Правовое регулирование

Автор: K***************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть предмет и метод правового регулирования и подробно охарактеризовать данные понятия.
Для достижения данной цели следует решить ряд взаимосвязанных задач:
рассмотреть понятие механизма правового регулирования и охарактеризовать основные элементы механизма правового регулирования.
2. раскрыть понятие правовых средств, обозначить и охарактеризовать их признаки, после этого остановиться на видах правовых средств.
3. определить предмет и метод правового регулирования и привести примеры из практической деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………..…………………...3
Глава 1 Механизм правового регулирования…..….…………6
1.1 Понятие, характеристика и структура механизма правового регулирования ………………………………………….…….
1.2 Пределы действия и эффективность механизма правового регулирования………………………………………………………………16
Глава 2 Средства правового регулирования............................22
2.1 Правовые средства: понятие, признаки и виды…………..…………..22
Глава 3 Предмет и метод правового регулирования..............28
3.1 Предмет правового регулирования……………………………………28
3.2 Метод и способы правового регулирования…………………………31
Заключение...…………………………………………………...........36
Список использованных источников и литературы ……...…..38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Механизм  правового регулирования имеет  две стороны: объективную и субъективную14.

     Объективная сторона механизма правового регулирования включает в себя следующие элементы:

     1. Наличие правовых норм, регулирующих  все общественные отношения, поведение и деятельность юридических и физических лиц, подпадающих под регулирование правом, т. е. существование полного и качественного законодательства, которое является правовой базой механизма правового регулирования.

     2. Установление нормами права правового статуса юридических и физических лиц, являющихся субъектами права. Это означает государственно-правовое признание их способности быть участниками правовых отношений определенного вида и определенного содержания. Правовой статус юридических и физических лиц является правовой основой их поведения и деятельности.

     3. Придание соответствующим реальным  событиям и явлениям значения  юридических фактов, с которыми  закон связывает возникновение,  изменение или прекращение конкретных  прав и обязанностей у юридических и физических лиц, являющихся субъектами права и обладающих правовым статусом.

     Как известно, юридическими фактами могут  быть события, т. е. не зависящие от воли и сознания людей явления, и действия, которые совершаются людьми сознательно с целью достижения определенного правового результата. Действия в свою очередь делятся на сделки и административные акты. В зависимости от различия юридических фактов правовое регулирование имеет определенные особенности.

     Юридические факты-события могут наступить, а могут и не наступить. Следовательно, права и обязанности сторон также могут возникнуть, и тогда заработает механизм правового регулирования либо этого не произойдет.

     Сделки  гражданами и юридическими лицами заключаются  самостоятельно и по взаимному согласию. Исполнения обязательств, взятых на себя сторонами при заключении сделки, осуществляется добровольно. Поэтому наступление юридических фактов-действий определяется материальными и иными интересами людей.

     Юридические факты — административные акты представляют собой распоряжение компетентного государственного органа, которое властно предписывает другой стороне строго определенное поведение. Данные юридические факты зависят от активности деятельности государственных органов.

     4. Установление с помощью норм права моделей правоотношений между юридическими или физическими лицами, обладающими правовым статусом. Модели правоотношений создаются путем законодательного наделения участников правоотношений взаимными правами и обязанностями, возникающими при наступлении юридических фактов.

     5. Установление мер правовых гарантий  и юридической ответственности,  которые способствуют правомерному  поведению юридических и физических  лиц, действию правового механизма. 

     Такой правовой механизм реально действует  только тогда, когда юридические и физические лица выполняют предусмотренные законом правила поведения. До этого он существует как бы в потенции.

     Объединение изложенных элементов в единую систему  позволит увидеть механизм правового  регулирования как определенное социально-правовое явление. Оно выражается в следующем: юридические и физические лица, наделенные законом соответствующими правами и обязанностями и являющиеся в связи с этим субъектами права, могут вступать между собой в определенные правовые отношения, возникновение которых обусловлено юридическими фактами, т. е. событиями или действиями, имеющими юридическое значение. В результате вступления в правоотношения и реализации прав и выполнения обязанностей стороны изменяют свое правовое положение и достигают поставленных целей. Такой результат имеет место в случае, если все действия юридических и физических лиц соответствуют законодательству.

     Реально механизм правового регулирования  можно рассмотреть на примерах договора страхования имущества,  и других договоров.

     По  договору имущественного страхования, согласно ст. 929 ГК РФ, одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором  плату (страховую премию) при наступлении  предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе.

     Ст. 927 ГК РФ определяет, что страхователями имущества могут быть юридические  и физические лица, а страховщиком — страховая организация. Их права  и обязанности возникают только при наступлении предусмотренного в договоре события. В результате реализации прав и исполнения обязанностей сторонами достигается цель правового регулирования страхования имущества.

     В случае невыполнения сторонами своих  обязанностей, нарушения норм права, начинает действовать механизм юридической ответственности, который также предусмотрен нормами права. Механизм юридической ответственности аналогичен механизму позитивного правового регулирования. Он также включает в себя: наличие норм права, определяющих виды и формы ответственности; установление нормами права деликтоспособности юридических и физических лиц, т. е. государственно-правовое признание их способности совершать определенные правонарушения, нести за них ответственность и быть участниками правоотношений ответственности; придание реальным жизненным обстоятельствам значения юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений ответственности; установление с помощью норм права моделей правоотношений правонарушителя и органов, наделенных правом привлекать виновных к ответственности и, соответственно, наложением обязанностей на правонарушителя выполнять требования полномочных органов. Данная модель включает также порядок несения ответственности правонарушителем и ее прекращение.

     Реально механизм юридической ответственности  начинает действовать при совершении правонарушения, являющегося юридическим  фактом, с которым связано реальное возникновение правоотношения ответственности.

     Правоотношение  ответственности прекращается, как и возникает, в связи с определенным юридическим фактом, после наступления которого, правонарушитель освобождается от обязанности нести ответственность. К таким юридическим фактам относятся исполнение возложенной меры ответственности, истечение срока давности, амнистия и др.

     Такова  характеристика правового механизма  с объективной стороны. 

     С субъективной стороны механизм правового регулирования характеризуется следующими обстоятельствами:

     1. Уровнем правосознания граждан,  руководителей предпринимательских структур, должностных лиц государственных органов, т. е. знанием ими законодательства, умением действовать в соответствии с его требованиями при решении возникающих вопросов, реализации прав и полномочий, выполнении обязанностей.

     2. Правовой установкой, т. е. предрасположенностью  личности, независимо от ее социального  статуса, определенным образом  воспринимать и оценивать правовую  информацию, явления, происходящие  в сфере правовых отношений  и готовность действовать в  соответствии с этой оценкой, а также ценностными ориентациями, т.е. отношением к правомерному и противоправному поведению, оценкой их значения для жизни общества и отдельного человека. Данные обстоятельства оказывают большое, можно сказать, определяющее влияние на правомерное или неправомерное поведение человека.

     3. Интересом и мотивом личности, которые оказывают непосредственное  влияние на выбор поведения.

     Интерес представляет собой осознание гражданином  возможности решения вопроса  или удовлетворение потребностей с  помощью определенной деятельности, взаимодействия с другими гражданами или должностными лицами.

     Мотив выражается в сознательном оценочном  отношении к требованиям нормы  права, как к средству достижения поставленной цели; к действиям, которые  необходимо для этого выполнить, и в принятии на этой основе решения о правомерном либо неправомерном поведении.

     Данные  субъективные факторы оказывают  существенное влияние на использование  или неиспользование гражданами, руководителями предпринимательских  структур и должностными лицами государственных органов механизма правового регулирования в своей деятельности.

     Существуют  два главных вида механизмов правового  регулирования: централизованное регулирование, основанное на принципе субординации, и децентрализованное регулирование, основанное на принципе координации.

     Централизованное  регулирование осуществляется властными, командными методами. В наиболее чистом виде данный метод используется в  административном праве. В этом случае основным двигателем, обеспечивающим действие правового механизма, является принудительная сила государственных органов, которые выступают участниками правоотношений. Без них правовой механизм не работает и правовое регулирование не может осуществляться.

     При децентрализованном регулировании  на ход, и процесс правового механизма оказывают влияние независимые друг от друга субъекты права, участвующие в правоотношениях. Они самостоятельно, по собственной воле, заключают и исполняют договоры, совершают односторонние правомерные юридические действия. Этот метод наиболее полно используется в гражданском праве, в условиях рыночной экономики.

     От  механизма правового регулирования  необходимо отличать правовое воздействие, которое представляет собой положительное  влияние на поведение человека таких  правовых явлений как правовая идеология, правовое воспитание, правовая пропаганда, знание гражданами законодательства, правовых запретов15. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2Пределы  действия и эффективность механизма  правового регулирования 

      По  нашему мнению, говоря о механизме  правового регулирования, также следует обсудить пределы действия и эффективность этого механизма.

       Право является очень важным  фактором, регулирующим общественные  отношения, поведение и деятельность  юридических и физических лиц.  Так, право регулирует структуру, полномочие, порядок образования и деятельности государственных органов, их взаимоотношения с юридическими и физическими лицами. Сферой правового регулирования является также положение личности в обществе, характер и объем политических, личных и социальных прав, свобод и обязанностей, порядок их реализации и защиты от нарушений со стороны других граждан, юридических лиц, государственных органов16.

      Важной  областью правового регулирования  являются имущественные, трудовые, семейные отношения, возникающие в обществе между юридическими и физическими лицами либо между физическими лицами.

      Право также регулирует разрешение конфликтов и споров между гражданами, гражданами и организациями, предпринимательскими структурами, которые не могут быть разрешены спорящими сторонами самостоятельно.

      Право предусматривает ответственность  за правонарушения, совершенные субъектами деликтных правоотношений, возникающих  в результате причинения вреда, и  предусматривает порядок привлечения  к ответственности правонарушителей.

      В сфере правового регулирования находятся международные отношения, т. е. отношения между различными суверенными государствами, их органами, а также между физическими и юридическими лицами разных стран.

      Право регулирует также экологические  и некоторые другие общественные отношения. Однако право не может охватить всю общественную жизнь. Некоторые общественные отношения регулируются другими правилами, например нормами морали, нравственности, уставами общественных организаций, правилами приличия, этикета и др. Эти отношения не могут регулироваться правом в силу их малозначительности, специфики общественных отношений и поведения людей, которые делают их недоступными для права. Например, право не может предписывать людям вид, цвет, модель одежды, обуви, причесок, поскольку эти обстоятельства обусловлены национальной принадлежностью человека, его воспитанием, вкусом, полом, традициями, складом характера, профессией, телосложением и другими особенностями. Кроме того, данные обстоятельства не регулируют взаимоотношения и взаимодействия граждан, а выражают индивидуальные особенности человека, имеют сугубо личное значение и не затрагивают права и интересы государства, общества.

Информация о работе Правовое регулирование