Правовое регулирование

Автор: K***************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть предмет и метод правового регулирования и подробно охарактеризовать данные понятия.
Для достижения данной цели следует решить ряд взаимосвязанных задач:
рассмотреть понятие механизма правового регулирования и охарактеризовать основные элементы механизма правового регулирования.
2. раскрыть понятие правовых средств, обозначить и охарактеризовать их признаки, после этого остановиться на видах правовых средств.
3. определить предмет и метод правового регулирования и привести примеры из практической деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………..…………………...3
Глава 1 Механизм правового регулирования…..….…………6
1.1 Понятие, характеристика и структура механизма правового регулирования ………………………………………….…….
1.2 Пределы действия и эффективность механизма правового регулирования………………………………………………………………16
Глава 2 Средства правового регулирования............................22
2.1 Правовые средства: понятие, признаки и виды…………..…………..22
Глава 3 Предмет и метод правового регулирования..............28
3.1 Предмет правового регулирования……………………………………28
3.2 Метод и способы правового регулирования…………………………31
Заключение...…………………………………………………...........36
Список использованных источников и литературы ……...…..38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Нормами права не могут быть урегулированы  также явления и события, не зависящие  от воли и сознания людей. К ним относятся проблемы здоровья человека,  рождаемости, а также явления природы. Право не может. например, предписывать рождение только здорового, полноценного потомства, либо запретить засухи и неурожаи.

      Существуют  две границы, определяющие пределы  Механизма правового регулирования. Эти границы условно можно назвать верхней и нижней. Некоторые авторы называют их внешними и внутренними17.

      Верхней или внешней границей правового  регулирования выступают объективные  природные и социальные явления, не зависящие от воли и сознания человека, К природным явлениям, как уже отмечалось, относятся состояние погоды, плодородие почвы, стихийные бедствия и другие. К социальным могут быть отнесены уровень экономического и социального развития общества, материальная обеспеченность жизни населения, состояние культуры, нравственности и т.д.

      Нижняя  или внутренняя граница отделяет сферу правового регулирования, в которую входят наиболее важные, общественно значимые, опасные отношения  и действия юридических и физических лиц от отношений малозначительных и регулируемых другими социальными нормами обычаями, традициями, моралью, нравственностью, этикетом, нормами общественных организаций и т.д.

      Нарушение верхней или внешней границы  ведет к девальвации права, утрате им регулирующего воздействия на общественные отношения, снижению социальной ценности, превращению его в пожелания и лозунговые призывы. Например, правовые предписания по обеспечению населения СССР продуктами питания и предоставлению каждой семье отдельной квартиры, принятые в период Советской власти на самом высоком уровне, не были основаны на реальных возможностях экономики. Поэтому они не были выполнены, хотя был разработан правовой механизм установлены этапы выполнения поставленных задач; определено какие слои населения должны удовлетворяться в продуктах и жилье в первую очередь, в том числе за счет предприятий, которые вели строительство жилья и государства; какая жилая площадь должна быть предоставлена на одного человека; каков должен быть набор продуктов и их количество и т.д.

      Однако  в связи с полным провалом выполнения данных предписаний, доверие народа к подобным государственно-властным актам было существенно подорвано. В сознании людей укрепилась уверенность, что государство принимает решения, в том числе и правовые, с целью обмана народа и все его постановления, указы, законы — пустые бумажки, которые не имеют никакого реального значения.

      Нарушение нижней или внутренней границы обусловливает  усиление государственного влияния  на жизнь людей, в том числе  сугубо личную, тотальный контроль государства за поведением и деятельностью человека, ущемление демократии, прав и свобод граждан. Так, например, в условиях советской власти правовому регулированию подвергались культурно-массовые мероприятия и отдых людей, поскольку все учреждения культуры и отдыха были государственные. До конца ЗО-х годов запрещались новогодние елки.

      Однако  это не означает, что право вообще не может влиять на экономические, природные  и иные объективные явления, а  также поведение и деятельность граждан, не подлежащие правовому регулированию. Оно не может воздействовать на них непосредственно. Однако опосредованно, через регулирование других общественных отношений такое воздействие возможно. Например, для того, чтобы обеспечить рождение здорового потомства право и государство должны не допускать загрязнения среды обитания человека, строго контролировать состояние производств, вредных для здоровья людей, предотвращать техногенные катастрофы, обеспечивая необходимую медицинскую помощь и контроль за состоянием здоровья людей, в первую очередь беременных женщин и т.д.

      Механизм  правового регулирования не может  разрешать или запрещать наступление  засухи, но он может способствовать созданию таких экономических, технических  и иных условий ведения сельскохозяйственного производства, при которых вредные последствия засухи на урожай могут быть значительно снижены или сведены к минимуму.

      Аналогичную роль право может играть и в  других сферах общественной жизни, непосредственно  им нерегулируемых в том числе, в  сфере Морали, культуры, этики, развития общественного производства, повышения уровня жизни людей, укрепления здоровья населения. Решение этих задач является одной из главных функций современного демократического государства, а право выступает важным рычагом в достижении данной цели.

      Эффективность механизма правового регулирования  выражается в его позитивном воздействии  на развитие экономических и иных общественных отношений, поведение  и деятельность юридических и  физических лиц.

      Уровень эффективности может быть определен как соотношение между фактической ролью правового регулирования в обществе и его предполагаемым значением для общества. Поэтому повышение эффективности механизма правового регулирования есть приведение в соответствие его реального влияния на общественные отношения, поведение и деятельность юридических и физических лиц с потенциальными возможностями права.

