Приемная семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы состоит в комплексном изучении теоретических проблем и анализе имеющихся законоположений, определяющих правовую природу приемной семьи.
Задачи курсовой работы:
Изучить становление и развитие института приемной семье в России;
Определить понятие и правовую природу приемной семьи;
Рассмотреть содержание договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
Проанализировать правовые положения приемных родителей и правовое положение приемного ребенка;
Выявить правовое регулирование личных имущественных неимущественных отношений в приемной семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..…………………..………… 3

Глава 1. Теоретико-правовые основы приемной семьи……..…..……5

1.1 Становление и развитие института приемной семье в России……………...….5
1.2 Понятие и правовая природа приемной семьи ……….....................................…9
1.3 Понятие и содержание договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью……………………………………………………………..……15

Глава 2. Правовое регулирование приемной семьи................................20

2.1 Правовое положение приемных родителей ……………………………………20
2.2 Правовое положение приемного ребенка ………………………………………25
Глава3.Правовое регулирование отношений, возникающих в приемной семье…………………………………………………….….28

3.1Правовое регулирование личных неимущественных отношений в приемной семье……………………………………………………………………………….28
3.2Правовое регулирование имущественных отношений в приемной семье……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….…………..…..…………….. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….…………….……….……41

Работа содержит 1 файл

ТаняПриемнаяСемьяГотов.docx

— 86.84 Кб (Скачать)

Содержание ребенка есть непременная  предпосылка его развития, роста. Оказание ему материальной поддержки  со стороны его родителей относится  поэтому к главным обязанностям матери и отца.

Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав. Но если родителей нет либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или приемного родителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами.

С другой стороны, при отсутствии родительского  попечения возникает необходимость  обеспечивать и воспитание ребенка, на что он имеет право.Хотя Семейный кодекс не предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования - одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого приемными родителями.

Таков еще один аспект жизни ребенка, без разносторонней заботы о котором  он нормально существовать не может. Отсутствие такой заботы опять-таки может быть восполнено с помощью  приемных родителей, которым предстоит  защищать все права и интересы своего ребенка. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на приемных родителей установленных  законом прав и обязанностей.

Приемные родители, которые несут  перед обществом ответственность  за принятого на воспитание ребенка, обязаны воспитывать его на основе взаимного уважения, организовывать общий быт и досуг, создавать  оптимальные условия для получения  им образования, заботиться о его  здоровье, физическом, психическом  и нравственном развитии, защищать его права и интересы15.

Согласно Семейному кодексу  РФ, каждый ребенок имеет право  жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право  ребенка на воспитание в семье  обеспечивается органами опеки и попечительства.

Для более полного обеспечения  названного права ребенка семейное законодательство вводит наряду с традиционными  институтами усыновления и опеки  также институт приемной семьи. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в  семью на усыновление, под опеку  или в приемную семью. Лишь при  отсутствии возможности поместить  детей в семью они передаются на воспитание в учреждения для детей-сирот  или детей, оставшихся без попечения родителей.

Права детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в приемной семье.

Дети, находящиеся на воспитании в  приемной семье, имеют право на:

  • воспитание в семье опекуна (попечителя);
  • заботу со стороны опекуна (попечителя);
  • совместное с ним проживание за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского Кодекса РФ;
  • обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
  • причитающиеся им алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), пособия и другие социальные выплаты;
  • сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  • защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя);
  • на общение с кровными родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей;
  • содержание, денежные средства, которые выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законом субъектов РФ;
  • свободу мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.  Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Прежде  всего, договор о передаче ребенка  в приемную семью прекращает свое действие по достижении воспитанником 18 лет. Родитель-воспитатель утрачивает все права и обязанности, составляющие его правовой статус, включая право  на оплату своего труда. Орган опеки  и попечительства более не обязан выплачивать денежные средства на содержание приемного ребенка, а также оказывать  такой семье какую-либо иную помощь.

В заключение следует заметить, что характер и сущность отношений, связанных с передачей несовершеннолетнего в приемную семью, а также с последующим его воспитанием, образованием и содержанием, полностью отличны от тех, которые могут возникнуть между совершеннолетним молодым человеком и лицом (лицами), выполнявшим функции родителя-воспитателя. Совершенно очевидно, что регулирование таких отношений посредством договора о передаче ребенка в приемную семью невозможно.

 

 

Глава3.Правовое регулирование отношений, возникающих в приемной семье

 

3.1Правовое регулирование личных неимущественных отношений в приемной семье

 

Личные  неимущественные правоотношения родителей  и детей — урегулированные  нормами права отношения между  родителем и ребенком по поводу нематериальных благ.

В рассматриваемом  случае к нематериальным благам относятся  жизнь и здоровье, достоинство  личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, личная и семейная тайна, право выбора места пребывания и жительства, право на имя, свобода  развития и творчества, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Поскольку нематериальные блага невозможно измерить никакими показателями, поэтому личные неимущественные отношения не носят  материального характера.

Несмотря  на то, что личные неимущественные  отношения являются преобладающими в семье, большинство из них находятся  за рамками правового регулирования. Как пишет М.В. Антокольская, Внутренне  содержание плохо поддается регулированию  правом, право может только устанавливать  границы их осуществления. Эти общие  границы очерчены в ст. 65 СК. Закон  не может предписывать родителям, как  воспитывать ребенка, но он в общей  форме запрещает злоупотребление  этим правом и преследует за его  неосуществление. Родители вправе применить  меры принуждения к своим детям  для того, чтобы добиться от них  желаемого поведения. Однако эта  сторона воспитательного процесса находится за рамками права. Например, родители могут запретить детям  возращение домой позднее определенного времени16.

