Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:31, курсовая работа
Целью настоящей работы является выявление особенностей заключения договора на торгах.
Задачами являются:
- уточнение понятийного аппарата, используемого по отношению к торгам, а также классификация торгов и, соответственно, выявление характерных черт, присущих отдельным видам и формам торгов;
- рассмотрение структуры правоотношений по заключению договора на торгах в комплексе;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, сущность и формы торгов………………………………….6
1.1. Понятие и сущность торгов………………………………………………......6
1.2.Формы торгов и их характеристика…………………………………………..8
1.3. Правовое регулирование заключения договора на торгах:
история и современность……………………………………………………...13
Глава 2. Особенности заключения договора на торгах……………………...18
2.1. Объект и стороны договора, заключенного на торгах……………………...18
2.2. Организация и порядок проведения торгов………………………………….20
2.3. Антимонопольные требования к торгам……………………………………..28
2.4. Последствия нарушения правил проведения торгов………………………..30
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованных источников и литературы………………………...35
-
торги в сфере поставки
- торги в сфере приватизации государственного и муниципального имущества (правовой режим указанных торгов, в частности, устанавливают: Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; Постановления Правительства РФ от 12 августа 2002 года № 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества", от 12 августа 2002 года № 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе";
- торги в сфере деятельности товарных, фондовых и валютных бирж (правовой режим указанных торгов, именуемых кратко биржевыми торгами, в частности, устанавливают: Закон РФ от 20 февраля 1992 года № "О товарных биржах и биржевой торговле"; Федеральные законы от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; Положение об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на Фондовой бирже, утвержденное Центральным банком РФ 28 ноября 2008 года № 329-П; Положение о порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж, утвержденное Центральным банком РФ от 16 июня 1999 года № 77-П;
-
торги в сфере
- торги в сфере реализации заложенного имущества (правовой режим указанных торгов, в частности, устанавливают: Закон РФ от 29 мая 1992 года "О залоге"; Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)";
- торги в сфере исполнительного производства (правовой режим указанных торгов устанавливает прежде всего Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Нормативные правовые акты, содержащие специальные правила о торгах (в том числе о торгах в отдельных сферах гражданского оборота и торгах определенных видов), образуют специальное законодательство о торгах.
Подавляющее количество реальных торгов проводится по специальному законодательству о соответствующих торгах. При этом применяются и общие правила о торгах, содержащиеся в ст. 447 - 449 ГК РФ, однако постольку, поскольку правомерно установленными специальными правилами о торгах не предусмотрено иное.
В тех немногих случаях, когда проводятся торги, в отношении которых не установлены специальные правила, применяются только общие правила о торгах, предусмотренные ст. 447 - 449 ГК РФ.
Таким
образом, процедура проведения торгов
и порядок заключения договора на
торгах регулируется целым рядом
нормативных правовых актов, но можно
выделить ряд общих особенностей, которые
будут описаны во второй главе.
Глава
2. Особенности заключения
договора на торгах
2.1.
Объект и стороны
договора, заключенного
на торгах
Специфика предмета и объекта договора, заключаемого по итогам торгов, в научной литературе самостоятельно не изучалась. Выявление особенностей предмета и объекта договоров, при заключении которых могут быть использованы торги в качестве способа его заключения, весьма значимо, т.к. должно способствовать адекватному правоприменению, включая в некоторых случаях и выбор вида торгов. Предмет договора, заключаемого по итогам торгов, предполагает, во-первых, относительно безразличное отношение к субъективным характеристикам стороны по договору, во-вторых, возмездный характер договора. Объектом договора, заключаемого по итогам торгов, могут быть любые оборотоспособные объекты гражданских прав. Ограниченная оборотоспособность не препятствует проведению торгов, однако обуславливает проведение их в виде закрытых торгов.
Совокупность всех возможных предметов договора, заключенного на торгах вытекает из самого понятия торгов. В соответствии с ГК РФ любой гражданско-правовой договор, как предусмотренный законом, так и прямо не урегулированный, может быть заключен посредством проведения торгов. На торгах не может быть заключен лишь такой договор, существо которого этому противоречит. Так, путем проведения торгов не могут быть заключены так называемые фидуциарные договоры (договор поручения, договор доверительного управления имуществом, договор пожизненной ренты, договор пожизненного содержания с иждивением и др.), публичные договоры (договор розничной купли-продажи, договор бытового подряда, договор проката и др.), договоры, заключаемые в сфере личных неимущественных отношений (соглашение о соавторстве, соглашение об использовании изображения гражданина), договоры, порождающие семейные правоотношения (брак, брачный договор, соглашение об уплате алиментов, соглашение о детях и т.д.), а также договор дарения и договор простого товарищества.
