Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:30, дипломная работа
Целью данной работы выступает исторический анализ опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать сравнительно-историческую характеристику правотворческой
эволюции институтов опеки и попечительства;
2. Изучить особенности развития института опеки и попечительства в России;
3. Выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку и попечительство;
4. Определить содержание последних изменений в регламентировании норм, связанных с опекой и попечительством, внесенных в 2008 году.
Введение 6
Глава 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК СИСТЕМА ПРАВООТНОШЕНИЙ 11
1.1 Сущность опеки и попечительства 11
1.2 Задачи и принципы института опеки и попечительства 13
1.3 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства 15
1.4 Патронаж 20
Глава 2. СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 24
2.1 Зарождение института опеки и попечительства в Римском праве 24
2.2 Особенности исторического развития института опеки и попечительства в России 28
2.2.1 Разграничение опеки и попечительства 28
2.2.2 Имущественная заинтересованность в установлении опеки 32
2. 2.3 Опека и попечительство над взрослыми 35
2.2.4 Проблема социального сиротства 39
2.2.5 Возникновение органов опеки и попечительства 42
2. 2.6 Систематизация норм об опеке и попечительстве 44
Глава 3. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 49
3.1Необходимость реформирования законодательства об опеке и попечительстве 49
3.2 Новые основы осуществления опеки и попечительства 50
3.3 Изменения, внесенные в Гражданский, Семейный и Жилищный кодексы РФ 54
Заключение 58
Список использованных источников 61
Возникновение института опеки
и попечительства
Содержание
Введение
В
настоящее время вопросы
Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по числу детей находящихся в зоне социального риска (18 млн.), к ним относятся: дети-сироты (600 тысяч); «социальные сироты» (662,5 тысяч); беспризорные дети (около 2 млн.). В неполной семье воспитывается каждый пятый ребенок.
Такое положение в значительной мере обусловлено наличием недостатков в организации опеки и попечительства. Имеет место разобщенность субъектов управления, несовершенство государственной политики в этой области, отсутствие эффективных общественных институтов.
Опека и попечительство представляют собой форму временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также в необходимых случаях и для обеспечения иных его интересов, в частности, применительно к несовершеннолетним, воспитания, обеспечения достойных условий жизни и т.д.
Понятие опеки и попечительства широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного института в гражданско-правовых отношениях.
Отдельные стороны проблемы применения норм гражданского законодательства об опеке и попечительстве неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты опеки и попечительства разрабатывали Ершова Н.М., Пергамент А.И., и др. Различные аспекты этой проблемы рассматриваются в работах таких ученых в сфере гражданского и других отраслей права, как Веберс Я.Р., Свердлов Г.М., и ряд других авторов.
Деятельность
органов опеки и
Опыт применения старых положений законодательства об опеке и попечительстве показывает, что этот институт работал недостаточно эффективно, что влекло за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
В частности, опека над недееспособными гражданами устанавливалась редко, хотя число пациентов соответствующих лечебных учреждений возрастало. К сожалению, все реже родные и близкие брали на себя заботу о лицах, страдающих психическими расстройствами, что совсем неудивительно на фоне глобального сокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни. Кроме того, именно этот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений со стороны опекунов в отношении имущества подопечного. Во многом данное обстоятельство было вызвано отсутствием механизма эффективного контроля за их действиями, а также неиспользованием органами опеки и попечительства института доверительного управления имуществом подопечных.
Актуальность выбранной темы очевидна, данная работа позволит не только определить новые подходы к исследованию категории опеки и попечительства, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.
Следует также отметить, что 2008 год объявлен Годом семьи в России, и проведение реформ в сфере обеспечения интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан относительно воспитания, обеспечения нормальных условий жизни, позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей, в том числе при применении опеки и попечительства.
Целью данной работы выступает исторический анализ опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать сравнительно-историческую характеристику правотворческой
эволюции институтов опеки и попечительства;
2. Изучить особенности развития института опеки и попечительства в России;
3. Выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку и попечительство;
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.
Объектом анализа настоящей работы являются опека и попечительство как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.
Предметом исследования являются историческое развитие и трансформация норм права, регулирующих данную область отношений.
В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы.
Исторический
метод позволил проследить становление
института опеки и
Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ,2 международно-правовые акты в области регулирования опеки и попечительства, действующее семейное, гражданское, гражданско-процессуальное законодательство Российской Федерации, подзаконные нормативные акты, содержащие правовые нормы, регулирующие институт опеки и попечительства.
Автор
также использовал нормативно-
Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Наибольшее распространение имеет трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей).3 Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства являляется обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
Отношения, связанные с опекой и попечительством, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом „Об опеке и попечительстве“ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними по-прежнему урегулированы Семейным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним актами семейного законодательства. Кроме того, некоторые отношения (не относящиеся к предмету гражданского законодательства) регулируются законами субъектов Российской Федерации — в случаях, допускаемых указанным Федеральным законом „Об опеке и попечительстве“ или Семейным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 48-ФЗ от 24.04.2008 под опекой понимается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.4
Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими определенных действий.
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом в акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона N 48-ФЗ).
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
1.2 Задачи и принципы института опеки и попечительства
К
задачам института опеки и
попечительства относятся следующие:
1. Защита прав и интересов граждан, находящихся
под опекой и попечительством. Эта задача
должна быть признана центральной, основной.
Все меры, предпринимаемые как опекунами
(попечителями), так и органами опеки и
попечительства и другими органами и лицами,
должны быть направлены на обеспечение
прав и интересов находящегося под опекой
(попечительством) гражданина. Этой задачей
обусловлено содержание комплекса прав
и обязанностей опекунов (попечителей),
органов опеки и попечительства, ею предопределены
и нормы об ответственности указанных
субъектов.
2. Обеспечение установления опеки и попечительства
в отношении нуждающихся в этом граждан.
Эта задача носит организационный характер,
и ее выполнение состоит в выявлении нуждающихся
в опеке (попечительстве) лиц и поиске
граждан, желающих принять над ними опеку
(попечительство). Ее осуществление требует
усилий органов государственной власти
и местного самоуправления, поскольку
недостатки в психической деятельности
лица или малолетство, как правило, не
позволяют ему самому обратиться за помощью
и попросить организовать его устройство.
3. Обеспечение достойного уровня жизни
граждан, находящихся под опекой или попечительством.
Речь идет о мерах, направленных на удовлетворение
бытовых потребностей подопечного лица
(в жилье, пище, одежде, медицинском уходе
и проч.) как основы его нормальной жизнедеятельности.
Осуществление этих мер, как отмечалось
ранее в работе, должно производиться
прежде всего за счет самого подопечного,
его "внутреннего ресурса", и лишь
затем - за счет третьих лиц или государства
(муниципального образования).
Информация о работе Возникновение и развитие института опеки и попечительства