Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:08, курсовая работа
Целью работы состоит в комплексном изучении теоретических проблем и анализе имеющихся законоположений, определяющих правовую природу приемной семьи.
Задачи курсовой работы:
Изучить становление и развитие института приемной семье в России;
Определить понятие и правовую природу приемной семьи;
Рассмотреть содержание договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
Проанализировать правовые положения приемных родителей и правовое положение приемного ребенка;
Выявить правовое регулирование личных имущественных неимущественных отношений в приемной семье.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..…………………..………… 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы приемной семьи……..…..……5
1.1 Становление и развитие института приемной семье в России……………...….5
1.2 Понятие и правовая природа приемной семьи ……….....................................…9
1.3 Понятие и содержание договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью……………………………………………………………..……15
Глава 2. Правовое регулирование приемной семьи................................20
2.1 Правовое положение приемных родителей ……………………………………20
2.2 Правовое положение приемного ребенка ………………………………………25
Глава3.Правовое регулирование отношений, возникающих в приемной семье…………………………………………………….….28
3.1Правовое регулирование личных неимущественных отношений в приемной семье……………………………………………………………………………….28
3.2Правовое регулирование имущественных отношений в приемной семье……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….…………..…..…………….. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….…………….……….……41
Содержание ребенка есть непременная
предпосылка его развития, роста.
Оказание ему материальной поддержки
со стороны его родителей
Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав. Но если родителей нет либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или приемного родителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами.
С другой стороны, при отсутствии родительского
попечения возникает
Таков еще один аспект жизни ребенка, без разносторонней заботы о котором он нормально существовать не может. Отсутствие такой заботы опять-таки может быть восполнено с помощью приемных родителей, которым предстоит защищать все права и интересы своего ребенка. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на приемных родителей установленных законом прав и обязанностей.
Приемные родители, которые несут
перед обществом
Согласно Семейному кодексу РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства.
Для более полного обеспечения
названного права ребенка семейное
законодательство вводит наряду с традиционными
институтами усыновления и
Права детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в приемной семье.
Дети, находящиеся на воспитании в приемной семье, имеют право на:
Прежде
всего, договор о передаче ребенка
в приемную семью прекращает свое
действие по достижении воспитанником
18 лет. Родитель-воспитатель
В заключение следует заметить, что характер и сущность отношений, связанных с передачей несовершеннолетнего в приемную семью, а также с последующим его воспитанием, образованием и содержанием, полностью отличны от тех, которые могут возникнуть между совершеннолетним молодым человеком и лицом (лицами), выполнявшим функции родителя-воспитателя. Совершенно очевидно, что регулирование таких отношений посредством договора о передаче ребенка в приемную семью невозможно.
Глава3.Правовое регулирование отношений, возникающих в приемной семье
3.1Правовое регулирование личных неимущественных отношений в приемной семье
Личные неимущественные правоотношения родителей и детей — урегулированные нормами права отношения между родителем и ребенком по поводу нематериальных благ.
В рассматриваемом случае к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, личная и семейная тайна, право выбора места пребывания и жительства, право на имя, свобода развития и творчества, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Поскольку нематериальные блага невозможно измерить никакими показателями, поэтому личные неимущественные отношения не носят материального характера.
Несмотря
на то, что личные неимущественные
отношения являются преобладающими
в семье, большинство из них находятся
за рамками правового
Личные права и обязанности детей и родителей неразрывно связаны с их личностью, а поэтому они неотчуждаемы и непередаваемы никаким способом: ни по соглашению, ни в порядке универсального правопреемства, ни другим способом.
Семейный кодекс РФ закрепляет следующие личные неимущественные отношения: право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (п. 2 ст. 54 СК РФ). Этому праву ребенка соответствует обязанность родителей воспитывать своих детей, указанная в п. 1 ст. 63 СК РФ. Согласно п. 1 ст. 62 СК РФ несовершеннолетние родители независимо от их возраста имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитание.
