Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:52, реферат
Существование большинства юридических лиц не ограничено какими-либо
временными рамками. Тем не менее в определенных случаях они могут быть
прекращены ( по принятой в юридической литературе терминологии говорят о
прекращении самого юридического лица , а не его деятельности). Прекращение
юридических лиц может влечь за собой различные последствия. В зависимости
от них различают два вида прекращения: реорганизацию (ст. 57) и ликвидацию
(ст.61).
становятся
перед его кредиторами
разделительного баланса нельзя определить, кто из них и в каком объеме
принял на
себя долги реорганизуемого
2. Проблемы возникающие при
Решение о реорганизации юридического лица, как отмечалось, может быть
принято его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то
его учредительными документами.
В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса реорганизация может быть
также осуществлена
по решению уполномоченного
по решению суда. Однако это возможно только в случаях, прямо установленных
законом. Кроме того, по решению государственного органа или суда
юридическое лицо может быть реорганизовано лишь в форме его разделения либо
выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц.
В то же время уже в Федеральном законе от 30 ноября 1994 года "О введении
в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
содержатся императивные нормы, предусматривающие обязательность проведения
реорганизации юридических лиц еще в одной форме - путем преобразования.
Согласно ст. 6 этого Закона учредительные документы полных и смешанных
товариществ, созданных до официального опубликования части первой Кодекса,
подлежали приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК не позднее 1 июля
1995 года. Индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также
предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами,
общественными и религиозными организациями, объединениями,
благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или
муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного
хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в
хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По
истечении
этого срока предприятия
требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию
соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.
Таким
образом, обязательность
правовой формы) некоторых видов юридических лиц, хотя и сформулированная в
императивной форме, все же не может быть осуществлена в принудительном
порядке по решению уполномоченных государственных органов или суда. Она
обеспечивается иными санкциями - возможностью ликвидации не исполнившего
законодательных
предписаний предприятия в
уполномоченного органа.
Помимо
требования обязательного
и рад ограничений на проведение данного вида реорганизации.
Так, согласно п. 9.10.6 Государственной программы приватизации на 1994
год "акционерные общества открытого типа не могут быть преобразованы в
акционерные общества закрытого типа, товарищества с ограниченной
ответственностью". Новый ГК, напротив, устанавливает, что акционерное
общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью
или производственный кооператив (п. 2 ст. 104).[6]
Вопрос о действенности установленного Государственной программой
приватизации ограничения должен решаться с учетом положений п. 3 ст. 96 ГК
и п. 5 ст. 1 Закона "Об акционерных обществах", определивших условия
применения особенностей правового положения акционерных обществ, созданных
путем приватизации: эти особенности действуют с момента принятия решения о
приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным
образованием 75 процентов принадлежащих им акций в данном акционерном
обществе. Таким образом, в ряде случаев преобразование открытого
акционерного общества в пришедшее на смену товариществу общество с
ограниченной ответственностью не допускается. Совсем другое дело -
трансформация открытого акционерного общества в закрытое.
Согласно ст. 97 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Закона "Об акционерных
обществах" открытое и закрытое акционерные общества не относятся к
самостоятельным видам организационно-правовой формы юридического лица, а
лишь указывают на его тип. Следовательно, трансформация открытого
акционерного общества в закрытое (и наоборот) не будет рассматриваться как
реорганизация со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.
Значительный интерес представляет вопрос о моменте правопреемства при
реорганизации.
В процессе рассмотрения экономических споров, касающихся
предпринимательской деятельности, нередко возникают проблемы, когда
необходимо определить принадлежность сторонам субъективного права и
субъективной обязанности. Установление судом такой принадлежности является
основным аргументом при решении вопроса о том, является ли лицо надлежащим.
При
возбуждении дела в
ответчик являются субъектами правоотношения, по поводу которого возник
спор. Однако в ходе разбирательства может выясниться, что та или иная
сторона или даже обе таковыми не являются. В этом случае стороны (истец или
ответчик, а возможно, оба) признаются ненадлежащими. [7]
Как показывает судебная практика, вопрос о том, является сторона
надлежащей или нет, чаще возникает тогда, когда один из участников спора,
обосновывая свои требования, ссылается на то, что он является
правопреемником другого лица после реорганизации последнего, либо наоборот,
когда один из участников спора, возражая против предъявленного к нему иска,
отрицает факт состоявшегося правопреемства при реорганизации.
В предлагаемой
Вам части этой главы
рассмотрены некоторые
аспекты реорганизации юридических лиц применительно к проблемам перехода
прав и обязанностей от одного юридического лица к другому и обеспечения
возникшего
преемства необходимой
По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой
специфический способ прекращения действующих и образования новых
юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и
выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших
юридических лиц к вновь возникшим.
Поскольку
реорганизация всегда связана
с имущественным
между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет
вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В
результате
реорганизации права и
лиц могут
переходить:
а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии,
присоединении
и преобразовании);
б) в
полном объеме, но к нескольким
правопреемникам в
частях (при
разделении);
в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при
выделении).[8]
В соответствии со ст. 58 ГК РФ, как уже отмечалось в первой части главы,
переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в
процессе
реорганизации оформляется
документами: передаточным актом реорганизации в формах слияния,
присоединения и преобразования или разделительным балансом (при
реорганизации в формах разделения и выделения). Учитывая большую значимость
этих документов, к ним предъявляются особые требования. В частности, в п. 1
ст. 59 ГК РФ предусматривается, что передаточный акт и разделительный
баланс должны
содержать положения о
реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и
должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
Исходя из приведенной нормы закона, можно сделать вывод о том, что в
передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о
всех обязательствах долгового характера, а также всех правах требования,
передаваемых реорганизуемым юридическим лицом своему правопреемнику, с
обязательным указанием (подробной балансовой расшифровкой) числящихся по
каждому кредитору и должнику денежных сумм.
Чтобы не допустить нарушения порядка оформления правопреемства при
реорганизации, в Гражданском кодексе предусмотрено специальное правило,
согласно которому в случае отсутствия в передаточном акте или в
разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам
реорганизованного юридического лица государственная регистрация вновь
возникших юридических лиц не производится (абз. 2 п. 2 ст. 59).[9]
Несмотря на столь жесткие требования закона, на практике они не всегда
выполняются, что нередко приводит к серьезным затруднениям, а порой и к
невозможности установления правопреемства при реорганизации в отношении