Приемная семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы состоит в комплексном изучении теоретических проблем и анализе имеющихся законоположений, определяющих правовую природу приемной семьи.
Задачи курсовой работы:
Изучить становление и развитие института приемной семье в России;
Определить понятие и правовую природу приемной семьи;
Рассмотреть содержание договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
Проанализировать правовые положения приемных родителей и правовое положение приемного ребенка;
Выявить правовое регулирование личных имущественных неимущественных отношений в приемной семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..…………………..………… 3

Глава 1. Теоретико-правовые основы приемной семьи……..…..……5

1.1 Становление и развитие института приемной семье в России……………...….5
1.2 Понятие и правовая природа приемной семьи ……….....................................…9
1.3 Понятие и содержание договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью……………………………………………………………..……15

Глава 2. Правовое регулирование приемной семьи................................20

2.1 Правовое положение приемных родителей ……………………………………20
2.2 Правовое положение приемного ребенка ………………………………………25
Глава3.Правовое регулирование отношений, возникающих в приемной семье…………………………………………………….….28

3.1Правовое регулирование личных неимущественных отношений в приемной семье……………………………………………………………………………….28
3.2Правовое регулирование имущественных отношений в приемной семье……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….…………..…..…………….. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….…………….……….……41

Работа содержит 1 файл

ТаняПриемнаяСемьяГотов.docx

— 86.84 Кб (Скачать)

Приемную  семью можно определить как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между  органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.

Приемная  семья - это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от "классической" опеки  является специфическое основание  возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе  лица, на которое возложена обязанность  заботиться о ребенке.

Проблема  защиты прав и интересов детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела  особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную  ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.

Конвенция ООН о правах ребенка, закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право  жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного  семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи.

Приоритетной  формой семейного воспитания детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, бесспорно является усыновление (удочерение) является индивидуальной формой семейного воспитания и носит  бессрочный характер. Причем такое  устройство предполагает возникновение  длительных, более того, пожизненных  отношений ребенка с посторонними людьми.

И наконец, усыновление (удочерение) - это такая  форма воспитания детей в семье  усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями  жизни родных детей.

Приемная  семья является самостоятельной  формой семейного воспитания детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью  на воспитание.

В приемную семью можно передавать сразу  несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так  и чужие друг другу дети, которые  в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются  и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся  недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге  и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у  ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или  сестер. Такие качества очень важны  в жизни ребенка. И для каждого  человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его  любят и всегда ждут. Каждый ребенок  хочет жить в таких условиях, в  которых живет большинство его  сверстников4.

Контроль  за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье  осуществляется в соответствии с  Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или  попечителями прав и законных интересов  несовершеннолетних подопечных, обеспечения  сохранности их имущества, а также  выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих  прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными Постановлением Правительства  Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423.

На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети в возрасте до восемнадцати лет, оставшиеся по различным причинам без  попечения единственного или  обоих родителей:

  • дети-сироты;
  • дети, родители которых неизвестны;
  • дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;
  • дети, родители которых объявлены в судебном порядке умершими;
  • дети, родители которых осуждены и отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • дети, родители которых находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  • дети, родители которых уклоняются от их воспитания или от защиты их прав и интересов;
  • дети, родители которых отказались взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений;
  • дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях.

Орган опеки  и попечительства предоставляет  гражданам, выразившим желание взять  ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который  может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление  для посещения ребенка по месту  его жительства (нахождения).

Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под  надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом  ребенка и медицинским заключением  о состоянии его здоровья.

Приемным  родителям представляется медицинское  заключение экспертной медицинской  комиссии о состоянии здоровья ребенка.

При необходимости  они имеют право на независимую  экспертизу состояния его здоровья, но только в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.

Независимое медицинское освидетельствование  детей, передаваемых на воспитание в  семью, могут осуществлять государственные  лечебно-профилактические учреждения республиканского, краевого и областного уровня, клиники медицинских и  научно-исследовательских институтов. Однако такое освидетельствование  осуществляется при обязательном участии  медицинского работника учреждения, из которого ребенок передается на воспитание в семью.

При расхождении  диагнозов государственного и независимого медицинских освидетельствований  в течение трех дней со дня поступления  заключения медицинские документы  ребенка направляются в Министерство здравоохранения и социального  развития РФ.

Ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет  право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты  и компенсации.

Государственные пособия полагаются детям в связи  со смертью их родителей в установленных  законодательством случаях. В частности, такие пособия выплачиваются  детям погибших при исполнении служебных  обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенного органа РФ; прокуроров и следователей; судей; судебных приставов; военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы. Кроме того, на детей, переданных в приемную семью, должны выплачиваться и иные государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей, в соответствии с Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей.

Воспитание  оставшихся без попечения родителей  детей в приемной семье имеет  большое значение.

В такой  семье воспитывается полноценная  личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает  трудолюбивым, умеющим обслуживать  себя и помогать другим, т.е. полноценным  гражданином.

Таким образом, можно сделать вывод, что правоотношения, связанные с правовым режимом  приемной семьи имеют многогранный характер и регулируются нормами  различных отраслей права.

Приемная  семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она  обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи  с принятием Семейного кодекса  РФ5.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала  в себя лучший опыт дореволюционной  России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих  лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности.

 

1.3 Понятие и содержание договора  о передачи ребенка (детей)  на воспитание в приемную семью

 

 

В юридической  литературе на сегодняшний день сложилось  четыре точки зрения по данной проблеме. Сторонники первой утверждают, что  исследуемый договор имеет трудовой характер, вторые полагают, что он является семейно-правовым, третьи считают его  разновидностью гражданско-правовых договоров  и, наконец, последние говорят о  смешанной правовой природе договора о передаче ребенка в приемную семью6.

Содержание  договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью определено в  ст. 153.1 СК РФ.

Упомянутый  договор о приемной семье должен содержать:

  • сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);
  • срок действия договора;
  • условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей;
  • права и обязанности приемных родителей;
  • права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям;
  • основания и последствия прекращения такого договора.

Эти условия  следует рассматривать как существенные, и при отсутствии хотя бы одного условия договор считается незаключенным.

По договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью приемные родители обязуются:

  • Воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь.
  • Создавать необходимые условия для получения ребенком (детьми) образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
  • Осуществлять защиту прав и интересов ребенка (детей).
  • Обеспечивать уход за ребенком (детьми) и лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей).
  • Обеспечивать посещение приемным ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.
  • Извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей).

В свою очередь, орган опеки и попечительства обязуется:

  • Пересчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание ребенка (детей), ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.
  • Ежемесячно производить оплату труда приемным родителям в размере, определенном договором.
  • Ежемесячно производить дополнительную оплату труда приемным родителям в размере, определенном договором, на каждого взятого на воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида и других.
  • Прикрепить приемную семью для приобретения продуктов питания к базе или магазину с оплатой как по безналичному, так и наличному расчету.

Согласно  ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, трудовой договор - соглашение, по которому "работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации  правила внутреннего трудового  распорядка"7. Однако особенность деятельности родителя-воспитателя состоит в том, что на него возлагается чрезвычайно широкий круг обязанностей: воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, интеллектуальном и духовном развитии. Таким образом, он выполняет по отношению к приемному ребенку те же обязанности, что и родитель по отношению к своим детям. При этом он свободен в выборе времени исполнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня не связан. Все это не позволяет выделить конкретную трудовую функцию родителя-воспитателя, а также время его труда и отдыха в приемной семье.

Таким образом, указанные особенности правового  статуса приемных родителей позволяют  сделать вывод о том, что отношения  между ними и органом опеки  и попечительства не являются трудовыми8.

Сторонники  семейно-правовой природы рассматриваемого договора указывают на то, что договор  о передаче ребенка в приемную семью не следует рассматривать  как разновидность гражданско-правовых договоров, поскольку исследуемый  договор имеет свои особенности  в силу своей специфики и целей. Поэтому источники, регулирующие правовое положение приемной семьи, не содержат отсылок к ГК РФ, в отличие от норм о брачном договоре и соглашении об уплате алиментов.

На наш взгляд, правоотношения между приемными родителями и органом опеки и попечительства в том виде, в котором они существуют на данный момент, следует рассматривать как гражданско-правовые, а не как семейно-правовые или смешанные. В этой связи позиция Л.Ю. Михеевой относительно природы возникающих в приемной семье правоотношений представляется наиболее обоснованной. Правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, квалифицируются Л.Ю. Михеевой как гражданско-правовые, т.к. "налицо обязательство, возникающее из договора возмездного оказания услуг, заключаемого на определенный срок".

Информация о работе Приемная семья