Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:08, курсовая работа
Целью работы состоит в комплексном изучении теоретических проблем и анализе имеющихся законоположений, определяющих правовую природу приемной семьи.
Задачи курсовой работы:
Изучить становление и развитие института приемной семье в России;
Определить понятие и правовую природу приемной семьи;
Рассмотреть содержание договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
Проанализировать правовые положения приемных родителей и правовое положение приемного ребенка;
Выявить правовое регулирование личных имущественных неимущественных отношений в приемной семье.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..…………………..………… 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы приемной семьи……..…..……5
1.1 Становление и развитие института приемной семье в России……………...….5
1.2 Понятие и правовая природа приемной семьи ……….....................................…9
1.3 Понятие и содержание договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью……………………………………………………………..……15
Глава 2. Правовое регулирование приемной семьи................................20
2.1 Правовое положение приемных родителей ……………………………………20
2.2 Правовое положение приемного ребенка ………………………………………25
Глава3.Правовое регулирование отношений, возникающих в приемной семье…………………………………………………….….28
3.1Правовое регулирование личных неимущественных отношений в приемной семье……………………………………………………………………………….28
3.2Правовое регулирование имущественных отношений в приемной семье……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….…………..…..…………….. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….…………….……….……41
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..…
Глава 1. Теоретико-правовые основы приемной семьи……..…..……5
1.1 Становление и развитие института приемной семье в России……………...….5
1.2 Понятие и
правовая природа приемной семьи ………...........................
1.3 Понятие и
содержание договора о передачи ребенка
(детей) на воспитание в приемную семью……………………………………………………………..
Глава
2. Правовое регулирование приемной семьи.........................
2.1 Правовое положение приемных родителей ……………………………………20
2.2 Правовое положение приемного ребенка ………………………………………25
Глава3.Правовое регулирование отношений, возникающих в приемной семье…………………………………………………….….28
3.1Правовое
регулирование личных неимущественных
отношений в приемной семье…………………………………………………………………
3.2Правовое регулирование имущественных отношений в приемной семье……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….…………….……….……41
Актуальность курсовой работы состоит в том, что наличием в Российской Федерации большого количества детей, оставшихся по разным причинам без родительского попечения. Воспитание данных детей в соответствующих воспитательных, лечебных и тому подобных учреждениях не только не дает должного эффекта, но весьма часто способствует формированию у детей девиантного поведения.
Действующее законодательство Российской Федерации в качестве одной из правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрело новый институт семейного права - приемную семью. Суть приемной семьи заключается в том, что орган опеки и попечительства на условиях, определенных законом, иными правовыми актами, а также договором передает в семью на воспитание указанных детей.
Таким образом, объектом курсовой работы является совокупность правоотношений, возникающих в процессе создания и деятельности приемной семьи.
Предметом исследования являются семейно-правовые и гражданско-правовые нормы, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения по созданию и деятельности приемной семьи.
Целью работы состоит в комплексном изучении теоретических проблем и анализе имеющихся законоположений, определяющих правовую природу приемной семьи.
Степень изученности темы. Проблемой данного исследования занимались такие ученые как: М.В. Антокольской, A.M. Беляковой, Ю.Ф. Беспалова, Г.В. Богдановой, С.Н. Братуся, Я.Р. Веберса, Е.М. Ворожейкина, В.И. Данилина, Н.М. Ершовой, А.Е. Казанцевой, А.И. Левушкина, В.Н. Леженина, Н.С. Малеина, Л.Ю. Михеевой, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой, A.M. Рабец, В.А. Рясенцева, Н.Н. Тарусиной, С.А. Сорокина, Ю.К. Толстого, Е.А. Чефрановой и др.
Задачи курсовой работы:
Методологической основой курсовой работы является метод познания, частно-научные методы (исторического, формально-логического, системного анализа и пр.), а также специально-юридические методы (нормативного, сравнительно-правового, метода правового моделирования).
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-правовые основы приемной семьи
1.1 Становление и развитие института приемной семье в России
Приемная семья не является новеллой законодательства современной России. России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны. Долгое время такая форма устройства детей называлась патронатом. Еще в период царствования Екатерины II были предприняты первые попытки правового регулирования патроната1.
В основе
патронирования лежал договор о
передаче ребенка в чужую семью
на добровольных началах. Патронатный
воспитатель получал
После Октябрьской революции 1917 г. о патронате как правовой форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь обратились к патронату. ВЦИК и СНК РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках", в соответствии, с которым на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Эти отношения также основывались на возмездных началах - содержание детей осуществлялось за счет местных средств.
