Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:31, курсовая работа
Целью настоящей работы является выявление особенностей заключения договора на торгах.
Задачами являются:
- уточнение понятийного аппарата, используемого по отношению к торгам, а также классификация торгов и, соответственно, выявление характерных черт, присущих отдельным видам и формам торгов;
- рассмотрение структуры правоотношений по заключению договора на торгах в комплексе;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, сущность и формы торгов………………………………….6
1.1. Понятие и сущность торгов………………………………………………......6
1.2.Формы торгов и их характеристика…………………………………………..8
1.3. Правовое регулирование заключения договора на торгах:
история и современность……………………………………………………...13
Глава 2. Особенности заключения договора на торгах……………………...18
2.1. Объект и стороны договора, заключенного на торгах……………………...18
2.2. Организация и порядок проведения торгов………………………………….20
2.3. Антимонопольные требования к торгам……………………………………..28
2.4. Последствия нарушения правил проведения торгов………………………..30
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованных источников и литературы………………………...35
Конкурс - это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий (в числе которых может быть и условие о цене), а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший лучшие условия.
В конкурсе состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий, среди которых условие о цене может быть, но может и отсутствовать. Например, при приватизации имущества условиями конкурса могут быть реконструкция объекта приватизации, ограничения на изменение профиля предприятия. В конкурсе победителем признается участник, предложивший лучшие условия. Победителя в конкурсе определяет конкурсная комиссия, заранее назначенная организатором торгов. В специальном законодательстве, посвященном торгам в отдельных сферах гражданского оборота, деятельность конкурсной комиссии более или менее детально регламентируется.
В зависимости от степени свободы участия в торгах последние подразделяются на открытые и закрытые торги (п. 1 ст. 448 ГК РФ предусматривает деление аукционов и конкурсов на открытые и закрытые).
Открытые торги - это торги, участниками которых могут быть любые лица.
Закрытые торги - это торги, участниками которых могут быть только лица, специально приглашенные для участия в них.
Понятие открытых и закрытых аукционов и конкурсов по-разному раскрывается в действующих правовых актах. Критерию открытости, закрепленному п.1 ст. 448 ГК РФ отвечает понятие публичных торгов, используемое в законодательстве (ГПК РФ) и иных правовых актах. Однако критерий открытости в отдельных случаях подвергается ограничениям, направленным на отстранение от участия в публичных торгах определенных категорий лиц.
Критерий закрытости торгов (аукционов и конкурсов) понимается в ст. 448 ГК РФ как избирательный подход к кругу лиц, допускаемых к участию в них: таковыми названы особо приглашенные для этой цели лица. В правовых актах о проведении торгов также используется названный подход. Закрытыми признаются торги по конкурсному распределению экспортных квот, если они ограничены по числу участников.
В зависимости от предмета торгов последние подразделяются на торги, предметом которых является заключение договора, и торги, предметом которых является право на заключение договора (основание для такого деления дает п. 5 ст. 448 ГК РФ, правда, без точного наименования соответствующих видов торгов).
Торги, предметом которых является заключение договора, - это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится за заключение договора, а результатом торгов является договор, заключенный с лицом, выигравшим торги.
Торги, предметом которых является право на заключение договора, - это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится за право на заключение договора, а результатом торгов является право на заключение договора, обретенное лицом, выигравшим торги.
Кроме того, в п. 6 данной статьи указывается такой вид торгов, как публичные торги, проводимые в порядке исполнения суда. Термин публичные торги встречается нередко и в других законах.
В российской научной литературе отсутствует единство мнений в отношении соотношения содержания понятий торги и публичные торги. Одни авторы утверждают, что именование торгов публичными означает открытый, гласный характер торгов; другие считают, что любые торги являются публичными, даже если они закрытые и негласные, но отмечают при этом, что, с точки зрения права, публичные торги предполагают либо вынужденно добровольную, либо принудительную реализацию имущества; третьи полагают, что наличие публичного интереса и позволяет квалифицировать торги как публичные.
В российском праве квалификация торгов как публичных предполагает либо отсутствие воли лица на продажу имущества (как в случае с имуществом ликвидируемого предприятия), либо принуждение со стороны уполномоченных государственных органов (т.е. воля собственника либо отсутствует, либо направлена на прямо противоположный результат, нежели продажа имущества с публичных торгов). Тем не менее, невозможно рассматривать в качестве публичных торгов только такие торги, в которых реализуются предписания административной, публичной власти. Однако, наличие, если не воли государственных органов, то публичного (властного) интереса, является непременным условием проведения такого особого вида торгов, как публичные торги.
Анализ законодательства, оперирующего термином публичные торги, позволяет утверждать, что в большинстве случаев под публичными торгами понимаются торги, организатором которых является лицо, наделенное публичными полномочиями на отчуждение чужого имущества. Типичный случай - публичные торги, проводимые в порядке исполнения решений суда, или, иными словами, публичные торги, проводимые в рамках исполнительного производства2.
Именно наличие заинтересованности публично-правовых образований в проведении торгов для защиты интересов как минимум группы субъектов, если не общества в целом, а не только частного интереса организатора и участников торгов, позволяет относить торги к категории публичных. При этом публичный интерес не обязательно вступает в противоречие с частным интересом организатора или участников торгов, но именно в случаях, когда публичный интерес преобладает и государство реализует свои властно-принудительные функции, торги являются публичными. Понятия «торги» и «публичные торги» при этом соотносятся как род и вид, т.е. торги как родовое понятие включают в себя торги, не отягченные публичным интересом, и публичные торги.
