Автор: K***************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть предмет и метод правового регулирования и подробно охарактеризовать данные понятия.
Для достижения данной цели следует решить ряд взаимосвязанных задач:
рассмотреть понятие механизма правового регулирования и охарактеризовать основные элементы механизма правового регулирования.
2. раскрыть понятие правовых средств, обозначить и охарактеризовать их признаки, после этого остановиться на видах правовых средств.
3. определить предмет и метод правового регулирования и привести примеры из практической деятельности.
Введение …………………………………………..…………………...3
Глава 1 Механизм правового регулирования…..….…………6
1.1 Понятие, характеристика и структура механизма правового регулирования ………………………………………….…….
1.2 Пределы действия и эффективность механизма правового регулирования………………………………………………………………16
Глава 2 Средства правового регулирования............................22
2.1 Правовые средства: понятие, признаки и виды…………..…………..22
Глава 3 Предмет и метод правового регулирования..............28
3.1 Предмет правового регулирования……………………………………28
3.2 Метод и способы правового регулирования…………………………31
Заключение...…………………………………………………...........36
Список использованных источников и литературы ……...…..38
Специальные
правовые средства
используются для решения конкретных
задач правового регулирования. При помощи
специальных средств, происходит достижение
целей и решение задач, определенных при
помощи общих правовых средств. В качестве
специальных правовых средств выступают
подзаконные акты, конкретизирующие положения
актов общего характера и закрепляющие
механизмы их реализации.
2. В зависимости от сферы правового регулирования различаются правовые средства, регулирующие публично-правовые и частноправовые отношения.
В
сфере публично-правового
В
сфере частноправового
3. По
форме выражения
различаются правовые средства, закрепленные
в нормативных правовых актах, нормативных
договорах, юридических прецедентах юридических
обычаях и т. д.
Говоря о признаках правовых средств, можно обратиться к точке зрения А.В Малько, который выделяет следующие признаки26:
1)
выражают собой все обобщающие
юридические способы
2)
отражают информационно-
3)
сочетаясь определенным
4)
приводят к юридическим
5) обеспечиваются государством.
Правовые
средства имеют синтетический, своего
рода компромиссный характер, ибо
призваны связывать идеальное (цель)
с реальным (результатом). Этимология
слова «средство» идет от понятий
средний, серединный. Средство — связующее
среднее звено между субъектом и объектом
деятельности, между идеальной, мысленной
моделью и материальным результатом. Поэтому
правовые средства, выступая специфическим
посредником, с неизбежностью включают
как фрагменты идеального (инструменты,
средства-установления — субъективные
права, обязанности, льготы, запреты, поощрения,
наказания и т.д.), так и фрагменты реального
(технологию, средства-деяния, направленные
на использование инструментов, — прежде
всего акты реализации прав и обязанностей).
Подводя
итог к главе, следует отметить, что
проблема правовых средств является, прежде
всего, общетеоретической проблемой. Многие
авторы дают своё определение правовых
средств, но совершенно точного определения
на данный момент нет. В современной теории
права правовые средства определяются
как институционные явления правовой
действительности, которые воплощают
регулятивную силу права, его энергию,
исполняют роль его активных центров.
Глава 3 Предмет и метод правового регулирования
3.1 Предмет
правового регулирования
В
научно-учебной правовой литературе
можно встретить по крайней мере
два ответа на вопрос, что регулируется
правом (нормами права). Одни авторы
(их большинство) полагают, что предметом
правового регулирования
Важно также иметь в виду, что право не может регулировать
отношения,
существующие в обществе. В сферу
правового регулирования должны
входить те отношения, которые объективно
требуют правового
Основной их массив может быть распределен по трем группам:
1) отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными);
2) отношения
по властному управлению
З) отношения по обеспечению правопорядка.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности в денежном эквиваленте). Обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.
Вторую группу составляют отношения по властному управлению обществом. Эти отношения также отвечают всем признакам, по которым их можно включить в сферу правового регулирования. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно осуществляться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
Третью группу составляют отношения по обеспечению правопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Эти отношения возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных ранее сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Например, отношения по эквивалентному обмену ценностями, в частности имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.
От
характера, вида общественных отношений,
составляющих предмет правового
регулирования, зависит степень
интенсивности правового
3.2 Метод
правового регулирования
Методы
правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия29.
Из предложенного деления всех общественных отношений на три группы (отношения по обмену ценностями, управленческие и правообеспечительные (правоохранительные) отношения) достаточно очевидно различие между отношениями первой группы и отношениями второй и третьей групп. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во второй и третьей группах — отношения между властвующим и подвластным. Это характерно как для отношений управления, например, между органом государства и подчиненным ему должностным лицом, так и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.
В зависимости от указанных различий в характеристике общественных отношений в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод
децентрализованного
Метод
централизованного
По степени категоричности правовых предписаний выделяются два метода правового регулирования.
Один из них именуется императивным. Это такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.
Другой метод, именуемый диспозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Выделяются
в правоведении разные методы правового
регулирования по характеру отношений
между сторонами
В зависимости от методов раскрывается содержание способов правового регулирования, которые также обеспечиваются, сопровождаются особыми правовыми средствами императивно-властного или диспозитивного характера в их различном сочетании и предопределяют особенности использования правовых средств в практической деятельности.
Способы правового регулирования — это такие основные пути юридического воздействия на общественные отношения, которые выражены в юридических нормах, других правовых установлениях и формах, т. е. правовых средствах30.
В теории права большинство авторов выделяют три основных способа правового регулирования, к ним относится Р.А Ромашов, но на пример С.С Алексеев выделяет также и дополнительные.
Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).