Другой нормативный акт - Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся" определил исследуемые отношения как патронат. Получив законодательное название "патронат", этот институт в своей сути не претерпел изменений. Также с помощью патроната решалась проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в другой семье. Впоследствии опять институт патроната был предан забвению. И вновь к нему обратились лишь в 1987 г., когда ЦК КПСС и Совет Министров СССР в своем Постановлении от 31 июля 1987 г. № 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" поставили задачу осуществить поиск оптимальной формы воспитания, содержания и обучения детей-сирот.
Согласно постановлению Совмина РСФСР от 14 ноября 1987 г. № 401 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на Министерство просвещения СССР и Госстрой СССР была возложена обязанность разработать проект и осуществить строительство опытного детского дома семейного типа. Такие дома были созданы и функционировали, но с введением в действие СК РФ (с 1 марта 1996 г.) более не могли создаваться, так как СК РФ четко установил новый перечень форм устройства детей. Ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы.
После введения в действие Семейного кодекса РФ возник вопрос о том, как поступить с ранее созданными домами.
При создании правовой модели приемной семьи законодатель использовал лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности. Они будут нами определены при исследовании субъектного состава, предмета, содержания договора о приемной семье.
Письмо Минобразования РФ от 30.01.1997 № 15/438-6 "О порядке введения в действие Постановления Правительства РФ "О приемной семье" органам опеки и попечительства было рекомендовано проявить к детским домам семейного типа "особое внимание и бережное отношение и предоставить родителям-воспитателям возможность самим определить дальнейший статус: преобразовать детский дом семейного типа в малокомплектный детский дом с соответствующим штатом сотрудников или - в приемную семью".
В различных регионах России приемные семьи распространены по-разному. Например, в республике Коми в целях наиболее полного урегулирования вопросов деятельности приемной семьи был принят Закон от от 15 ноября 2001 года № 62-РЗ "О приемной семье", определяющий порядок заключения договора, исполнения обязанностей приемными родителями, а также контроля за их действиями. По заявлению прокурора республики этот акт оспаривался как противоречащий федеральному законодательству.
Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением и просил признать недействующими и не подлежащими применению из-за противоречия их федеральному законодательству статей 1 - 15 и 18 Закона Республики Коми "О приемной семье".
Решением Верховного Суда Республики Коми от 9 октября 2002 года заявление прокурора Республики Коми было удовлетворено в полном объеме.
Государственный Совет Республики Коми подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и дело производством прекратить, считая неправильным применение норм материального права судом при вынесении данного судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации считает,
что суд первой инстанции, сделав
вывод о противоречии федеральному
законодательству рассматриваемого Закона
Республики Коми, не учел, что по своему
содержанию данный Закон лишь воспроизводит
нормы федерального законодательства,
противоречий с нормами федерального
законодательства не имеет, а поэтому
не может расцениваться как
С 1996 года деятельность приемных семей, помимо норм СК РФ регулировалась Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829. Существовали и иные акты содержащие нормы о приемной семье. Например, Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Распоряжение президента Российской Федерации от 13 декабря 2000 г. №565-рп "О выделении средств для социальной защиты детей". Однако впоследствии Федеральным законом от 24.04.2008 № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" изменения были внесены в соответствующие нормы СК РФ2.
Положение о приемной семье было отменено в связи с принятием Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными Постановлением Правительства от 18 мая 2009 г. № 423. Законом от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ были признаны утратившими силу и статьи 151, 154, 155 СК РФ. Следует отметить, что нормы о приемной семья постоянно обновляются, в них вносятся соответствующие изменения и дополнения на протяжении всего существования СК РФ, например Федеральным Законом от 02.01.2000г. №32-ФЗ "О внесении дополнений в статью 123 Семейного Кодекса Российской Федерации".
1.2 Понятие и правовая природа приемной семьи
Помещение несовершеннолетнего в приемную семью является одним из способов устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения.
В ст. 152
СК РФ дается определение приемной
семьи. В частности, подчеркивается,
что приемной семьей признается опека
или попечительство над ребенком
или детьми, которые осуществляются
по договору о приемной семье, заключаемому
между органом опеки и
Приемная семья является относительно новой формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, впервые предусмотренной СК РФ.
Цель приемной семьи - создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным3.
Особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства), следующие: