Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 21:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционному праву РФ".
культурных прав и свобод: 1) каждому гарантир. свобода литер., худ., научного, технич. и др. видов творчества, преподавания;2) интеллектуальная собственность охраняется з-ном и другие;
К. гарантии прав и свобод чел. и гражданина в сфере правосудия:
Никто не м.б. лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей. к подсудности ~ оно отнесено з-ном; 2) каждому гарантир. право на получен. квалифицир. юр. помощи: в случаях, предусмотренных з-ом, юр. помощь оказывается бесплатно; 3) презумция невиновности; 4) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; 5) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого:6) никто не м.б. повторно осужден за одно и то же преступление; 7) при осуществлен. правосудия нельзя use доказательств, полученных с нарушен. ф.з.; 8) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг ~ опред. ф.з.; 9) гос. обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба и другие.
22. Конституционные (основные) обязанности граждан РФ (понятие, виды).
Каждый чел д. нести К обязанности, выполнен. ~ необходимо для норм. развития общ. В отличие от прежней К новая К, 1) закрепляет лишь наиболее важные К обязанности, 2) не увязывает их столь жестко с К правами и свободами. К обязанностями в РФ явл: - обязанность соблюдать К и з-ны РФ; сохранять природу и окруж среду, бережно относиться к природным богатствам; платить налоги и сборы; заботиться о сохранении историч. и культ. наследия, беречь памятники истории и культ; защита Отечества, обязанность родителей заботиться о своих детях, воспитывать их и, соответственно, обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о трудоспособных родителях.
23. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
К. (ст.
62 п.3) "Иностранные граждане, лица
без Гр. пользуются в РФ правами
и несут обязанности наравне
с гражданами РФ, кроме случаев, установленных
ФЗ, или м/н договором РФ. Закона
РФ о положении ин. Гр. и лиц
без Гр. нету. Есть закон 81г. "о
правовом положении ин. граждан в
СССР" Ин. граждане - это не граждане
РФ и имеющие док-ва своей принадлежности
к Гр. иностранных гос-в. 1) Ин. гр.
равны перед законом, независимо
ни от чего, они обызаны соблюдать
К. РФ, ее законодательство. 2) постоянно
проживающие в РФ ин. гр. могут
работать на общих основаниях с гр.
РФ. 3) Ин. гр. имеют право на отдых,
охрану здоровья, пособия, пенсии, собственность,
образование… 4) могут вступать в
профсоюзы, разл. общ. объединения… 5) Им
гарантируется свобода совести,
неприкосновенность личности, жилища
6) не обладают избират. правами. 7) не м.
занимать гос. должности 8) не несут
воен. обязаностей 9) допускается передвижение
по терр. РФ, выбор места жительства
10) м. устанавливаться ограничения
в интересах обеспечения гос.
безопасности. 11) при совершении преступления
в РФ подлежат ответственности на
общих основаниях с гр. РФ. Эти
же положения распространяются и
на лиц без Гр., если иное не предусматр.
законодат-вом, но они не затрагивают
привелегий и иммунитетов глав и
сотрудников ин. дипломатических
и консульских
24. Беженцы и вынужденные переселенцы в РФ: понятие, правовой статус. Институт политического убежища.
Беженец- Лицо не гражд. РФ, находится за пределами страны пост. места жит. или г, покинул эту страну в силу обаснованных пречин. Вынужденный переселенец- как правило гражд. РФ, вынужденный переселится из другой сроны народину или сменивший субьект проживания в РФ. Получение статуса- ходатайство. Льготы .субсидии, пенсии, жильё, упрощённый порядок принятия г( для беженцев). ВП-Обладают всей полнотой прав и обязонностей. Беженци- осутствие полит. прав. и обязонности службы в ВС РФ, некоторые огран. передвиж и выбора места жительства.
25. Понятие и форма государственного устройства РФ. Особенности России как федеративного государства.
Форма государственного
устройства — способ территориальной
организации государства или
государств, образующих союз. Оно представляет
собой внутреннее деление государства
на составные части —
Федерация —
это устойчивый союз государств, самостоятельных
в пределах распределения между
ними и центром компетенций, имеющих
собственные законодательные, исполнительные
и судебные органы и, как правило,
конституцию, а часто и двойное
гражданство. Такое устройство объясняется
различием в этническом составе
населения государства, историческими
процессами и географическим положением.
По своему устройству федерации очень
различны, но существует ряд характерных
признаков для большинства
26. Принципы построения (гоударственного устройства) РФ.
Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.
Государственная
целостность гарантируется тем,
что государственный
1. Конституция
РФ не допускает какого-либо
иного носителя суверенитета
и источника власти, помимо многонационального
народа России, и, следовательно,
не предполагает какого-либо
2. Территориальное
единство - РФ имеет свою территорию,
складывающуюся из территории
ее субъектов, на эту
3. Единство государственной
власти - единство системы органов
государственной власти - в соответствии
со ст.77 Конституции РФ в пределах
ведения РФ и полномочий РФ
по предметам совместного
4. Юридическое
равноправие субъектов РФ - согласно
ст.5 Конституции РФ Россия состоит
из равноправных субъектов РФ,
во взаимоотношениях с
5. Равноправие
и самоопределение народов в
РФ. Закрепляя принцип
6. Разграничение
предметов ведения и
27. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Особенности статуса отдельных видов субъектов РФ.
Статус субъектов
федеративного государства
Территориальный принцип - субъектами государства являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.
Национальный принцип - предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.
Субъект федерации - это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты РФ отвечают следующим критериям:
- не обладают суверенитетом;
- не имеют
права на отделение или
- граждане любого
субъекта РФ имеют равные
- закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ;
- перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.
РФ - федеративное
государство, сочетающее в себе субъекты,
организованные как по национальному,
так и по территориальному признаку
(21 республика, 10 автономных округов, 1
автономная область = 32 национально-государственных
образования; 6 краев, 49 областей, 2 города
федерального значения = 57 государственно-
Виды субъектов РФ:
1. Республики
в составе РФ - могут принимать
свои Конституции,
2. Края, области, города федерального значения в составе РФ - принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа;
3. Автономные
округа и автономная область
в составе РФ - по их представлению
может быть принят ФЗ об
автономной области, округе, находящемся
как в «двойном подчинении»
- и у России, и у субъекта, в
составе которого они
Изменение состава РФ может происходить вследствие:
1) Принятия в РФ нового субъекта (иностранного государства или его части);
2) Образования в ее составе нового субъекта в результате:
объединения существующих субъектов;
вычленения из
существующих субъектов новых
перехода из одного вида субъектов в другой;
изменения конституционно-правового статуса субъекта
29, 30. Избирательное право как институт конституционного права РФ. Законодательства о выборах в РФ. Избирательная система :понятие, характеристика. Мажоритарная и пропорциональная избирательная система.
Избирательное право РФ: понятие и источники.
Избират. право в объективном смысле - один из КП институтов. Это сис-ма КПН, ~ опред-ют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы гос. власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме. А так же эта сис-ма норм, ~ опр-ет порядок орг-ции и проведения референдумов и выборов в РФ. Избират. право в субъективном смысле, выраж-ся в предоставлении каждому гражданина РФ возможности участия в выборов органов гос. власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме и включая в свое содержание два элемента: 1) Пассивное избират. право - право быть избранным на выборные должности. 2) Активное избират. право - право избирать в органы гос-ва и участвование в голосовании на референдуме.
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"