорных отношений, как заключение договора на торгах отличается существенными  особенностями.

     Путем проведения торгов может быть заключен любой договор, если только это не противоречит его существу. Не существует препятствий для продажи в порядке проведения торгов какого-либо имущества, включая недвижимость, ценные бумаги, имущественные права, скажем, права аренды помещения и т. п.

     Несмотря  на тщательное законодательное регулирование  стадия заключения договора на торгах и аукционах ставит множество проблем теоретического и практического характера и требует дальнейшего обсуждения данного вопроса с учетом зарубежного и отечественного опыта в целях выработки рекомендаций как для правоприменителя, так и для участников гражданского оборота. 
 

     Список  использованных источников и литературы 

  1. Нормативные правовые акты
 
     
  1. О рынке  ценных бумаг:  Федеральный закон  от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ (ред. от 07 февраля 2011 года) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
  2. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ (ред. от 17 июня 2010 года) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 29. Ст. 3400;
  3. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ (ред. от 19 июля 2009 года) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.
  4. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ (ред. от 22 ноября 2010 года) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 4. Ст. 251.
  5. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (ред. от 07 февраля 2011 года)  // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190;
  6. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ (ред. от 07 февраля 2011 года) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
  7. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ (ред. от 03 ноября 2010года) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.
  8. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ (ред. от 27 июня 2010 года, с изм. от 07  февраля 2011 года) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
  9. О товарных биржах и биржевой торговле: Закон РФ от 20 февраля 1992 года № 2383-1 (ред. от 27 июля 2010 года) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 18. Ст. 961
  10. О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав: Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 года № 8  // Вестник ВАС РФ. 1998. № 10.
 
     
  1. Литература
 
     
  1. Беляева О.А. Оформление результатов торгов // Предпринимательское право. 2010. № 1. С. 24 - 28.
  2. Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010. 472 с.
  3. Ланда В.М. Антимонопольное законодательство в сфере аренды публичного имущества (проблемы теории и практики) // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 6. С. 36 - 40.
  4. Постатейный комментарий глав 27, 28 и 29 Гражданского кодекса Российской Федерации / Б.М. Гонгало, М.Ф. Казанцев, П.В. Крашенинников и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. 237 с.
  5. Петров Д.А. Антимонопольные требования к торгам: запреты и их правовая квалификация //  Право и экономика, 2010, № 6. С. 4 - 13.
  6. Тютрюмов И.М. Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов. М.: Статут, 2004. 736 с.

      

Информация о работе Заключение договора на торгах