Правовое регулирование

Автор: K***************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть предмет и метод правового регулирования и подробно охарактеризовать данные понятия.
Для достижения данной цели следует решить ряд взаимосвязанных задач:
рассмотреть понятие механизма правового регулирования и охарактеризовать основные элементы механизма правового регулирования.
2. раскрыть понятие правовых средств, обозначить и охарактеризовать их признаки, после этого остановиться на видах правовых средств.
3. определить предмет и метод правового регулирования и привести примеры из практической деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………..…………………...3
Глава 1 Механизм правового регулирования…..….…………6
1.1 Понятие, характеристика и структура механизма правового регулирования ………………………………………….…….
1.2 Пределы действия и эффективность механизма правового регулирования………………………………………………………………16
Глава 2 Средства правового регулирования............................22
2.1 Правовые средства: понятие, признаки и виды…………..…………..22
Глава 3 Предмет и метод правового регулирования..............28
3.1 Предмет правового регулирования……………………………………28
3.2 Метод и способы правового регулирования…………………………31
Заключение...…………………………………………………...........36
Список использованных источников и литературы ……...…..38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Второй  способ — обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

     Третий  способ — запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено  привлекать к сверхурочным работам  несовершеннолетних).

     Второй  и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в  одном случае обязанности носят  позитивный, активный характер, то в  другом — пассивный.

     В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным, во-первых, потому, что он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

     К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуж дения. Например, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

     К дополнительным способам можно также  отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

     С указанными способами правового  регулирования (как основными, так  и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют  неюридические способы влияния  на сознание, волю, а значит, и поведение  людей в обществе31. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием. 

     Итак, предметом регулирования, по мнению большинства ученых, являются общественные отношения, которые требуют правового регламентирования и различных методов и способов юридического воздействия. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

        Также стоит вопрос о выделении  общего предмета. По мнению у  В.С. Нерсесянца и некоторых  других правоведов: «общий предмет  правового регулирования — это  официально устанавливаемый общий правопорядок в сфере всех регулируемых общественных отношений, т.е. вся система норм права, представляющая собой нормативную конкретизацию требований принципа формального равенства»32. Предмет правового регулирования, таким образом, — это не сами по себе общественные отношения, а определенный правопорядок, устанавливаемый в сфере объекта правовой регуляции. По моему мнению всё же под предметом следует понимать общественные отношения т.к правовое регулирование направлено именно на регулирование юридически значимых общественных отношений.

      Говоря  о методах правового регулирования  можно сделать вывод, что методы правового регулирования зависят  от характера правовых отношений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Данная  курсовая работа посвящена вопросам, связанным с правовым регулированием.  В работе освещены такие теоретические вопросы как понятие, предмет, механизм,  средства и методы правового регулирования.

      Объектом  моего исследования в данной работе являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают тему правового регулирования.

     Итак, под правовым регулированием понимается целенаправленное воздействие на поведение  людей и общественные отношения  с помощью правовых (юридических) средств. Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли. Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права — упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой является земля.

     Нельзя  считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

     Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права  взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим  правовым регулированием.

      Под механизмом правового регулирования  понимается  система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. Следует отметить, что некоторые авторы считают, что в механизм правового регулирования входит не только система средств, но также и субъектная составляющая и функциональная составляющая.

      Говоря  о правовых средствах следует отметить, что многие авторы понимают  правовые средства как институциональные образования (установления, формы) правовой действительности, которые в своем реальном функционировании, использовании в процессе специальной правовой деятельности приводят к достижению определенного результата в решении социальных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на определенном этапе.

      Рассматривая  вопрос о методах правового регулирования, следует сказать, что в общей  теории права метод правового  регулирования определяются как  система приёмов, способов воздействия  права на общественные отношения. В  зависимости от характера конкретных общественных отношения зависит и метод правового регулирования.

      Приведённые мной определения являются общепринятыми  в теории права, но многие авторы имеют  собственную точку зрения по данным вопросам.

      Приняв  во внимание всё выше изложенное, можно  считать поставленную цель достигнутой, а тему курсовой работы – раскрытой.   
 
 

      Список  использованных источников и  литературы 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993г. – М.: Ладья-Бук, 2004.

    2.  Гражданский кодекс Российской Федерации: принят 21 октября 1994г. – М.: Инфра, 2003. 

Научные статьи из журналов, сборников и материалов конференций:

    3. Бобылев,  А.И. Механизм правового воздействия  на общественные  отношения / А.И.  Бобылев // Государство и право.  – 1999. - № 5.- С. 326.

    4. Калмыков, Ю. Х. Правовые средства обеспечения  потребностей граждан/Ю.Х. Калмыков, И.А. Баринов // Гражданское право  в сфере обслуживания. Свердловск. –1984. – С.49.

5. Сорокин,  В.Д. Правовое регулирование: предмет,  метод, процесс//Правоведение. 2000.- №4. С.34-45 

Учебники  и учебные пособия:

    6.  Алексеев, С.С. Теория государства  и права / С.С. Алексеев– М.: Норма, 2007. – 496с.

    7. Алексеев, С.С. Право на пороге нового  тысячелетия / С.С. Алексеев– М.: Норма, 2000. – 256с.

    8. Васильев, А.В. Теория права и государства / А.В. Васильев – М.: РАГС, 2003. – 407с.

    9. Венгеров, А. Б. Теория  государства   и  права / А.Б Венгеров –  М.: Омега-Л, 2002. – 391с.

    10. Лазарев,  В.В Общая теория государства  и права / В.В. Лазарев.– М.:

          Юристъ, 2002. – 520с.

    11. Малько, А. В. Политическая и правовая жизнь России / А.В. Малько – М.: Юристъ, 2000.–256с.

    12 Мухаев, Р. Т. Теория государства и  права / Р. Т. Мухаев – М.: Юнити-Дана, 2002. –543с.

    13. Поляков,  Е.В. Общая теория права / Е.В.  Поляков – СПб.: Издательство  Юридического факультета С.-Петербургского государственного университета, 2005. – 472с.

    14. Ромашов,  Р.А. Теория государства и права  / Р.А. Ромашов – СПб.: Юридический  центр Пресс, 2005. – 630с.

    15.Сапун,  В. А. Теория правовых средств  и механизм реализации права/ В.А. Сапун. – СПб.: Профессия, 2002. –156с.

    16.Сырых,  В. М. Теория государства и  права / В. М. Сырых –  М.: Юстицинформ, 2007. – 704с.

    17. Хропанюк, В. Н. Теория государства и  права / В. Н. Хропанюк. – М.: Омега-Л, 2006. – 382с.

    18. Черданцев,  А. Ф. Теория государства и права / А. Ф. Черданцев – М.: Юристъ, 2001. – 395с. 
     
     

Средства и Методы правового регулирования 
 
 
 

           

Информация о работе Правовое регулирование