Способы приобретения и прекращения гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – исследование способов приобретения и прекращения гражданства РФ.

Задачи работы:

общая характеристика института гражданства;
исследование особенностей порядка приобретения гражданства РФ;
исследование особенностей порядка прекращения гражданства РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института гражданства 8
1.1. Гражданство – история и основные функции института 8
1.2. Тенденции правового регулирования гражданства и подданства в современном мире 28
Глава 2. Способы приобретения гражданства РФ 41
2. 1. Признание российского гражданства 41
2.2. Приобретение российского гражданства 45
2.2.1. Общий порядок приобретения российского гражданства 45
2.2.2. Производство по делам о гражданстве РФ 48
2.2.3. Проблемные вопросы в приобретении гражданства РФ 58
2.3. Почетное гражданство 64
Глава 3. Прекращение российского гражданства 67
3.1. Отказ от гражданства 67
3.2. Прекращение гражданства по инициативе государства 69
Заключение 77
Список литературы 83

Работа содержит 1 файл

гражданство рф диплом.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

     На  самом же деле лишение гражданства  не противоречит демократическим принципам. Недопустимо только произвольное, т.е. не основанное на законе, общепризнанных принципах международного права  и безосновательное лишение гражданства. В частности, это подчеркивается в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., где провозглашено, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства»61.

     Факт  использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ устанавливается в судебном порядке. Основываясь на судебном решении, компетентный государственный орган, вынесший ранее решение о приобретении лицом гражданства РФ, отменяет это решение.

     Закон 1991 г. устанавливал предельный срок для отмены решения о предоставлении лицу гражданства РФ - пять лет. По прошествии этого срока российское гражданство, полученное даже на основе фальсификации, не могло уже быть отменено. В настоящее время подобных норм в законодательстве не содержится. Кроме того, Законом 1991 г. был установлен принцип индивидуальной ответственности, и отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространялась на детей лица, получившего российское гражданство обманным путем. Исключение составлял случай, когда в судебном порядке была доказана осведомленность супруга и (или) детей о том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Закон 2002 г. ничего не говорит о характере влияния отмены решения о приобретении гражданства РФ на гражданство детей лица, лишаемого российского гражданства, если гражданство РФ ими было приобретено одновременно с ним. Учитывая данный факт, а также то, что в случае отмены решения по вопросам гражданства оно считается недействительным со дня его принятия, можно заключить, что по общему правилу отмена решения о приобретении лицом гражданства РФ влечет за собой и прекращение российского гражданства его детей.

     Правда, и здесь есть ряд изъятий, как  кажется, вполне разумных. Во-первых, гражданство  РФ ребенка не может быть прекращено даже по такому основанию, если в результате ребенок станет лицом без гражданства. Кроме того, дети не могут быть лишены гражданства РФ, если российское гражданство сохраняет хотя бы один из их родителей. Последнее правило закреплено в Европейской конвенции от 7 ноября 1997 г., а также вытекает из смысла Закона 2002 г.

     Проведя сравнительный анализ Законов о  гражданстве РФ 1991 и 2002 гг. в разрезе  вопросов прекращения гражданства, можно сделать следующий вывод.

     Закон 2002 г. принимался в новых историко-политических условиях, характеризующихся окончанием переходного периода российской государственности, в отличие от ранее действующего Закона 1991 г., который принимался в период распада союзного государства и образовании на его территории новых независимых государств. Эти факторы объясняют многие концептуальные различия в регулировании рассматриваемыми нормативными актами вопросов прекращения гражданства РФ.

     Кроме того, если Закон 1991 г., учитывая общественно-политическую обстановку, разрабатывался и принимался наспех, то у разработчиков нового Закона о гражданстве было время на четкую проработку норм права, учет международных принципов гражданства, изложенных, в частности, в Европейской конвенции о гражданстве.

    Заключение

 

     С развитием цивилизации и с повсеместным проникновением демократических институтов, данное различие между понятием «гражданство» и «подданство» становится чисто условным и не содержит того смысла, который был в него первоначально заложен.

     Законодательство  о гражданстве до образования Союза ССР не представляло единого целого, поскольку акты о гражданстве издавались советскими республиками. Первые акты о советском гражданстве не могли претендовать на исчерпывающую регламентацию всех вопросов, относившихся к приобретению и утрате советского гражданства. Однако именно ими был заложен тот правовой фундамент, на основе которого стало развиваться и совершенствоваться все последующее законодательство в этой области. С образованием Союза ССР было установлено единое союзное гражданство для всех граждан союзных республик, что нашло законодательное закрепление в    ст. 7 Конституции СССР 1924 г.

      Для союзного законодательства о гражданстве  было характерно следующее: сосредоточение правомочий по законодательной регламентации отношений гражданства у союзных органов; отсутствие юридического оформления республиканского гражданства; постепенное сужение правомочий союзных республик по решению конкретных вопросов гражданства.

     Распад  Советского Союза потребовал отразить в правовом плане произошедшие геополитические изменения, что прежде всего коснулось института российского гражданства. Закон о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.1 существенно обогатил содержание института гражданства, положил начало новому подходу к его пониманию как основы конституционного строя, выражения суверенитета государства. В законе нашло закрепление республиканское гражданство, носившее со времени образования СССР и в течение всей его истории формальный характер.

     Закон о гражданстве, сущностью и главной особенностью которого являлась возможность упрощенного получения российского гражданства соотечественниками, разрабатывался в условиях переходного периода от распада СССР к образованию на его территории ряда независимых государств, в силу чего не мог учитывать особенностей последующего развития Российской Федерации, ее правовой системы, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами. Поскольку он был принят до принятия Конституции Российской Федерации, отдельные его нормы вошли в противоречие с ее положениями, а также с положениями федерального законодательства и международно-правовыми актами.

