Способы приобретения и прекращения гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – исследование способов приобретения и прекращения гражданства РФ.

Задачи работы:

общая характеристика института гражданства;
исследование особенностей порядка приобретения гражданства РФ;
исследование особенностей порядка прекращения гражданства РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института гражданства 8
1.1. Гражданство – история и основные функции института 8
1.2. Тенденции правового регулирования гражданства и подданства в современном мире 28
Глава 2. Способы приобретения гражданства РФ 41
2. 1. Признание российского гражданства 41
2.2. Приобретение российского гражданства 45
2.2.1. Общий порядок приобретения российского гражданства 45
2.2.2. Производство по делам о гражданстве РФ 48
2.2.3. Проблемные вопросы в приобретении гражданства РФ 58
2.3. Почетное гражданство 64
Глава 3. Прекращение российского гражданства 67
3.1. Отказ от гражданства 67
3.2. Прекращение гражданства по инициативе государства 69
Заключение 77
Список литературы 83

Работа содержит 1 файл

гражданство рф диплом.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

      Право на гражданство является важной составной  частью правового статуса личности, а реализация этого права накладывает  на государство обязанность обеспечивать и защищать закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы личности.

     Право на гражданство занимает особое место  среди основных прав человека в Российской Федерации, а его реализация гарантируется  Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его без его согласия (ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации).

     Под конституционно-правовыми гарантиями реализации права на гражданство  в Российской Федерации автор понимает совокупность норм конституционного права, обеспечивающих фактическую реализацию интересов человека по поводу гражданства, а также их защиту от возможных нарушений.

     Конституционные гарантии реализации права на гражданство  в Российской Федерации можно классифицировать на следующие группы:

     - основополагающие принципы и  нормы-гарантии, положенные в основу  правового регулирования взаимоотношений  личности и государства в Российской  Федерации;

     - закрепленные в Конституции Российской Федерации и нормативных правовых актах основополагающие начала реализации права на гражданство в Российской Федерации.

     К особой группе юридических гарантий права на гражданство относятся  гарантии судебной защиты нарушенных интересов.

     Провозглашая  приоритетом соблюдение, защиту прав и свобод человека и гражданина, в качестве важнейших основ конституционного строя, Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве устанавливают основополагающие нормы-принципы, которые должны соблюдаться при реализации права на гражданство в Российской Федерации, а именно: свобода и добровольность выбора гражданства; недопустимость лишения гражданства; недопустимость выдачи гражданина Российской Федерации другому государству; сохранение российского гражданства за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами; сохранение гражданства при заключении или расторжении брака; единство гражданства; принцип равного гражданства; допустимость двойного гражданства; сокращение безгражданства.  

      Основная  проблема эффективности конституционных  гарантий реализации права на гражданство  в Российской Федерации состоит  в создании прочных законодательных (юридических) гарантий, содержащихся в нормах конституционных федеральных и федеральных законов и зависит от их логичности и системности, целесообразности, четкой направленности и определенности применительно к конкретному субъекту и соответствующему виду общественных отношений.

     В настоящее время можно отметить следующие проблемные вопросы приобретения российского гражданства на основе анализа ФЗ «О гражданстве» от 2002 г.:

     Статья 7 предусматривает предоставление защиты и покровительства гражданам  Российской Федерации, находящимся  за ее пределами. Но в Законе не дается определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями.

     Неполным является также положение статьи 14, закрепляющее правила приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Так, по упомянутой статье в упрощенном порядке получить гражданство России имеют право лица, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, обладающего гражданством Российской Федерации. Но на практике возможна и обратная ситуация, когда дети обладают гражданством России, а их родители претендуют на его получение. Тем самым законодатель поставил в неравное положение «отцов и детей».

     Не  лишена недостатков статья 16 рассматриваемого нами Закона, устанавливающая основания  отклонения заявлений о приеме в  гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Так, отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, состоящими на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства.

     Российская  практика начала 90-х годов показала, что военнослужащие из бывших республик  Союза ССР, получившие российское гражданство  в соответствии с требованиями Закона о гражданстве, утратившего силу, добросовестно исполняют свои обязанности, а в некоторых случаях даже лучше, чем их сослуживцы. Такая же ситуация сложилась с работниками органов прокуратуры и внутренних дел.

     Отдельное внимание следует уделить институту двойного гражданства. Конституция Российской Федерации допускает для своих граждан право иметь гражданство иностранного государства, но в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (статья 62). Равно как и иностранный гражданин наделен правом иметь одновременно российское гражданство на основе международного договора России с государством, гражданством которого обладает данный гражданин.

     Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» во исполнение конституционных положений определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

     Правоведы приводят ряд убедительных аргументов в пользу двойного гражданства. Во-первых, лица, обладающие двойным гражданством, получают возможность безвизового въезда в страну второго гражданства, а также во все иные страны, с которыми имеются соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо. Во-вторых, лица с двойным гражданством имеют более широкие права в сфере предпринимательства и трудоустройства, которые труднодоступны иностранцам. В-третьих, наличие двойного гражданства в некоторых странах решает проблемы с медицинским обслуживанием и социальным обеспечением. В-четвертых, в некоторых правопорядках вместе с получением гражданства приобретаются и льготы в налогообложении.

     С точки зрения гражданина, к отрицательным  сторонам двойного гражданства в  некоторых странах следует отнести  необходимость исполнения обязанности  по несению военной службы, ряд ограничений в отношении занятия ряда государственных должностей, возможные проблемы в налоговой области, связанные с разницей в налоговом законодательстве, а также иные проблемы.