Сторонами договора, заключенного на торгах могут быть юридические лица (органы власти, хозяйствующие субъекты) и физические лица.
От объекта договора зачастую зависит то, кто может быть стороной по договору, заключенному на торгах. В связи с этим ограничивается круг субъектов, которые могут принять участие в торгах.
По общим правилам, установленным на законодательном уровне, в открытых торгах могут участвовать любые лица, в закрытых торгах участвуют только специально приглашенные для этого лица.
Возможность участия в открытых торгах любого лица не означает, что законодательством не могут быть установлены определенные требования, ограничения в отношении лиц, которые могут участвовать в открытых торгах. Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в открытых торгах покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований превышает 25%. Указанные ограничения для покупателей государственного и муниципального имущества означают и ограничения для лиц, которые могут участвовать в открытых приватизационных торгах. Однако такого рода ограничения не превращают приватизационные торги в закрытые. Таким образом, закрепленный в п. 1 ст. 448 ГК РФ признак открытых торгов, согласно которому "в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо", следует понимать в том смысле, что в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо, удовлетворяющее установленным законом требованиям (в случаях, когда они установлены).
Таким
образом, в отношениях, связанных
с заключением договора на торгах,
можно выделить субъекты данных отношений,
а также объект в связи с
которым возникают данные отношения.
Действия сторон, при проведении торгов
и заключении договора четко регламентированы
нормами права. Чтобы выявить особенности
заключения договора на торгах необходимо
рассмотреть процедуру проведения торгов.
2.2.
Организация и
порядок проведения
торгов
Как отмечалось выше, общие положения, регулирующие организацию и порядок проведения торгов закреплены в статье 448 ГК РФ.
В некоторых сферах вопросы организации и проведения торгов регулируются особо. Так, процедурные вопросы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) детализированы в большей степени в сравнении с ГК РФ и различаются в зависимости от избранного способа размещения заказа. Специальный порядок следует из ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, во исполнение которой Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Пункт 2 статьи 448 ГК РФ устанавливает основные правила, касающиеся извещения о проведении торгов, в том числе правила, предусматривающие сроки, в которые должно быть сделано извещение о проведении торгов, а также требования к содержанию извещения о проведении торгов.
Извещение является важнейшим и притом обязательным в процедуре торгов правовым актом, фиксирующим основные параметры торгов.
Извещение о проведении торгов не является публичной офертой (как иногда утверждается в литературе), поскольку договор, заключаемый на торгах, не может быть заключен с любым лицом, которое отзовется на оферту, что согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ является существенным признаком публичной оферты.
Извещение является актом, выражающим волю организатора торгов заключить договор путем проведения торгов и фиксирующим основные параметры торгов, включая необходимые характеристики договора.
Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором торгов не менее чем за 30 дней до проведения торгов, если иное не предусмотрено законом.
Извещение, согласно п. 2 комментируемой статьи, должно содержать сведения:
- о времени торгов;
- о месте торгов;
- о форме торгов;
- о предмете торгов;
- о порядке проведения торгов (в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги);
- о начальной цене (для аукционов, а также конкурсов, в которых одним из условий является условие о цене);
-
о сроке подписания договора
с лицом, выигравшим торги (
Указанные обязательные требования к содержанию извещения о проведении торгов являются минимальными для проведения всех торгов.
Организатор торгов вправе указать в извещении о проведении торгов иные сведения помимо обязательных.
Законом могут быть установлены дополнительные требования к содержанию извещения о проведении торгов.
Пункт 2 статьи 448 ГК РФ не устанавливает требований к форме извещения о проведении торгов. Однако характер и значение извещения обусловливают в качестве преобладающей письменную форму извещения о проведении торгов. Мыслима и устная форма извещения о проведении торгов, например в случае, когда собственник вещи, желая продать ее дороже, сам выступает в роли организатора торгов в форме закрытого аукциона и устно по телефону делает извещение о проведении аукциона в отношении каждого из лиц, приглашаемых к участию в аукционе5.
Пункт 3 статьи 448 ГК РФ закрепляет возможность, условия и последствия отказа организатора торгов от проведения торгов.
Данный
пункт в качестве общего правила
устанавливает возможность