     Указанные обстоятельства предопределили разработку нового Закона «О гражданстве Российской Федерации».1 Принятие Закона о гражданстве было направлено на решение следующих задач: приведение его норм в соответствие с Конституцией Российской Федерации; создание единой правовой базы в решении вопросов гражданства; максимальное отражение интересов государства и личности в правовой регламентации гражданства; укрепление российской государственности с учетом реалий и особенностей социально-экономического  и политического развития России.

     В Законе о гражданстве более четко  сформулировано определение гражданства. Понятие это лишилось присущего ему ранее идеологического содержания. Теперь гражданство Российской Федерации понимается как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Расширен состав положений, относимых к принципам гражданства. Закрепляется, что принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, «не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Устанавливается, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его, не может быть выслан за пределы страны или выдан иностранному государству.

     В соответствии с Конституцией гражданство  Российской Федерации провозглашается единым и равным независимо от оснований его приобретения. Как следствие реализации этого принципа, Закон о гражданстве не предусматривает института гражданства субъектов Российской Федерации, имевшего место согласно Закону о гражданстве 1991 г.

     Приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации нормы, устанавливающие  основные положения по вопросу двойного гражданства. Закреплено, что гражданин  Российской Федерации, имеющий также  иное гражданство, рассматривается  Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

     Существенные  изменения внесены в область  решения вопросов приобретения гражданства. Так, сокращено количество оснований  для приобретения гражданства. В  соответствии с Законом гражданство  приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором.

     Ужесточая условия принятия и восстановления в гражданстве Российской Федерации, Закон о гражданстве тем не менее учитывает специфику сложных миграционных процессов, происходящих на территории бывшего Союза ССР, и допускает упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации для отдельных категорий граждан бывшего СССР.

     Исследование  основных историко-правовых этапов развития института гражданства в России свидетельствует, что правовое регулирование вопросов гражданства отражает политико-правовую идеологию, господствующую на определенном этапе развития государства.

     Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами. Гражданство как политико-правовой феномен трудно поддается однозначному и универсальному определению в связи с многогранностью его проявлений, функциональных и юридических свойств. Множественность определений понятия гражданства, помимо различных подходов к его изучению, объясняется также и непрерывно происходящими в его содержании изменениями. Содержание гражданства связано с конкретными историческими условиями развития государства и находится под влиянием происходящих в нем процессов. Отмеченное дает основание для разногласий среди ученых по поводу того, существует ли общее определение понятия гражданства независимо от социально-политического различия государств.

     Изучение  различных точек зрения по вопросу определения понятия гражданства, выдвинутых в начальный период построения советского государства, показывает, что они сводились к пониманию гражданства как принадлежности лица к государству, определяющей правовой статус гражданина. В отношениях «государство─гражданин» государство выступало на первый план, являясь доминантой этой связи.

     С признанием приоритета прав человека, утверждением взаимной ответственности  государства и личности изменяется и понимание гражданства, проявлением  чего является характеристика его как взаимосвязи человека с государством. Гражданство выступает как устойчивая правовая связь лица с государством, определяющая его правовое положение как внутри государства, так и в международном сообществе. Эта связь лица с государством характеризуется равноправием между субъектами отношений.

     В июле 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Закон конкретизирует и развивает закрепленные в Конституции принципы и нормы, став основным регулятором норм о гражданстве. Его принятие - решительная мера по преодолению основных недостатков в области российского гражданства и важный шаг на пути к формированию гражданского общества. Несмотря на сходство в названии, действующий Закон значительно отличается от Закона о гражданстве РФ, принятого в 1991 году. Прежде всего изменена структура Закона. Законодатель исключил из Закона преамбулу; при этом сохраняется общее количество глав (девять), число статей сократилось с 51 до 45. В отдельную главу выделены вопросы отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации. А глава об исполнении решений по делам о гражданстве была преобразована в статью нового Закона. Важным преимуществом нового Закона является отказ от гражданства субъектов Российской Федерации. Так, гражданство можно рассматривать в качестве атрибута субъекта Федерации наряду с флагом, гимном и т.д. при условии, что это будет элементом сплочения народов, проживающих на территории субъекта, но не основанием для сепаратизма. В новом Законе законодатель исключил в качестве оснований приобретения гражданства категории признания и регистрации. Категория регистрации не оправдала надежд российских законодателей и правоприменителей, так как ряд государств, республик бывшего СССР, не был в этом заинтересован. Значительные изменения Федеральный закон вносит в условия приобретения гражданства. Срок непрерывного проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления о приеме в гражданство увеличивается с трех до пяти лет, что соответствует Европейской конвенции о гражданстве и укоренившейся практике европейских государств. Также в России появились новые условия приема в гражданство - владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим Законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

     Новеллой  российского Закона о гражданстве  является то, что в целях противодействия  заключению фиктивных браков срок постоянного  проживания для приобретения гражданства  супругом, состоящим в браке с  гражданином Российской Федерации три года, составляет один год. Это положение соответствует Нью-Йоркской конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года. По сравнению с Законом 1991 года получили более детальное закрепление нормы о производстве по делам о гражданстве Российской Федерации, а также об обжаловании решений полномочных органов и должностных лиц, ведающих делами о гражданстве РФ.

Информация о работе Способы приобретения и прекращения гражданства РФ