Поскольку несовершеннолетний гражданин не всегда является сформировавшейся личностью, обладающей достаточным интеллектуальным уровнем и волевой зрелостью, то он не может правильно воспитать ребенка. Поэтому несовершеннолетние родители имеют право лишь участвовать в воспитании ребенка. До достижения несовершеннолетним родителем 16 лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетним родителем ребенка17.
Как правило, в качестве опекунов выступают бабушки и дедушки ребенка. Если между опекуном и родителями возникают разногласия, споры решаются органом опеки и попечительства. Рассматриваемое право включает в себя две составляющие: право на совместное проживание с родителями и право на воспитание ими.
Воспитание
ребенка предполагает деятельность
по формированию его личности и систематическому
воздействию на его физическую, интеллектуальную
и нравственную сферы с целью
полноценного развития ребенка. Забота
о ребенке проявляется в
При отсутствии родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном гл. 18 СК РФ. В ст. 123 перечислены формы устройства детей, среди которых приоритетной является усыновление (удочерение) ребенка, поскольку он получает статус члена семьи усыновителя. Иначе дело обстоит при опеке (попечительстве) и приемной семье, где ребенок является лишь воспитанником в семье, но не ее членом. Для нормального воспитания ребенка и его безопасности необходимо, чтобы ребенок находился вместе с родителями.
Именно поэтому ребенку предоставлено право на совместное проживание с родителями, а на последних возложена соответствующая обязанность.
Местом жительства ребенка, не достигшего возраста 14 лет, является место жительства его родителей, а по достижении 14 лет — место, где он постоянно или преимущественно проживает.
Как пишет Ю. Беспалов, под правом ребенка на место жительства следует понимать юридическую возможность ребенка в возрасте до 14 лет через законных представителей, в возрасте от 14 до 18 лет — лично, но с их согласия определять место жительства в пределах Российской Федерации изменить место жительства, требовать от других лиц не нарушать это право, обратиться за защитой к правомочному органу государства в случае нарушения и т.д.
Ребенок в возрасте до 14 лет не участвует лично в определении места жительства, хотя при разрешении некоторых вопросов требуется согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет. Обычно это право реализуют родители18.
Несовершеннолетний
гражданин РФ, как правило, выезжает
из Российской Федерации совместно
хотя бы с одним из родителей. В
случае, если он выезжает из Российской
Федерации без сопровождения, он
должен иметь при себе кроме паспорта
нотариально оформленное
Если один из родителей заявит о своем несогласии на его выезд из Российской Федерации, вопрос о возможности о выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.
Совместное
проживание ребенка с одним из
родителей или обоими из них может
оказать невозможным в тех
случаях, когда родители прекратили
супружеские отношения и
В первой ситуации, как уже отмечалось выше, родители заключают соглашение о месте жительства ребенка. При возникновении спора он разрешается судом исходя их интересов ребенка и с учетом его мнения. В любом случае местом жительства ребенка будет:
место жительство того из родителей, с кем ребенок остался проживать, если он не достиг возраста 14 лет;
место, где
ребенок, достигший возраста 14 лет,
постоянно или преимущественно
проживает (жилой дом, квартира, иное
жилое помещение, в котором он
проживает в качестве собственника,
по договору найма (поднайма), либо на иных
основаниях, предусмотренных
В двух других ситуациях место жительства ребенка определяет орган опеки и попечительства в рамках деятельности по его устройству в семью. В силу п. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют преимущественное перед другими лицами право на воспитание своих детей. В связи с этим они могут требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда.
В случае
возникновения спора по данному
вопросу он разрешается в судебном
порядке. При рассмотрении таких
дел суд учитывает реальную возможность
родителя обеспечить надлежащее воспитание
ребенка, характер сложившихся взаимоотношений
родителя с ребенком, привязанность
ребенка к лицам, у которых
он находится, и другие конкретные обстоятельства,
влияющие на создание нормальных условий
жизни и воспитания ребенка родителем,
а также лицами, у которых фактически
проживает и воспитывается