      Эффективность механизма правового регулирован  складывается из нескольких социально-правовых блоков18.

      1. Высокого качества и полноты  законодательства, которые зависят от профессионализма и компетентности правотворческих органов, уровня развития правовой науки, юридической техники.

      2. уровня юридической грамотности  и правовой культуры населения  и должностных лиц государственных  органов, общественных и иных организаций коммерческих структур, наличия у них позитивных правовых установок, которые формируются на основе пропаганды правовых знаний, правового воспитания и образования.

      З. Реализация права юридическими и  физическими лицами и применения права государственными органами в точном соответствии с действующим законодательством их полномочиями, правовым порядком применения права.

      4. Неотвратимости ответственности,  независимо от должного положения  вероисповедания, национальной принадлежности  и других особенностей личности правонарушителя.

     5. Наличия в праве специальных  положений, стимулирующих правомерное  поведение граждан и должностных  лиц и практическую реализацию  норм права.

      Постоянное  развитие и совершенствование названных  социально-правовых факторов оказывает положительное влияние на повышение эффективности механизма правового регулирования и его роли в жизни общества. 

     Итак, исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить ,что механизм правового  регулирования играет важную роль в  обществе т.к исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества ,а знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять деятельность по реализации права.

     По  нашему мнению, говоря о проблеме понятия  механизма правового регулирования  не совсем правильно рассматривать  механизм правового регулирования  как систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование, т.к нельзя сводить структуру механизма правового регулирования к простой совокупности правовых средств (инструментов) регулятивной деятельности. Я согласен с мнением Р.А Ромашова который считает, что «на ряду с инструментальной составляющей механизм правового регулирования включает субъектный состав, взаимосвязи и взаимодействия, обеспечивающие действенность механизма, а также отношения, возникающие в процессе практического воплощения правовых предписаний»19, т.к такой подход более объективен и характеризует механизм правового регулирования с более широкой стороны. 

Глава 2 Средства правового регулирования

2.1 Правовые  средства: понятие, признаки и  виды 

     Осуществление правового регулирования предполагает наличие соответствующих правовых средств, при помощи которых обеспечиваются достижение поставленных целей и получение планируемых результатов20.

     При характеристике правовых средств выявляются их отличительные черты и особенности  как действенных инструментов, используемых в процессе решения разнообразных задач, определяемых целевыми установками социально-политического развития.

     Правовые  средства предусмотрены нормами  права и вне нормативной сферы  существовать не могут. Именно правовые нормы придают рассматриваемым средствам регулирования правовой характер.

     Правовые  явления, рассматриваемые в качестве правовых средств, характеризуются  преимущественно с позиций их регулятивных функций, что и выражает суть того специально-научного подхода, который назван инструментальным. Поэтому, когда исследуются правовые средства в их реальном функционировании, имеются в виду не новые «реалии, которые не укладываются в содержание традиционных терминов», «для обозначения которых требуется новое понятие»21, а все правовые установления и формы, т. е. все институциональные правовые явления во всем многообразии их разновидностей.

     Правовые  средства являются частью права в  целом в его инструментальном понимании. Поэтому между правовыми  средствами прослеживается глубокая связь. Если отдельное правовое средство — это особый, единичный фрагмент правовой субстанции, то в единстве и взаимодействии правовые средства образуют юридические механизмы, действующие совместно в тех или иных сферах правового регулирования. Выступая в качестве составных элементов нормативного материала, правовые средства обособляются в особых правовых образованиях — институтах и субинститутах права.

     Таким образом, правовые средства — это такие институциональные образования (установления, формы) правовой действительности, которые в своем реальном функционировании, использовании в процессе специальной правовой деятельности приводят к достижению определенного результата в решении социальных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на определенном этапе22.

     В контексте сформулированного определения  правовое средство тождественно инструменту, посредством которого осуществляется регулятивная деятельность. При этом следует различать средства (инструменты) и методы (способы, приемы) их использования. В связи с этим заслуживает критики позиция А. В. Малько, определяющего правовые средства как «правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей»23. По этому поводу В. А. Сапун отмечает, что под правовыми средствами точнее было бы понимать не саму профессиональную юридическую деятельность (как совокупность юридически значимых деяний), а ее формализованные результаты в виде разнообразных правовых актов24. Кроме того, ошибочно отождествлять технологию как теоретическую модель (правовой режим) применения средства и деяние как фактический поведенческий акт, осуществляемый в соответствии с той или иной технологией.

     Исследование  основных разновидностей и классификация  правовых средств позволяют выявить  весь их объем, изучить качественные особенности, их общие черты, а значит, избежать односторонности в познании изучаемых правовых явлений.

     Правовые  средства многочисленны и разнообразны, они выполняют различные функции на отдельных участках правового регулирования, в различных видах юридической деятельности.

     Классификация правовых средств осуществляется по различным основаниям25.

     1. По уровню решаемых в правовом регулировании задач могут быть выделены общие и специальные правовые средства.

     Общие правовые средства служат для постановки основополагающих целей и определения круга задач правового регулирования. Как правило, эти средства напрямую в регулятивной деятельности участия не принимают. Вместе с тем принципиальная возможность задействования их в качестве инструментов непосредственного (прямого) воздействия сохраняется. В качестве примера можно назвать Основной Закон государства — Конституцию. В частности, Конституция России «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (Ст. 15).

Информация о работе Правовое регулирование