Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 17:23, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью, поставленной при написании диссертации, является: исследование правовой природы такого межотраслевого явления как реквизиция; уточнение и систематизация понятийного аппарата, отграничение реквизиции от иных смежных с ней правовых явлений (экспроприации, конфискации, штрафа, национализации); выявление и устранение пробелов в действующем законодательстве о реквизиции; выявление тенденций развития действующего гражданского законодательства о реквизиции; формулирование конкретных предложений по совершенствованию гражданского законодательства и практики его применения; обеспечение эффективности законодательства о реквизиции.
Введение………………………………………………… …………………
Глава I. Развитие гражданского законодательства о реквизиции и конфискации…………………………………………………………………….
1.1. Прообразы реквизиции и конфискации и смежные с ними правовые явления (экспроприация, штраф, национализация)………...
1.2. Институт реквизиции в советский период ………………………
Глава II. Понятие и правовая природа реквизиции ………………..
2.1. Реквизиция как правоотношение …………………………………
2.2. Реквизиция как институт законодательства ………………………
Глава III. Реквизиция и конфискация как смежные институты гражданского законодательства…………………………………………..….
3.1. Конфискация как одна из правовых форм принудительного изъятия имущества…………………………………………………...............………
3.2. Гражданско-правовая конфискация………………………………..….
Заключение………………………………………….…………………………
Библиографический список……………………….. ……………………...
Список сокращений…………………………………….…………………….
Приложение …………………………………………………………………
7.
Сделан вывод, что на
8. В целом развитие института реквизиции в советский период характеризовалось игнорированием имущественных интересов граждан в угоду преимущественной защите государственной собственности, в отличие от дореволюционного законодательства, ориентированного в первую очередь на защиту прав собственника (законного владельца).
9.
Сделан вывод о многозначности
такого правового явления как
реквизиция, которую необходимо
рассматривать в нескольких
10.
Изучив современное
11.
Наличие пробелов и
12.
Сделан вывод о невозможности
устранения выявленных
13.
В данной работе делается
14.
Предлагается закрепить
15. Предложено расширить круг субъектов, у которых реквизируется имущество - не только у собственников, но и у законных владельцев. Указывается на целесообразность, по возможности, проведения дифференциации собственников (законных владельцев) и порядка (очередности) изъятия в зависимости от их добросовестности, благосостояния и иных факторов, заслуживающих внимание.
16.
Предлагается создание
17. Сделан вывод, что одним из основных элементов совершенствования законодательства о реквизиции является разработка пакета документов, оформляющих реквизиционные отношения, который в том числе послужит гарантом права собственности и иных имущественных прав. Предложены проекты документов о реквизиции, подлежащие выдаче уполномоченными субъектами собственникам (титульным владельцам): «Постановление о реквизиции» (в случае изъятия наиболее ценного имущества, содержащегося в специальных Реестрах); «Квитанция», предназначенная для случаев изъятия наименее ценного имущества (продукты питания, одежда и т.п.).
18. Тщательно проанализировав правовые акты, содержащие нормы о реквизиции (Гражданский кодекс Российской Федерации; Земельный кодекс Российской Федерации; ФКЗ «О военном положении» 2002 г.; ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» 1997 г.; ФКЗ «О чрезвычайном положении» 2001 г.; ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999г), делаем вывод о несостоятельности ст. 242 ГК РФ и наличии огромного количества пробелов и противоречий с иными нормами о реквизиции.
19. Предлагается примерный перечень имущества, подлежащего изъятию в порядке реквизиции, а также перечень имущества, не подлежащего изъятию. Проводится сравнение с закрепленным в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ перечнем имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам; с закрепленным в ранее действовавшем Уголовном кодексе РСФСР 1960г. перечнем имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда; с ранее действовавшим приложением 1 к Уголовно-исполнительному кодексу РФ 1997г. По итогам анализа указанных норм, делается вывод о том, что отечественному законодательству известны перечни имущества, не подлежащего изъятию по различным основаниям. Однако действующее законодательство о реквизиции не предусматривает отсылок к тем нормативно-правовым актам, которые содержат подобные перечни, как это делает, к примеру, ФЗ «Об исполнительном производстве». Отмечается, что существующие правила не рассчитаны на действие в условиях чрезвычайных ситуаций, а соответственно применить имеющиеся перечни к случаям реквизиции без определенной корректировки, попросту не возможно.
