Возникновение и развитие института опеки и попечительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:30, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы выступает исторический анализ опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать сравнительно-историческую характеристику правотворческой
эволюции институтов опеки и попечительства;
2. Изучить особенности развития института опеки и попечительства в России;
3. Выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку и попечительство;
4. Определить содержание последних изменений в регламентировании норм, связанных с опекой и попечительством, внесенных в 2008 году.

Содержание

Введение 6
Глава 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК СИСТЕМА ПРАВООТНОШЕНИЙ 11
1.1 Сущность опеки и попечительства 11
1.2 Задачи и принципы института опеки и попечительства 13
1.3 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства 15
1.4 Патронаж 20
Глава 2. СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 24
2.1 Зарождение института опеки и попечительства в Римском праве 24
2.2 Особенности исторического развития института опеки и попечительства в России 28
2.2.1 Разграничение опеки и попечительства 28
2.2.2 Имущественная заинтересованность в установлении опеки 32
2. 2.3 Опека и попечительство над взрослыми 35
2.2.4 Проблема социального сиротства 39
2.2.5 Возникновение органов опеки и попечительства 42
2. 2.6 Систематизация норм об опеке и попечительстве 44
Глава 3. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 49
3.1Необходимость реформирования законодательства об опеке и попечительстве 49
3.2 Новые основы осуществления опеки и попечительства 50
3.3 Изменения, внесенные в Гражданский, Семейный и Жилищный кодексы РФ 54
Заключение 58
Список использованных источников 61

Работа содержит 1 файл

опека и попечительство-диплом.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

      Принятый 24 апреля Федеральный закон N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»  не только объединил в себе все существовавшие ранее нормы, посвященные опеке и попечительству, но и ввел целый ряд новых институтов.

      Федеральные законы от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и от 24.04.2008 N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"  направлены на упорядочение и совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства. Оба Федеральных закона вступают в силу с 1 сентября 2008 года.

      Проанализируем нововведения Закона «Об опеке и попечительстве».

3.2 Новые основы осуществления опеки и попечительства

 

       С 1 января 2008 г. произошло реформирование системы органов опеки и попечительства. Если ранее функции указанных  органов были возложены на органы местного самоуправления, то в настоящее  время эти функции государственного значения выполняют органы субъектов Российской Федерации, что должно привести к повышению роли и значения органов опеки и попечительства в деле охраны и защиты прав подопечных.

       В связи со вступлением в законную силу Закона «Об опеке и попечительстве» (с 1 сентября 2008 г.) существенно изменяются основы осуществления опеки и попечительства. Новым Законом введены новые положения и правила, в частности: 

- возможность  заключения с опекуном или  попечителем договора об осуществлении  опеки или попечительства на  возмездной основе;

- преимущественное  право бабушки и дедушки, родителей,  супругов, совершеннолетних детей,  совершеннолетних внуков, братьев  и сестер совершеннолетнего подопечного,  а также бабушки и дедушки,  совершеннолетних братьев и сестер  несовершеннолетнего подопечного быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами;

- назначение  опеки или попечительства по  совместному заявлению родителей  на период, когда они по уважительным  причинам не смогут исполнять  свои родительские обязанности,  с указанием в качестве опекуна конкретного лица;

- право  единственного родителя сделать  соответствующее распоряжение, определив  на случай своей смерти опекуна  или попечителя путем подачи  заявления в орган опеки и  попечительства;

- возможность  назначения нескольких опекунов одному подопечному;

- упрощенный  порядок предварительной опеки  или попечительства в случае, если в интересах недееспособного  или не полностью дееспособного  гражданина ему необходимо немедленно  назначить опекуна или попечителя;

- назначение  попечителя в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста 14 лет, по заявлению такого несовершеннолетнего с указанием конкретного лица. 

       В новом ФЗ определены права и обязанности опекунов и попечителей, предусмотрена передача опекунам или попечителям имущества подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения их прав и обязанностей, а также порядок составления такой описи. Установлены порядок, правила и сроки представления опекуном или попечителем отчета о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении данным имуществом с приложением соответствующих документов. Предусмотрены основания отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей и прекращения опеки и попечительства.

       В главе 4 Закона определен правовой режим  имущества подопечных, подробно регламентированы правила распоряжения опекуном или  попечителем имуществом подопечных, порядок и сроки выдачи органом  опеки и попечительства предварительного разрешения на совершение опекуном или попечителем действий и сделок, затрагивающих имущественные права подопечного. Впервые определены правила пользования опекуном или попечителем имуществом подопечного с предоставлением органу опеки и попечительства права досрочно прекратить пользование этим имуществом при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного.