Личные  права и обязанности детей  и родителей неразрывно связаны  с их личностью, а поэтому они  неотчуждаемы и непередаваемы никаким  способом: ни по соглашению, ни в порядке универсального правопреемства, ни другим способом.

Семейный  кодекс РФ закрепляет следующие личные неимущественные отношения: право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (п. 2 ст. 54 СК РФ). Этому праву ребенка соответствует обязанность родителей воспитывать своих детей, указанная в п. 1 ст. 63 СК РФ. Согласно п. 1 ст. 62 СК РФ несовершеннолетние родители независимо от их возраста имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитание.

Поскольку несовершеннолетний гражданин не всегда является сформировавшейся личностью, обладающей достаточным интеллектуальным уровнем и волевой зрелостью, то он не может правильно воспитать  ребенка. Поэтому несовершеннолетние родители имеют право лишь участвовать  в воспитании ребенка. До достижения несовершеннолетним родителем 16 лет  ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его  воспитание совместно с несовершеннолетним родителем ребенка17.

Как правило, в качестве опекунов выступают бабушки  и дедушки ребенка. Если между  опекуном и родителями возникают  разногласия, споры решаются органом  опеки и попечительства. Рассматриваемое  право включает в себя две составляющие: право на совместное проживание с  родителями и право на воспитание ими.

Воспитание  ребенка предполагает деятельность по формированию его личности и систематическому воздействию на его физическую, интеллектуальную и нравственную сферы с целью  полноценного развития ребенка. Забота о ребенке проявляется в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей (в питании, одежде, жилище) и социальных потребностей (в проявлении внимания к нему, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов и конфликтов и др.). Как показала многолетняя  практика, семейное воспитание является наилучшей его формой. Общественные формы воспитания не могут в полной мере обеспечить нормальное развитие ребенка и его социальную адаптацию. С рождения ребенка его воспитанием занимаются родители как наиболее близкие к нему люди. Именно поэтому право ребенка на воспитание включает право на заботу родителей, на всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства. На родителей, в свою очередь, возложена обязанность воспитывать своих детей, т.е. заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ).

При отсутствии родительского попечения право  ребенка на воспитание в семье  обеспечивается органом опеки и  попечительства в порядке, установленном  гл. 18 СК РФ. В ст. 123 перечислены формы  устройства детей, среди которых  приоритетной является усыновление (удочерение) ребенка, поскольку он получает статус члена семьи усыновителя. Иначе  дело обстоит при опеке (попечительстве) и приемной семье, где ребенок  является лишь воспитанником в семье, но не ее членом. Для нормального  воспитания ребенка и его безопасности необходимо, чтобы ребенок находился  вместе с родителями.

Именно  поэтому ребенку предоставлено  право на совместное проживание с  родителями, а на последних возложена  соответствующая обязанность.

Местом  жительства ребенка, не достигшего возраста 14 лет, является место жительства его  родителей, а по достижении 14 лет  — место, где он постоянно или  преимущественно проживает.

Как пишет  Ю. Беспалов, под правом ребенка на место жительства следует понимать юридическую возможность ребенка в возрасте до 14 лет через законных представителей, в возрасте от 14 до 18 лет — лично, но с их согласия определять место жительства в пределах Российской Федерации изменить место жительства, требовать от других лиц не нарушать это право, обратиться за защитой к правомочному органу государства в случае нарушения и т.д.

Ребенок в возрасте до 14 лет не участвует  лично в определении места  жительства, хотя при разрешении некоторых  вопросов требуется согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет. Обычно это  право реализуют родители18.

Несовершеннолетний  гражданин РФ, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно  хотя бы с одним из родителей. В  случае, если он выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие родителей на выезд, а в случае выезда на срок свыше 3 месяцев, это  согласие должно быть также заверено органами опеки и попечительства.

Если  один из родителей заявит о своем  несогласии на его выезд из Российской Федерации, вопрос о возможности  о выезда из Российской Федерации  разрешается в судебном порядке.

Совместное  проживание ребенка с одним из родителей или обоими из них может  оказать невозможным в тех  случаях, когда родители прекратили супружеские отношения и проживают  раздельно, либо лишены родительских прав или ограничены в них19.

В первой ситуации, как уже отмечалось выше, родители заключают соглашение о  месте жительства ребенка. При возникновении  спора он разрешается судом исходя их интересов ребенка и с учетом его мнения. В любом случае местом жительства ребенка будет:

место жительство того из родителей, с кем ребенок  остался проживать, если он не достиг возраста 14 лет;

место, где  ребенок, достигший возраста 14 лет, постоянно или преимущественно  проживает (жилой дом, квартира, иное жилое помещение, в котором он проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством  РФ). При этом данное место может  не совпадать с местом жительства его родителей.

В двух других ситуациях место жительства ребенка  определяет орган опеки и попечительства в рамках деятельности по его устройству в семью. В силу п. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют преимущественное перед другими  лицами право на воспитание своих  детей. В связи с этим они могут  требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда.

В случае возникновения спора по данному  вопросу он разрешается в судебном порядке. При рассмотрении таких  дел суд учитывает реальную возможность  родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений  родителя с ребенком, привязанность  ребенка к лицам, у которых  он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий  жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний. Поэтому суд вправе с учетом мнения ребенка отказать родителю в иске, если придет к выводу, что передача ребенка родителю противоречит интересам  несовершеннолетнего20.

Информация о работе Приемная семья