Способы приобретения и прекращения гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – исследование способов приобретения и прекращения гражданства РФ.

Задачи работы:

общая характеристика института гражданства;
исследование особенностей порядка приобретения гражданства РФ;
исследование особенностей порядка прекращения гражданства РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института гражданства 8
1.1. Гражданство – история и основные функции института 8
1.2. Тенденции правового регулирования гражданства и подданства в современном мире 28
Глава 2. Способы приобретения гражданства РФ 41
2. 1. Признание российского гражданства 41
2.2. Приобретение российского гражданства 45
2.2.1. Общий порядок приобретения российского гражданства 45
2.2.2. Производство по делам о гражданстве РФ 48
2.2.3. Проблемные вопросы в приобретении гражданства РФ 58
2.3. Почетное гражданство 64
Глава 3. Прекращение российского гражданства 67
3.1. Отказ от гражданства 67
3.2. Прекращение гражданства по инициативе государства 69
Заключение 77
Список литературы 83

Работа содержит 1 файл

гражданство рф диплом.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

      Вместе  с тем Закон 2002 г. предусматривает обстоятельства, облегчающие прием в гражданство. В нем указывается, что пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:

      а) рождение лица на территории РСФСР  и наличие у него в прошлом гражданства;

      б) состояние в браке с гражданином  Российской Федерации не менее трех лет;

      в) наличие у нетрудоспособного  лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих  гражданство Российской Федерации ;

      г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

      д) предоставление лицу политического  убежища на территории Российской Федерации;

      е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

      Последнее основание зачастую сталкивается при  реализации с рядом практических проблем. Так, «Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила без изменения решения Санкт-Петербургского городского суда, которым оставлена без удовлетворения жалоба гражданина Иордании на действия Миграционной службы Санкт-Петербурга, отказавшей ему в предоставлении статуса беженца. Суд всесторонне исследовал причины, побудившие заявителя выехать из Ливана и не возвращаться в страну его гражданской принадлежности - Иорданию, и правильно сделал вывод о том, что ими явились опасность преследования со стороны властей этих государств не за политические убеждения, а за конкретную военную деятельность, а также социально - экономические причины: нестабильность обстановки в данном регионе, слаборазвитая экономика, желание заявителя дать своим детям возможность жить в иных условиях. Вместе с тем Федеральный закон «О беженцах» не предусматривает эти причины в качестве достаточных оснований для предоставления заявителю статуса беженца»54.

      Имеют место случаи обжалования в суд  решений (действий) других государственных  органов, затрагивающих права беженцев.

      «Так, Ленинским районным судом г. Самары было рассмотрено дело по жалобе О. на действия администрации Ленинского района г. Самары, отказавшей ей в постоянной регистрации по месту жительства ее сестры в г. Самаре в связи с тем, что в случае такой регистрации будут существенно ухудшены жилищные условия лиц, проживающих в этом жилом помещении. Как установил суд, заявительница О. является беженкой, ее сестра согласна на регистрацию О. с детьми на занимаемой ею жилой площади. Согласно п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 1992 г. «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» разрешена регистрация беженцев и вынужденных переселенцев на жилой площади их родных и знакомых при их согласии независимо от размеров жилой площади. При таких обстоятельствах суд правильно удовлетворил жалобу»55.

      «В судебном порядке разрешались также споры о выселении беженцев. Гагаринский межмуниципальный (районный) суд Юго - Западного административного округа г. Москвы рассмотрел иск гостиницы «Академическая» к М. о выселении в предоставленное жилое помещение. Как установил суд, на момент рассмотрения дела М. с двумя детьми имели статус беженцев и временно бесплатно проживали в гостинице «Академическая». Самостоятельно М. не принимала никаких мер по реализации права на выбор постоянного места жительства. В 1997 г. М. с семьей была выделена отдельная двухкомнатная квартира в г. Ростове, которая на день судебного заседания оставалась свободной и закрепленной за М. Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О беженцах» лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья. Поскольку М. с детьми получила жилье для постоянного проживания, суд правильно удовлетворил иск о выселении из гостиницы»56.