       Особое  внимание в Законе уделено правилам безвозмездного пользования опекуном или попечителем жилым помещением, принадлежащим подопечному. Закон оберегает жилое помещение подопечного и ограничивает условия безвозмездного пользования им опекуном или попечителем, допуская такое использование только в порядке и на условиях, предусмотренных законом, по просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, и при условии удаленности места жительства опекуна или попечителя, а также наличия других исключительных обстоятельств. Это сделано как в целях сохранности жилого помещения подопечного, которое может быть передано в возмездное пользование с получением им доходов, так и в целях предотвращения принятия подопечного под опеку или попечительство в корыстных целях - для безвозмездного пользования принадлежащим ему жилым помещением.

       Значительную  роль в охране имущественных прав подопечных должны сыграть введенные  ст. 26 Закона новые правила об ответственности  опекунов и попечителей: по сделкам, совершенным от имени подопечных; за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного; за ненадлежащее исполнение опекуном или попечителем обязанностей по охране и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и др.).

       С точки зрения гарантий прав лиц, нуждающихся  в установлении над ними опеки  или попечительства, важным является закрепленное в Законе правило, согласно которому, если такому лицу в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления данного лица (так было и ранее), а в отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со ст. 122 СК РФ факта отсутствия родительского попечения (новое правило). В этих случаях орган опеки и попечительства несет такую же ответственность, как и опекун или попечитель.

       Усилена роль судебной защиты по вопросам, связанным  с установлением, осуществлением и  прекращением опеки или попечительства. Предусмотрено обжалование в  судебном порядке актов органов  опеки и попечительства: 

- о назначении  и об отказе в назначении опекуна или попечителя;

- о выдаче  или отказе в выдаче предварительного  разрешения органа опеки и  попечительства на совершение  сделок и других действий, существенно  затрагивающих имущественные права  подопечных;

- об  освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об отстранении их от исполнения таких обязанностей. 

       Законом установлено, что подопечный вправе обжаловать в орган опеки и  попечительства действия или бездействие  опекунов или попечителей. Такое право не ограничено каким-либо возрастом подопечного.

       Кроме того, в Закон включена глава, посвященная  формам государственной поддержки  опеки и попечительства.

 3.3 Изменения, внесенные в Гражданский, Семейный и Жилищный кодексы РФ     

       В связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"  Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предусматривается внести изменения в части первую и вторую Гражданского кодекса РФ, Семейный кодекс РФ, а также Жилищный кодекс РФ.

       В Гражданском кодексе изменения коснулись главы 3 "Граждане (физические лица)" части первой Гражданского кодекса РФ. В частности, установлено, что полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство, при этом недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются, а исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

       Гражданский кодекс РФ дополнен положением, согласно которому к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным ГК РФ, применяются положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации (пп. "б" п. 1 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).

       Статья  ГК РФ, устанавливающая требования к опекунам и попечителям, дополнена  положением, в соответствии с которым  не могут быть назначены опекунами  и попечителями граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (пп. "а" п. 4 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).

       В соответствие с новым  Законом  приведены нормы законодательства, регулирующие отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением  и  прекращением опеки и попечительства.

          Изменена норма ГК РФ, устанавливающая  возможность освобождения опекуна  (попечителя) от исполнения им  своих обязанностей по его  просьбе, - теперь такое освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно вне зависимости от наличия уважительности причин (подп. "б" п. 6 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ). Конкретизированы положения ГК РФ, касающиеся установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).

       В новой редакции изложены нормы Гражданского кодекса РФ, устанавливающие порядок распоряжения имуществом подопечного, а также порядок освобождения (отстранения) опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Предусмотрено, что порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

       В часть вторую Гражданского кодекса  РФ внесены изменения, в соответствии с которыми в случае, если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

       В Семейный кодекс РФ внесены изменения, согласно которым дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

       Семейный  кодекс  РФ, в частности, дополнен положениями, которыми предусмотрено, что устройство ребенка под опеку  или попечительство  осуществляется с учетом его мнения, а назначение опекуна ребенку, достигшему 10 лет, осуществляется с его согласия. Кроме того, Семейный кодекс  РФ дополнен новой главой, регламентирующей устройство детей в организации для детейсирот  и  детей, оставшихся без попечения родителей.

       Передача  братьев и сестер под опеку  или попечительство разным лицам  не  допускается,  за исключением  случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

       Устройство  ребенка под опеку или попечительство допускается  в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору  о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

       Семейный  кодекс также дополнен статьей 1481 о правах и обязанностях опекуна или попечителя ребенка. В новой редакции изложены статьи 152 "Приемная семья" и 153 "Приемные родители", согласно которым приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре, а приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Установлено, что лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Информация о работе Возникновение и развитие института опеки и попечительства