Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 21:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционному праву РФ".
В случае, если признание нормативного акта неконституционным, создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.
47. Основы организации государственной власти в субъектах РФ.
Правовая основа образования и деят-ти Органов гос. власти S-в РФ: Конституция РФ, ФЗ-ы, указ Президента 9 октября 93 г. "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ", уставы и законы S-в РФ. Согласно К. - гос. власть в S РФ осущ. образуемыми ими органами гос. власти, но в соответствии с основами конст. строя РФ.
Республики РФ в соотв. со своими Конституциями и законами вправе самостоятельно определять систему своих органов гос. власти, их наименование, количественный состав, сроки полномочий, внутреннюю структуру и т.д.
Законодат. органы власти краев, областей… - Дума, Собрания …, ~ избираются на 2 года. Состав: не более 50 депутатов (представителей).
Компетенция законодат. власти S:
- сфере
законодательства и конституц.
строит-ва (принимает и изменяет
Устав S и др. законодат. акты S,
устанавливает административно
- территориальное деление,
- эк. и соц.-культурного строит-ва (утверждает бюджет, принимает решения о введении и отмене налогов, сборов, утверждает программы соц., эк. и культурного развития и осущ. контроль за его исполнением)
- в области
внешних сношений (осущ. м/н связи,
ратифицирует и денонсирует м/
Органы исп. власти краев, областей… - администрация (правительство) S-а. Глава администрации - высшее должностное лицо S-а, руководящее органами исп. власти этого S.
Компетенция администрации S:
- разрабатывает бюджет и обеспечивает его исполнение
- распоряжается и управляет имуществом
- принимает (в пределах компетенции) акты, постановления распоряжения.
- разрабатывает программы соц., эк. и культурного развития.
Правовая основа образования и деят-ти Органов гос. власти S-в РФ: Конституция РФ, ФЗ-ы, Конституция и законы S-в РФ. Согласно К. - гос. власть в S РФ осущ. образуемыми ими органами гос. власти, но в соответствии с основами конст. строя РФ.
Республики РФ в соотв. со своими Конституциями и законами вправе самостоятельно определять систему своих органов гос. власти, их наименование, количественный состав, сроки полномочий, внутреннюю структуру и т.д.
Законодат. органы республик - парламент (законодат. собрание или верховный совет или …). Парламент избирается на 4-5 лет и обладает в рамках своих полномочий след. компетенцией:
Компетенция:
- сфере законодательства и конституц. строит-ва (принимает и изменяет Конституцию S законы S, назначает Верховный, Высш, Конст. суды республики…)
- эк. и соц.-культурного строит-ва (определяет внутр. политику, принимает бюджет республики и осущ. контроль за его исполнением)
- в области внешних сношений (определяет м/н связи республики, ратифицирует и денонсирует м/н договора)
Органы исп. власти республик - правительство, министерства, гос. коммитеты и пр. ~ возглавляются либо Президентом Р. либо Правительством Р.
- принимает (в пределах компетенции) акты, постановления распоряжения.
- разрабатывает программы соц., эк. и культурного развития.
48. Институт Уполномоченного по правам человека в РФ.
Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в статье 103 Конституции должность Уполномоченного по правам человека. Также правовой статус Уполномоченного закреплен Федеральным конституционным законом от 25.12.1996г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В соответствии с его положениями Уполномоченный – назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что Уполномоченный обладает особым правовым статусом, который складывается из прав, обязанностей, а также гарантий его деятельности.
Обязанности закреплены в ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и заключаются главным образом в рассмотрении жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Для выполнения своих обязанностей Уполномоченный наделен достаточно большим спектром прав: 1. Он вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; 2. Запрашивать и получать сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; 3. Получать объяснения должностных лиц и государственных служащих; 4. Проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; 5. Знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях и некоторые другие.
В качестве гарантий его деятельности выступает неприкосновенность: Уполномоченный не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. В случае задержания в течение 24 часов должно быть получено согласие Государственной Думы. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Структура
правового статуса
Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой: а) в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом; б) в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении; в) ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам; г) в случае подачи им заявления о сложении полномочий.
Что
же касается практики, то сегодня Уполномоченный
по правам человека – не самая авторитетная
и влиятельная фигура в государстве.
Материальное и финансовое обеспечение
российского омбудсмена находится
на крайне низком уровне. Аппарат не
раз подвергался реорганизации
и составляет на сегодня 150 человек,
а это примерно столько же, сколько
в Польше (130 человек), где значительно
меньше населения, чем в России. Кроме
того, предложения о кандидатах на
должность Уполномоченного
В ст. 3 ФКЗ также указывается, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на недостаточную пока еще развитость института Уполномоченного по правам человека в РФ, само его введение – важный шаг России на пути создания правового государства.
49. Счётная палата РФ:порядок образования, состав, полномочия, акты.
В соотв. с К. (ст. 101) и ФЗ № 4 1995 г. "О Счетной палате РФ" - Счетная палата образуется "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета".
Образование: в соотв. с К. (ст.101) и регламентами ГД и СФ - СП РФ образуется СФ и ГД ФС РФ: ГД назначает и освобождает от должности Председателя СП и половину состава ее аудиторов; а СФ - заместителей Пр. СП и вторую половину ее аудиторов.
Состав: Председатель, Заместители, Аудиторы (12 чел.), инспекторы и иные сотрудники.
Задачами СП являются.
1) организация
и осущ. контроля за своевременным
исполнением доходных и
2) определение эффективности расходов гос. средств и использования фед. собственности;
3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов фед. бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4) финансовая экспертиза проектов ФЗ, а также НПА федеральных органов гос. власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств фед. бюджета, или влияющих на формирование и исполнение фед. бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
5) анализ
выявленных отклонений от
6) контроль
за законностью и
7) регулярное представление СФ и ГД информации о ходе исполнения фед. бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Для реализации указанных задач СП осущ. контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деят-ти, обеспечивает единую систему контроля за исполнением фед. бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Акты СП: представления.
50. Центральная избирательная комиссия: порядок образования, состав, полномочия.
Избирательные
комиссии — независимые коллегиальные
органы, формируемые в соответствии с
избирательным законодательством, организующие
и обеспечивающие подготовку и проведение
выборов различного уровня. При проведении
референдумов избирательные комиссии
действуют в качестве комиссий референдума.
В соответствии
с избирательным
Формирование избирательных комиссий
Избирательные
комиссии состоят из нескольких членов
с правом решающего голоса, формируются
представительными и
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"