     Работая над вопросами гражданства, авторы столкнулись с проблемой употребления различных терминов в российской правовой системе и правовых системах развитых европейских государств. Речь идет о таких понятиях, как двойное и множественное гражданство. В законодательстве большинства развитых европейских государств используется такой термин, как множественное гражданство. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года оперирует такой же категорией, подразумевая под множественным гражданством обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух и более государств. Если сопоставить определение двойного гражданства в российском Законе и определение множественного гражданства, которым оперирует Страсбургская конвенция, то мы не сможем найти различия в содержании определений. Мы считаем, что законодатель использовал более узкое понятие (двойное гражданство), хотя практически Конституция Российской Федерации употребляет аналогичный термин, если бы в Законе использовался термин «множественное гражданство», то никакого противоречия между Конституцией и Законом не было бы, кроме того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации не запрещают лицу обладать только гражданством двух государств.

 

    2.3. Почетное гражданство

 

     Российским  законодательством на различных  этапах его развития неоднократно предусматривался институт почетного гражданства.

     В Российской империи учрежденное  в 1832 г. почетное гражданство являлось, как уже ранее отмечалось, вторым, после дворянства, привилегированным  сословием, образованным для того, чтобы  ограничить стремление всех мало-мальски образованных людей получить дворянство. Почетное гражданство было создано как среднее почетное сословие, освобожденное от телесного наказания, от рекрутчины, от дисциплинарной власти налоговых органов и пользующееся рядом других привилегий. Его предполагалось сделать высшим городским сословием.

     В советской России наряду с уничтожением сословий и чинов исчезло и  почетное гражданство. Следует заметить, что почетное гражданство городов  не было упразднено, но внимание к нему существенно снизилось. Это произошло, вероятнее всего, в связи с тем, что основная масса почетных граждан, которые получили это звание за благотворительную деятельность, принадлежала к правящим сословиям. Были найдены более современные формы общественного признания. Появились звания: почетного красноармейца, почетного депутата Совета, почетного ударника, стахановца, рабочего, колхозника. Присваивались также звания почетных граждан (жителей) городов, почетных крестьян уезда и т.п. По своему содержанию все эти виды признания личных заслуг граждан имели немало общего с почетным гражданством.

     Постепенно  начало возобновляться и почетное гражданство. В 1967 г. оно было введено в 36 республиканских, краевых, областных центрах. В дальнейшем оно стало присваиваться почти  во всех республиканских, краевых, областных, окружных центрах, а также во многих городах, районных центрах, поселках городского типа, селах. Стали учреждаться звания почетного гражданина района, округа, области.

     Институт  почетного гражданства получил  юридическое оформление в нормативных актах местных органов государственной власти. Обычно оно сводилось к принятию двух документов: решения об учреждении почетного звания и Положения о звании «Почетный гражданин».

     За  годы советской власти звание почетного  гражданина было присвоено многим выдающимся людям страны, например Ю.А. Гагарин был почетным гражданином более чем 300 городов страны.

     Имена всех почетных граждан в хронологической  последовательности записывались в  специально учрежденной «Книге почетных граждан города», которая хранилась в городском Совете.

     В действующем Законе о гражданстве 2002 г. институт почетного гражданства  не предусмотрен, хотя в регионах России он продолжает использоваться.

     Например, Законом г. Москвы от 25 января 1995 г. «О почетном гражданине города Москвы» восстановлено существовавшее до 1917 г. звание «Почетный гражданин города Москвы». В нем указывается (ст. 1), что звание «Почетный гражданин города Москвы» учреждается в целях признания выдающихся заслуг граждан перед городом, поощрения личной деятельности, направленной на пользу города, обеспечение его благополучия и процветания.

     Звание  «Почетный гражданин» присваивается Московской городской Думой персонально, пожизненно гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам и не может быть отозвано (ст. 2). Лицу, удостоенному звания «Почетный гражданин», вручается Грамота и Знак Почетного гражданина города Москвы. В качестве документа, подтверждающего факт присвоения лицу этого звания, выдается специальное удостоверение (ст. 3).

     Основаниями для присвоения звания «Почетный гражданин» являются:

     - долговременная и устойчивая  известность среди жителей города  на почве эффективной благотворительной  деятельности;

     - совершение мужественных поступков  во благо города;

     - авторитет лица у жителей г.  Москвы, обретенный длительной общественной, культурной, научной, политической, хозяйственной, а также иной деятельностью с выдающимся результатом для Российской Федерации и г. Москвы. Иностранным гражданам это звание может присваиваться по иным основаниям, в том числе связанным с большой общественно-политической значимостью акта присвоения этого звания (ст. 9).

     Аналогичные законы приняты и в ряде других субъектов Федерации, например: Закон  Владимирской области от 15 ноября 1996 г. «О присвоении звания «Почетный гражданин Владимирской области»; Закон Калужской области от 13 апреля 1995 г. «О почетном гражданине Калужской области»; Закон Свердловской области от 18 октября 1995 г. «О почетных гражданах Свердловской области»; Закон г. Санкт-Петербурга от 14 декабря 1995 г. «О звании «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».

     В ряде субъектов Федерации приняты  законы о наградах и почетных званиях  этих субъектов, в которых содержатся разделы или статьи, посвященные  почетному гражданству. Например, согласно ст. 8 Закона Иркутской области «О наградах и почетных званиях в Иркутской области» (в ред. от 16 декабря 1997 г.) почетное звание «Почетный гражданин Иркутской области» является высшим признанием заслуг удостоенного его лица перед областью и присваивается за особо выдающиеся заслуги в сфере общественной и государственной деятельности по защите прав человека, укреплению мира и согласия в области, за деятельность, способствующую всестороннему развитию области в составе Российской Федерации, повышению ее авторитета в Российской Федерации и за рубежом.

Информация о работе Способы приобретения и прекращения гражданства РФ