20. Необходимо расширить круг субъектов, у которых реквизируется имущество, включить в него, помимо собственников, законных владельцев. Это касается ситуаций, когда возникла острая необходимость в реквизиции конкретного имущества, собственник которого неизвестен или в данное время физически не обладает тем или иным имуществом. В таких случаях, невозможность изъятия необходимого имущества непосредственно у собственника может существенно осложнить работу компетентных органов и, в конечном итоге, помешать достижению основной цели, для которой и применяется реквизиция. К тому же, подобное правило может породить желание «несознательных» граждан скрываться от компетентных органов, с целью «спасти» свое имущество. Представляется, что в некоторых случаях в законе необходимо предусмотреть исключения с тем, чтобы изъятие могло производиться не только у собственника, но и у законного владельца.
21. Предлагается ввести необходимость оформления реквизиции специальным пакетом документов (механизм осуществления реквизиции). Предлагаем проект «Постановления о реквизиции», составляемого в двух экземплярах: собственнику (законному владельцу) и органу (должностному лицу), осуществившему реквизицию.
Собственник или титульный владелец в данном случае выступает в роли кредитора, а реквизитор - в роли должника. Документ о реквизиции должен составляться на специальных бланках установленного образца и содержать указание на основание реквизиции - акт компетентного властного органа, на основании которого производится реквизиция (акт федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления - в зависимости от характера и масштабов ЧС). В документе о реквизиции важно указать на лицо, уполномоченное на осуществление реквизиции (его фамилию, имя и отчество, должность и т. п.) и на основание его полномочий. Указывается на то, что рассматриваемый документ должен содержать сведения о лице, у которого изымается имущество (собственник, законный владелец) и об основаниях владения изымаемым имуществом. Далее, в документе указываются конкретные объекты реквизиции (их подробное описание, в том числе количество, качество, состояние на момент изъятия). Важно определить размер и сроки выплаты компенсации за конкретное имущество.
22. Предлагается, создание специализированных Реестров имущества подлежащего изъятию, которые предполагали бы заблаговременную (периодически проверяемую) его оценку, специальным оценщиком. Заноситься в такой Реестр должны сведения об отдельных категориях имущества (наиболее ценного и наиболее востребованного в чрезвычайных условиях), предоставляемые собственниками такого имущества. На компетентные органы предложено возложить обязанность по ведению таких реестров и контролю (учету и периодическому переучету) за состоянием объектов, в нем зарегистрированных. В случае отсутствия достоверных сведений о стоимости какого-либо имущества, стоимость предложено определять, исходя из средней рыночной цены в конкретном регионе.
23. Необходимо возложить на собственника обязанности по сообщению об изменении обстоятельств, имеющих отношение к данному имуществу, а на компетентные органы, в свою очередь, обязанности периодически проводить переучет такого имущества, с тем, чтобы на момент возникновения чрезвычайной ситуации избежать изъятия технически неисправного, не функционирующего имущества, что, фактически, сделает такое изъятие бессмысленным. Подобная необходимость обосновывается также и тем, что определяемый в постановлении о реквизиции размер компенсации должен быть максимально приближен к размеру реальной стоимости имущества на момент изъятия. В случае создания таких реестров в акте о реквизиции должен быть указан номер реквизируемого имущества в реестре и его стоимость (реестры создаются для учета наиболее ценного и значимого имущества). Что касается времени выплаты компенсации за реквизированное имущество, то, в работе указано на целесообразность ограничения его сроком в 1 год со дня окончания действия чрезвычайных обстоятельств (в зависимости от характера и масштабов ЧС). В пределах данного срока на государство, в лице соответствующих органов и должностных лиц (должника), возложить обязанность по выплате компенсации за изъятое имущество кредитору. Относительно иного (менее ценного) имущества, в котором может возникнуть необходимость при наступлении чрезвычайных обстоятельств (например, продукты питания, посуда, одежда, медикаменты и т.п.), в диссертации предложено выдавать лицу, у которого имущество изымается - кредитору, квитанцию, в которой указывать, какое имущество и в каком количестве изымается, а также ею рыночную стоимость. После отпадения чрезвычайных обстоятельств, кредитор сможет предъявить такое долговое обязательство к оплате также в течение 1 года.
Подводя
итог сказанному, отметим, что в современном
обществе система прекращения оснований
прав собственности в целом
Библиографический
список
Нормативно-правовые
акты
1. Конституция РФ.
2. Гражданский Кодекс РФ.
3. Земельный Кодекс РФ.
Информация о работе Реквезиция и конфескация как смежные институты гражданского законодательства