Публичные торги служат способом реализации имущества должника, на которое обращено взыскание по решению суда. Согласно ст.399 - 405 ГПК должник в течение одного месяца со дня наложения ареста на жилое строение может самостоятельно, но под контролем судебного исполнителя, произвести продажу строения по цене не ниже указанной в акте об аресте Положения ГПК применяются и в арбитражном производстве при решении вопроса о порядке обращения взыскания на имущество должника.
Если подготовка торгов возложена на судебного пристава-исполнителя, то он направляет заявку на проведение торгов в специализированную организацию, управомоченную на совершение операций с недвижимостью. К заявке должны быть приложены: копия исполнительного документа, копия акта ареста имущества, документы, характеризующие объект недвижимости, копии документов, подтверждающих право пользования земельным участком или право собственности на него.
Специализированная организация обязана провести такие торги в пределах двухмесячного срока со дня получения ею заявки судебного пристава-исполнителя.
Классифицировать
торги можно и по предмету проведения
торгов (заключение договора на аренду
имущества, земельного участка и т.д.).
Для этого необходимо проанализировать
нормативно-правовую базу, регулирующую
процедуру проведения торгов и заключения
договора на торгах.
1.3.
Правовое регулирование
заключения договора
на торгах: история
и современность
Торги как способ заключения договора и их правовое регулирование имеют давнюю историю, которая начинается с римского права. По римскому праву публичный торг как форма заключения договора был в некоторых случаях предписан законом, например судебный залог; торг был в ходу и в частном обороте.
Правовые нормы, посвященные торгам, присутствуют в Своде законов гражданских Российской империи: в главу "О продаже и купле" ч. 1 т. X Свода законов были включены правила "О приобретении имущества куплей с публичных торгов". Действие соответствующих норм, регулировавших обязательность проведения публичных торгов, распространялось в отношении движимости только на продажу казенного имущества. И лишь тогда, когда речь шла о недвижимости, торги были обязательными для продажи и казенного, и частного имущества (статьи 1501, 1502). Победителем на торгах признавался тот, кто предлагал "выгоднейшую цену". Были известны российскому дореволюционному законодательству и торги, где победителем признавался тот из участников, который предлагал "наивыгоднейшие условия". Допускались "торги с переторжкой". Имелись в виду получившие развитие и в современном праве "двухэтапные торги", при которых за участником признавалось право на втором этапе торгов (при "переторжке") заменить первоначально выдвинутые условия иными, более выгодными для организатора3.
Классификация торгов проводилась и по способу подачи предложений участниками. Считалось, что публичные торги могут происходить трояким способом: посредством торгов, посредством запечатанных объявлений, посредством торгов и запечатанных объявлений.
Первый способ состоит в том, что на лист, на который внесены имена желающих вступить в договор, записывается объявляемая каждым из них цена, до тех пор, пока никто лучше цены предлагать не будет.
Во втором случае организатор торгов посредством публикаций вызывает желающих вступить в договор, намечает предмет и некоторые условия, но не делает само предложение, а только ждет его. Предложения предъявляются исключительно в запечатанных пакетах, которые вскрываются одновременно. Наиболее выгодное предложение принимается. В данном случае учитывались психологические соображения, что каждый, опасаясь более выгодных предложений со стороны других, поспешит с более выгодными условиями.
Третий способ предполагал совокупное употребление изустных торгов и запечатанных объявлений, рассчитанное опять-таки на опасение перед неизвестностью содержания запечатанных пакетов, вскрываемых в тот момент, когда торги признаются законченными.
Таким образом, законодательство о торгах в России зародилось в XVII в. До революции 1917 г. торги более всего были распространены в сфере реализации имущества должника, а также казенных поставок и подрядов.
В
советский период в СССР и РСФСР
механизм торгов для заключения договоров,
порождающих имущественные
Такая ситуация объяснялась тем, что правовая конструкция торгов прямо противоречила плановому началу, которое в течение многих десятилетий составляло основу экономики страны.
В частности, при централизованном распределении товаров, работ и услуг обязательство заключить договор на строго определенных условиях возникало у конкретных лиц - адресатов планового акта, а при торгах участники становятся победителями, приобретая тем самым возможность заключить договор в соответствии с исходящими от них самих предложениями.
В это время роль торгов была незначительной и практически ограничивалась реализацией с публичных торгов принадлежащего должнику жилого строения, на которое обращено взыскание (если не считать нескольких лет нэпа, когда проводились торги на государственные подряды и поставки).
Смена социально-экономического строя страны в начале 1990-х гг. вызвала к жизни интенсивное применение торгов в различных сферах гражданского оборота и развитие законодательства о торгах.
Именно в 90-ые годы XX века с переходом к рыночной экономике и активизацией процессов приватизации, институт торгов в Российской Федерации получает широкое применение. Заключение договоров по передаче имущества на торгах предусматривается сначала Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и рядом подзаконных актов.
Практически во всех последующих законодательных актах Российской Федерации о приватизации присутствуют нормы о торгах. Позже правила о реализации имущества на торгах появляются и в кодифицированных актах, например Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ.
С
принятием части первой ГК РФ впервые
в отечественном
Торги как способ заключения договора могут использоваться в любой сфере гражданского оборота. Вместе с тем есть сферы гражданского оборота, где торги приобрели особое значение в качестве основного (преобладающего) способа заключения договора и урегулированы специальным законодательством (иными словами, имеют специальный правовой режим). В этой связи можно, в частности, выделить: