Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 12:39, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – исследование способов приобретения и прекращения гражданства РФ.
Задачи работы:
общая характеристика института гражданства;
исследование особенностей порядка приобретения гражданства РФ;
исследование особенностей порядка прекращения гражданства РФ.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института гражданства 8
1.1. Гражданство – история и основные функции института 8
1.2. Тенденции правового регулирования гражданства и подданства в современном мире 28
Глава 2. Способы приобретения гражданства РФ 41
2. 1. Признание российского гражданства 41
2.2. Приобретение российского гражданства 45
2.2.1. Общий порядок приобретения российского гражданства 45
2.2.2. Производство по делам о гражданстве РФ 48
2.2.3. Проблемные вопросы в приобретении гражданства РФ 58
2.3. Почетное гражданство 64
Глава 3. Прекращение российского гражданства 67
3.1. Отказ от гражданства 67
3.2. Прекращение гражданства по инициативе государства 69
Заключение 77
Список литературы 83
Вместе
с тем, признавая значение брачного
союза для каждого человека, Конвенция
предусматривает возможность
Нормы, касающиеся гражданства и брака, в полной мере соответствуют также Европейской конвенции о гражданстве, в которой указывается (п. «d» ст. 4), что ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.
На защиту стабильности отношений гражданства, а также охрану интересов детей направлено положение законов о гражданстве, устанавливающее, что расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Самостоятельную группу связанных с гражданством отношений, регулируемых нормами права, составляют отношения по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства по своим последствиям близко примыкает к признанию гражданства. Однако по своему содержанию эти субинституты гражданства различны: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, а признаются таковыми как раз те, которые являются гражданами.
Все отношения по приобретению гражданства (а соответственно и регулирующие их правовые нормы) можно разделить на отношения по поводу приобретения гражданства:
а) по рождению (происхождению);
б)
приемом в него (укоренением, натурализацией)
и восстановлением в
Приобретение гражданства по рождению (происхождению) регулируется законодательством в зависимости от гражданства родителей (так называемое «право крови») и в зависимости от места рождения (так называемое «право почвы») или посредством комбинации этих двух начал. «Право крови» (jus sanguinis) означает, что лицо, рожденное от граждан данного государства, приобретает его гражданство независимо от места рождения. Таким образом, «право крови» означает государственную принадлежность родителей, а не их национальность. «Право почвы» (jus soli) означает, что лицо, родившееся на территории соответствующего государства, приобретает его гражданство независимо от гражданства своих родителей.
В законодательстве Российской империи не содержалось никаких положений о том, кто признается русским подданным по рождению. В нем не было даже прямого указания на то, что вообще рождением можно приобретать подданство.
Одним
из традиционных оснований приобретения
российского гражданства
Закон о гражданстве Российской Федерации 1991 г. рассматривал выбор гражданства (оптацию) в качестве одного из оснований приобретения гражданства (п. «е» ч. 1 ст. 12). В нем указывалось (ст. 21), что при изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством РФ, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определенные международным договором Российской Федерации.
В несколько измененной форме воспроизводит указанную статью действующий Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. В нем установлено (ст. 17), что при изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации. Данная норма соответствует международной практике и ст. 19 Европейской конвенции 1997 г. об урегулировании вопросов гражданства путем заключения международных договоров.
Разумеется, и оптация может быть связана с принципом самоопределения наций, в частности, при территориальных изменениях. В этом случае она дает возможность лицам, принадлежащим к разным нациям, населяющим территорию, переходящую от одного государства к другому, путем индивидуального выбора гражданства одного из этих государств сохранить или упрочить связь с соответствующей нацией, но право оптации всегда предоставляется в конечном счете непосредственно заинтересованным лицам. При самоопределении какой-либо нации выбор гражданства носит производный характер, зависит от решения основного вопроса о будущем национальном государстве и осуществляется не в индивидуальном порядке, а всей нацией51.
Сравнение данных о числе иммигрантов в Россию с числом лиц, получивших гражданство, показывает, что в последние годы получают гражданство не только вновь прибывшие, но и многие из тех, кто приехал в Россию в прошлом десятилетии. Многие их этих мигрантов жили по старым «советским» паспортам, и кампания по переходу на бланки паспортов нового типа в 2002-2004 годах вызвала потребность в урегулировании их статуса. Для этого в законодательство была внесена специальная норма, упрощавшая получение российского гражданства тем лицам, кто на 1 июля 2002 года был зарегистрирован по месту жительства или имел разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Из-за большого числа таких случаев, в начале 2008 года было принято постановление о продлении до 1 января 2009 года срока действия старых «советских» паспортов для этой категории мигрантов.
На рис. 2 отчетливо виден «переломный момент» ввода в действие сначала закона 1993 г., потом нового закона о гражданстве в 2003 году и неизбежных отсрочек, вызванных отработкой новых процедур, после которого произошло резкое увеличение числа лиц, получивших российское гражданство.
Рисунок 2.1. Число лиц, получивших гражданство Российской Федерации и число иммигрантов, 1992-2006 годы, тыс. человек52
Следует отметить, что вопросы приобретения и выхода из гражданства России также решаются консульскими учреждениями МИД России за рубежом. По данным руководства МИД, ежегодно консульские учреждения оформляют гражданство Российской Федерации для 50 тысяч человек и выход из гражданства еще для 10 тысяч человек. С 1992 года по настоящее время сформирована электронная база данных, в которой хранятся данные более чем 2 миллионов лиц, изменивших гражданство через консульства России, поэтому приведенная статистика является очень приблизительной, а в отношении выхода из гражданство, которое по большей части оформляется через консульские учреждения, не может быть сформирована в принципе53.
Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. в отличие от ранее действующего закона объединяет все условия приобретения гражданства по рождению в ст. 12. В ней указывается, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
б)
один из его родителей имеет
в)
один из его родителей имеет
г) оба его родителя или единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители или единственный родитель, не предоставляют ему свое гражданство.
Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев.
Закон
устанавливает новое правило, согласно
которому ребенок, родившийся на территории
России от состоящих в браке родителей,
имеющих различное гражданство,
приобретает гражданство
Одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства является прием в гражданство. Так как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.
Поскольку
государства не признают себя обязанными
принимать в гражданство
Устанавливая
такие условия, государство преследует
цель предотвратить прием в
Существенные изменения в порядок приема в гражданство Российской Федерации внес Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. Так, в соответствии со ст. 13 устанавливается общий порядок приема в гражданство Российской Федерации. Он предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Однако таким правом пользуются далеко не все из указанных граждан и лиц - оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые отвечают следующим основным требованиям Закона. Эти лица должны:
1) иметь вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;
2)
проживать на территории
3)
взять на себя обязательство
соблюдать Конституцию и
4)
иметь законный источник
5)
обратиться в полномочный
6)
владеть русским языком. Порядок
определения уровня знаний
Отказ
от иного гражданства при
Информация о работе Способы приобретения и прекращения гражданства РФ