Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 05:00, реферат
С началом действия Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в жилищном праве были созданы правовые институты управления многоквартирными домами, появились новые правовые принципы регулирования отношений, возникающих между собственниками помещений в многоквартирном доме по поводу управления и содержания общего имущества многоквартирного дома. Законодателем преследовалась цель создать правовой механизм, который способен был регулировать правоотношения собственников помещений многоквартирного дома.
Цель работы:
Определить отличия и характерные особенности функционирования института непосредственного управления собственниками многоквартирного дома от других институтов (форм) управления многоквартирным домом;
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливают обязанность нести собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Осуществлять контроль за содержанием общего имущества
Собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе:
а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;
б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);
в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения».
Также эти правила устанавливают основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно – услуги, работы, общее имущество) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – изменение размера платы).
Согласно ч. 2, ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Таким
образом, для каждого собственника
помещений в многоквартирном доме
доля обязательных расходов на содержание
общего имущества определяется долей
в праве общей собственности на общее
имущество в данном доме.
2.1.3 Доли собственника на объекты общей собственности в МКД
В жилищном законодательстве есть понятие «состав общего имущества в многоквартирном доме», в связи с этим появилась необходимость распределить пропорционально права и обязанности на содержание и использование общего имущества между собственниками МКД.
По мнению Матиящук С.В. нормы жилищного кодекса РФ, устанавливают особый правовой режим собственности на общее имущество в многоквартирном доме, среди его отличительных черт можно выделить следующие:
– общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников как квартир, так и нежилых помещений;
– общее имущество в многоквартирном доме не является самостоятельным объектом оборота, и, как следствие, оно не подлежит продаже, найму, залогу и не может быть отчуждено самостоятельно собственником помещения иным, предусмотренным Гражданским кодексом РФ способом;
– доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме является неотъемлемой частью квартиры или нежилого помещения в таком доме;
– доля каждого собственника жилого или нежилого помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме не может быть выделена в натуре;
– доля каждого собственника квартиры или нежилого помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади квартиры или нежилого помещения. Необходимо учитывать, что общую площадь как квартиры, так и нежилых помещений следует определять как сумму площадей их помещений: комнат и вспомогательных помещений (кухни, коридоров, санузлов, встроенных шкафов и т.п.), за исключением лоджий и балконов.
Таким
образом, доля собственника определяется
в процентном или численном отношении
к совокупной площади всех жилых либо
нежилых помещений находящихся в собственности
граждан. На основании этой доли распределяются
расходы связанные с содержанием и ремонтом
общего имущества МКД, а так же при голосовании
во время принятия кого либо решения на
общем собрании собственников МКД, учитывается
как долевой голос, а не как один собственник,
один голос. Кроме того эта информация
может вносится в свидетельство «О регистрации
недвижимого имущества», а при некоторых
формах управления МКД должна быть внесена
обязательно».
2.2 Общее собрание собственников
помещений как орган
управления МКД
Имея
в собственности жилое или
не жилое помещение в
Для реализации этого права, ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрен орган управления многоквартирным домом, им является общее собрание собственников помещений многоквартирного дома.
Нормами этой статьи детально регламентируется процедура созыва и проведения общего собрания, включая порядок определения лиц, имеющих право на участие в общем собрании, формирования повестки дня, сообщения информации об общем собрании, определения кворума собрания, учета и подсчета голосов собственников. Большинство норм, регулирующих порядок проведения общего собрания, носит императивный характер, т.е. не может быть изменено по соглашению с собственниками. Данная, необходимость вызвана не допустить злоупотреблений, поэтому норма носит императивный детально прописанный порядок созыва и проведения общего собрания собственников.
Согласно ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом признано общее собрание собственников помещений в данном доме. Такой орган управления должен действовать во всех многоквартирных домах независимо от вида жилищного фонда (государственный, муниципальный или частный).
2.2.1 Компетенция общего собрания собственников МКД
Как уже говорилось выше, созывается для принятия решения по вопросам содержания и распоряжения общим имуществом МКД, ст. 45 ЖК РФ предусматривает два вида общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме – годовое и внеочередное. к их компетенции относится:
– принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
– принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
– принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме;
– другие вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Помимо
годового общего собрания собственники
помещений в многоквартирном доме
могут проводить и внеочередные собрания.
По смыслу действующего жилищного законодательства,
все отличие между общим годовым и внеочередным
собранием состоит в том, что последнее
проводят не в обязательном порядке, а
по желанию хотя бы одного из собственников
квартиры в данном доме. В соответствии
ч. 3, ст. 45 ЖК РФ для принятия решения на
общем собрании необходимо наличие кворума,
участия в собрании собственников которые
обладают долей в общем имуществе МКД
более 50 процентов.
2.2.2 Порядок организации общего собрания МКД
Правила проведения общего собрания собственников помещений в много квартирном доме впервые установлены в ст. 45 Жилищного кодекса РФ. Собственники помещений в много квартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливаются общ им собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Такое общее собрание может быть как очередным (проводится один раз в год), так и внеочередным (созывается в любое время по инициативе любого из собственников жилых ил и нежилых помещений многоквартирного дома). Лица, не являющиеся собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме, не вправе инициировать созыв общего собрания собственников помещений в этом доме.
Как очередное, так и внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено путем:
а)
совместного присутствия
б) проведения заочного голосования, путём передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Инициатор общего собрания обязан разместить информацию в которой должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2)
форму проведения данного
Очное голосование предполагает личное совместное присутствие собственников для обсуждения и принятия решения по пунктам повестки дня.
Заочное голосование – это выявление мнения собственников способом письменного опроса. Собственники в письменном виде выражают свое мнение по вопросам, поставленным на голосование.
При
заочном голосовании
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования – дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5)
порядок ознакомления с
Решение общего собрания и голосование на общем собрании