      Установлены случаи обращений в суды в связи  с отказом территориальных органов  федеральной миграционной службы России зарегистрировать ходатайство заявителя  о предоставлении статуса вынужденного переселенца. «Решением Мещанского межмуниципального (районного) суда Центрального административного округа г. Москвы удовлетворена жалоба А. на действия Миграционной службы г. Москвы, отказавшей зарегистрировать ходатайство А. о предоставлении статуса вынужденного переселенца в связи с пропуском месячного срока со дня приобретения гражданства Российской Федерации. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 2 упомянутого Закона вынужденным переселенцем не может быть признано, в частности, лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации. Как установил суд, А. являлся беженцем и приобрел гражданство России в порядке регистрации в соответствии с п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), однако обратиться с ходатайством в Миграционную службу в месячный срок не мог, так как находился на стационарном лечении в больнице. Суд признал причину пропуска месячного срока уважительной и обязал Миграционную службу г. Москвы зарегистрировать ходатайство»57.

      Закон о гражданстве 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им.

      Упрощенный  порядок приема в гражданство  не предусматривает необходимости проживания на территории Российской Федерации и позволяет приобрести гражданство Российской Федерации лицам, проживающим за границей. Это касается иностранцев и лиц без гражданства, которые:

      а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного  родителя, имеющего гражданство Российской Федерации58;

      б) имели гражданство СССР, проживали  и проживают в государствах, входивших  в состав СССР, не получили гражданства  этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

      Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» установил также, что упрощенным порядком пользуются граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

      В этом Законе также устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного Законом, если указанные граждане и лица:

      а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

      б) состоят в браке с гражданином  Российской Федерации не менее трех лет;

      в) являются нетрудоспособными и имеют  дееспособных сына или дочь, достигших  возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

      Нетрудоспособные  иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного Законом, и без представления вида на жительство.

      Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

      В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

      Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для  них упрощенный порядок приема в  гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории Российской Федерации и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

      К числу лиц, принимаемых в упрощенном порядке в этих случаях, относятся:

      а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такого согласия не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

      б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;

      в) ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека  или попечительство, - по заявлению  опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

      Прием в гражданство Российской Федерации  в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови  и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией  как своей исторической родиной.

      Закон о гражданстве 2002 г. предусматривает ряд оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (ст. 16). В соответствии с ним отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:

      а) выступают за насильственное изменение  основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

      б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

      в) использовали подложные документы  или сообщили заведомо ложные сведения;

      г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

      д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

      е) преследуются в уголовном порядке  компетентными органами РФ или компетентными  органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

      ж) осуждены и отбывают наказание в  виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным  законом (до истечения срока наказания).

      Таким образом, законодателем учтены многолетняя  практика, интересы государства и  общества. По сравнению с ранее  действовавшим Законом основания  для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации  существенно расширены и конкретизированы и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве.

    2.2.3. Проблемные вопросы  в приобретении  гражданства РФ

 

     Закон о гражданстве, отражая преемственность  основных положений института гражданства, четко и конструктивно регламентирует вопросы гражданства, обеспечивает приведение законодательства о гражданстве в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации, с международными стандартами и требованиями.

     Однако  практика реализации Закона о гражданстве  свидетельствует, что процесс формирования института гражданства в Российской Федерации нельзя признать сложившимся и завершенным. Имеющие место пробелы и коллизии законодательства в этой области отрицательно сказались на соблюдении прав и социальной защищенности отдельных групп населения России и ряда категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, переселенцев из республик бывшего СССР.

      Право на гражданство занимает особое место  в системе основных прав, относится  к числу неотъемлемых прав человека, является его изначальным правом, присущим ему по рождению, благодаря чему человек не может быть лишен гражданства государством и его органами.

Информация о работе Способы приобретения и прекращения гражданства РФ